«Лохматый из «Колл-центра» поступил в театральный с четвертого раза, а благословил его сам Хабенский: как Аскар Нигамедзянов пробивался в актеры
Ему долго говорили, что у него неподходящий типаж, но он все равно поверил в себя.
Хорошо, если ты хочешь стать актером, и при этом выглядишь как типичный герой-любовник: такие всегда нужны. Быть большим и мускулистым тоже неплохо: всякого рода детективы и боевики снимать не перестанут никогда.
Сложнее, когда ты худой, маленький и весь какой-то нетипичный. В стандартные клише не укладываешься. Приходится рассчитывать исключительно на талант. А есть он или нет, вот так сразу не разберешься. У многих популярных актеров его и в помине нет: берут востребованным типажом. Часики тем временем тикают: пора бы определиться с профессией…
Актеру Аскару Нигамедзянову 25 марта 2021 года исполнится лишь 27, но он со своей неудобной нетипичностью уже разобрался. Выпускник Школы-студии МХАТ заявил о себе и в кинематографе, и в сериалах. 2020-й был для Аскара особенно успешным — непрерывные съемки, которым не помешал даже коронавирус, роль в сериале-триллере «Колл-центр», после чего на него обратили, наконец, внимание как следует. Наконец, в январе он был зачислен в труппу театра на Малой Бронной. Судьбоносный звонок худрука Константина Богомолова состоялся осенью 2019-го: моднейший режиссер Москвы, позвонил ему лично и предложил встретиться, обсудить сотрудничество.
К успеху он шел, что называется, вопреки. Судьба не раз говорила ему «нет» и он с ней вроде бы соглашался, но… Просто пробовал еще и еще.
Аскар родился в Уфе — столице Башкирии в двух часах лету от Москвы. В его имени нет никакой ошибки: именно так, а не «Оскар», часто называют мальчишек в этой республике. Уфа — типичный город-миллионник, там полно театров. А вот театрального вуза нет — только скромный факультет в Академии искусств.
Аскар — поклонник артхаусных, психологических фильмов, после школы решил поступать на актерский в Питере. Провалился. Вместо того, чтобы горевать и ничего не делать целый год, он внял просьбам родителей, настоятельно рекомендующим «подумать о настоящей профессии». И поступил на филфак Башкирского государственного университета. После первого курса опять поехал в Питер и… провалился еще раз. Остался на своем филфаке, но мечтать стать актером не перестал. Перевелся на филфак в Питер и стал готовиться к третьему штурму.
«Мне часто говорили, что у меня такой типаж, что подобрать для меня роль будет очень сложно», — рассказывает актер. Удача ему улыбнулась только на четвертый раз, когда он завязал с Питером и подал документы в Школу-студию МХАТ в Москве.
Сегодня он говорит, что на эту отчаянную четвертую попытку его вдохновил Константин Хабенский. Дело было на творческом вечере звезды: он заметил Аскара в зале и вызвал его на сцену прочесть стихи. Отвергнутый театральными вузами, Нигамедзянов занимался в студии развития творческих способностей Хабенского — сначала в Уфе, потом в Питере. Константин его узнал, но ведь неспроста он обратился к нему, а не к кому-то другому. «Это знак», — подумал Нигамедзянов…
Мастером Аскара в Школе-студии стал актер и режиссер Дмитрий Брусникин. Он научил парня ценить индивидуальность, ведь актер сам определяет существование своего персонажа. Там он понял, что нетипичность, нестандартность, за которую Аскара так часто пеняли, это преимущество, а не недостаток.
Наслаждаться достигнутым он не спешит: помнит, что нет более неблагодарной профессии, чем ту, которую он избрал — сегодня твой телефон разрывается от предложений, а завтра про тебя могут просто забыть. «Вот будет мне лет 80, когда за спиной сотни ролей — тогда, может, я и смогу сказать, что победил», — говорит Аскар.
Широкая публика знает его по ролям в «Колл-центре», сериалах «Мир! Дружба! Жвачка!», «Ольга». И он снимается в таких проектах с удовольствием. Но мечтает совсем о других ролях. С одной стороны, ему интересен классический репертуар: почему бы не сыграть князя Мышкина по «Идиоту» Достоевского? С другой — чертовски хочется продолжать играть в современных, экспериментальных постановках. Вот как, например, в спектакле «Боженька» Никиты Кукушкина в «Гоголь-центре» — Нигамедзянов сыграл там котенка. Увидеть Аскара можно и в театре «Практика» (спектакли «Транссиб» и «Занос»), и в театре Бориса Покровского («Телефон. Медиум» в постановке Александра Молочникова).
А ведь после Школы-студии его, уже полностью осознавшего, кто он есть и на что способен, не брали ни в один театр. Как и большинство его сокурсников. Потому что актеров с дипломами все больше и больше, а театров столько же. Но время все расставило по своим местам.
Аскар обожает поэзию вообще и Уолта Уитмена в частности, и сам тоже пишет стихи. Особенно хорошо ему пишется в родной Уфе, где он нечасто, но бывает. Все-таки три года филфака не пропали даром: литературу он любит. И это тоже помогло ему стать актером.
Кто знает, получилось бы это все, если бы он поступил в театральный с первого раза?
Главное ФОТО: кадр из сериала «Колл-центр»