Главная (выберите раздел)

Актриса Евгения Брик о сериале «Бомба»: «Большая ответственность — почтить память людей, защитивших свою страну»

Время прочтения: 4 минуты
Дата публикации: 9 ноября 2020
Актриса Евгения Брик о сериале «Бомба»: «Большая ответственность — почтить память людей, защитивших свою страну»

9 ноября на телеканале «Россия 1» состоится премьера основанной на реальных событиях масштабной драмы «Бомба», продюсировал которую Валерий Тодоровский («Оттепель», «Оптимисты», «Частица Вселенной»). Это история создания в СССР первой атомной бомбы, истории сильных людей, которые были причастны к этому великому эпохальному моменту. Мы поговорили с чудесной актрисой Евгенией Брик (она играет в в фильме одну из ключевых ролей) о ее персонаже, съемках, создателях «Бомбы» и, конечно, о любви.

Евгения, расскажите о своей героине?

Анна – девушка сложная. Она — физик, дочь известных людей: папа – знаменитый ученый, мама – народная артистка, на ее выступления в концертном зале Чайковского ходит сам Берия.  Но Аня скорее папина дочка, свою жизнь она решила посвятить науке. Для меня как для актрисы роль женщины-ученого – своего рода вызов. Думаю, любой актрисе такая роль была бы безумно интересна. В юности одним из моих любимых фильмов был «Девять дней одного года», и когда я прочитала сценарий «Бомбы», то увидела очень много пересечений и аллюзий, например, там тоже любовный треугольник. Мы застаем наших героев в момент, когда перед ними поставлена практически невыполнимая задача: за два года сделать атомную бомбу. Это жизнь в абсолютном режиме аврала. Все были первопроходцами на этом пути, без права на ошибку. Нужны были исключительные мозги и таланты. Так как Аня занималась гамма-излучениями, она одна из немногих понимала, как опасна радиация и изучала ее влияние на живой организм. Не было толком ни приборов по измерению уровня радиационного излучения, ни защиты для тех, кто работает в его условиях. Очень многие тогда совершенно не осознавали, что такое радиация, как она влияет на человека и окружающую среду. Аня постоянно находится на объекте, ставит опыты на лабораторных мышах, следит за тем, чтобы все после работы обязательно принимали душ, переодевались. Она безрезультатно пытается объяснить простым рабочим, опасность ситуации, но они совсем не понимали о чем речь. Для них опасность – танки идут, а радиация, чем она опасна? Мы ее не чувствуем, у нее нет ни запаха, ни вкуса. А то, что она разрушает живое на клеточном уровне, этого никто не понимал. Я за время съёмок познакомилась с невероятными людьми: некоторые из них прошли Чернобыль, были люди, которые работали с самим Игорем Васильевичем Курчатовым и рассказывали мне о нем невероятные вещи, о том, как он круглосуточно трудился, с каким уважением ко всем относился, какой у него был невероятный юмор, как он умел в любой ситуации найти подходящую шутку, взбодрить людей даже в самый критический момент. Курчатов был в этом смысле уникальный человек, об этом много написано, но даже на его фотографиях это заметно – его искрящиеся глаза, которые давали людям силу духа  и веру в то, что все получится.

Поведение Ани порой может раздражать и вызвать кучу противоречий. Фото: кадр из фильма

Ваша героиня Вам симпатична?

Ну, конечно, она мне симпатична. Всегда, еще в самом начале пути, на пробах, читках и репетициях, я пытаюсь понять мотивацию героя, почему он так или иначе себя ведет. Мы все люди не простые, и герои, которых мы играем, – чем они сложнее, тем это интереснее и правдивее. Поведение Ани порой может раздражать и вызвать кучу противоречий, но для меня она персонаж очень трогательный, она посвятила всю свою молодость и очень много времени учебе. Обычно такие женщины, которые погружаются полностью в то, чем они занимаются, влюбляются, как правило, в человека, который занимается тем же, чем они. И ведут себя как подростки, часто не осознавая всей реальности. Анна видела в Рубине (Евгений Ткачук), в которого была безумно влюблена, только его талант, его самоотверженность, его гениальный ум, и абсолютно никаких дурных качеств. История, которая случилась с Рубиным, её сломала, потому что она готова была пожертвовать кем угодно ради него. Аня достаточно закрытый человек, вся в себе, полная противоположность своей мамы-артистки. Когда мы приступали к этой работе, мы все договорились, что не играем каких-то скучных умных людей, которые только и пишут формулы на доске. Ни в коем случае. Физики, вообще ученые, это люди с невероятным чувством юмора, очень яркой, бурной жизнью: мужчины, бесконечно меняющие жен, влюбляющиеся женщины, которые жили совершенно другой жизнью, чем женщины более обычных профессий. Моя героиня Анна Галеева  в команде ученых – единственная женщина. Она присутствовала при первых попытках запуска реактора, и ее мнение очень учитывалось, она привносила очень важную часть знаний. Участвовать в таком проекте и иметь возможность вложить в это что-то свое и узнать еще столько всего нового – невероятный подарок.

С Евгением Ткачуком («Тихий Дон», «Жизнь и приключения Мишки Япончика») Евгения Брик работала впервые. Фото: кадр из фильма

Вам приходилось играть учёных раньше? Чем сложна и чем интересна роль женщины-физика? Пришлось ли пройти курс ядерной физики?

— Да. Безусловно. Мы отучились в университете быстрым курсом (шучу). Нет, мне не приходилось раньше играть ученых, как я уже говорила. Не так много у нас фильмов снимается об ученых. Чем сложна и чем интересна роль женщины-физика? Сложна, безусловно, тем, что не сыграешь ты это просто так, выучив текст. Надо серьезно в это погрузиться и разобраться хотя бы на базовом уровне, как это все работает. Ну, вообще-то у меня папа был математик, физик, и изначально он, конечно, меня настраивал на то, что я поступлю в институт, где он работал – институт приборостроения, информатики и физики. Я даже проходила туда экзамены, потому что папа не был уверен, что я поступлю в театральный институт. И я ходила на курсы в его институт, хотя понимала, что это совершенно не мое. Мне очень нравилось с папой решать задачи по физике, но я не могла представить, что свяжу с этим жизнь. Так вот, возвращаясь к вопросу, сложно ли сыграть роль женщины-физика. Конечно, мы готовились. Игорь Копылов, наш режиссёр прислал нам список того, что было бы неплохо посмотреть и почитать, а именно документальный  фильм «Братство бомбы». Совершено захватывающий и потрясающий. Не знаю, посмотрела бы я его когда-нибудь, если б не снималась в этом фильме. И книгу Михаила Грабовского «Атомный аврал» – совру, если скажу, что прочла ее всю, но многое изучила и прояснила для себя. Появилось понимание того, о чем говорю в кадре, что значит «цепная реакция», что такое «блочки», «стержни», что происходит, когда они опускаются в котел, что такое «спекание», что такое «козел». К нам приходили специалисты, которые очень много помогали. С режиссером Игорем Копыловым мы много встречались до съёмок, и репетировали, и на пробах обсуждали, и разбирали много. Поэтому подготовка была очень интересная. И это те мгновения, когда ты понимаешь, какая же чудесная интересная у нас профессия, боже мой!

Мы застаем наших героев в момент, когда перед ними поставлена практически невыполнимая задача: за два года сделать атомную бомбу. Фото: кадр из фильма

Анна понимает всю опасность испытаний?

— Люди, с которыми я познакомилась на проекте и говорила на тему радиации, меня огорчили и потрясли, стало понятно, что до сих пор, и даже в 2020 году, никто не может до конца объяснить, как радиация влияет на человека. Это очень неопределенное понятие. То есть все понимают, что влияет плохо, но никто так и не понял до конца особенностей ее влияния. Например, есть люди, которые в Чернобыле получили огромную дозу облучения и не выжили. Но есть и много удивительных примеров, например, реальная женщина Людмила, которая тоже получила очень большую дозу облучения, потому что она сидела в больнице со своим умирающим мужем и, несмотря на все запреты, прикасалась к нему и родила мертвого ребенка. А потом через много лет в Киеве родила сына и жива до сих пор, ее организм смог это как-то побороть. Есть очень много людей, в организме которых происходят клеточные мутации, а есть те, чьи организмы это перебарывают. Моя героиня была очень въедливым человеком, она пыталась понять, как от этого защититься. И она  старается донести это знание до людей, которые, к сожалению, ни о чем другом не думают, кроме того, как выполнить задание, поставленное наверху, и готовы жертвовать ради этого своими жизнями. 

На выступления в концертном зале Чайковского ходит сам Берия. Фото: кадр из фильма

Что происходит в личных отношениях героев-физиков, или им не до любви? Присутствует ли на проекте конкуренция между учеными?  

— Я бы совсем не сказала, что ученым-физикам не до любви. Наоборот, страсти кипят неимоверные. Анна, уже будучи не юной девочкой, а взрослой женщиной, оказалась в настоящем любовном треугольнике. В самый разгар работы над созданием атомной бомбы человек, которого Аня любила всю свою юность, неожиданно возвращается в ее жизнь. И самое интересное, что происходит это благодаря Аниному мужу Кириллу (Виктор Добронравов). Он, понимая, что Рубин бесценный кадр, предлагает добиться его освобождения из лагеря, чтобы тот мог мгновенно присоединиться к работе. Насколько тяжело Ане будет с этим сосуществовать и бороться с вновь вспыхнувшими чувствами, увидим  в кино.  

Почему ей так трудно выбрать одного из друзей?

— Мы не будем этот вопрос разбирать, потому что это тайна, это сюжетная история. Не буду говорить вообще, будет ли она выбирать и что там случится. Это очень понятная женская история, когда главная любовь юности оборвалась, случилась трагедия в семье, и Аня винит себя в этом. Она потеряла голову, предала  самого близкого человека ради Рубина… И вот с тех пор имя бывшего возлюбленного даже никто не смеет произносить в ее семье. Проходят годы, она выходит замуж за прекрасного человека, талантливого ученого Кирилла Муромцева. Аня отчаянно пытается начать новую жизнь. Но неожиданное возвращение Рубина наносит сильный удар по Ане и Кириллу. Это для них тяжелейшее испытание — работать вместе, ведь Муромцев и Рубин ещё и лучшие друзья.

Очень много сцен было, в которых сразу шесть человек участвует или даже восемь. Фото: кадр из фильма

Что для вас важнее в этой вашей работе — любовная линия или история создания первой советской атомной бомбы? Как они соединяются в судьбе вашей героине?

— Тут очень тяжело сказать, потому что именно любовная линия и история создания первой советской атомной бомбы и есть абсолютное переплетение того, что происходит в судьбе наших героев. Это происходит параллельно, все сваливается на них совершенно неожиданно. Сразу после свадьбы Ани и Кирилла происходит трагедия, американцы сбрасывают бомбу на Хиросиму, и Сталин отдает приказ о срочном создании советского ядерного оружия. Был необходим паритет. Никто  не понимал, как же это будет сделано за такой короткий срок. Но все готовы были исполнять приказ, чего бы это ни стоило. При этом никто не отменял жизнь людей. Они завтракают, обедают, ужинают. Сходятся, расходятся, занимаются любовью, рожают детей. Цепная реакция происходит и в их жизнях, и на работе.

Муромцев и Рубин лучшие друзья, влюбленные в одну женщину. Фото: кадр из фильма

Расскажите, где проходили съёмки, как вам работалось с вашими партнерами, с режиссером Копыловым.

— Съёмки длились несколько месяцев. Все мои сцены были сняты  в Москве. А ребята еще ездили в экспедиции. Вот институт теоретической физики имени Ландау, это Косыгина, 2. Это огромное здание, где Ландау проработал много лет. Я там все время фотографировала, очень много реально старых помещений, которые в себе еще сохранили  дух того времени. Конечно, наши художники там много чего воссоздавали, строило и декорировали. Партнеры у меня были, лучше и желать нельзя. Витя Добронравов, с которым мы до этого работали в сериале «Адаптация». Мы смеялись, потому что после наших забавных персонажей в «Адаптации», парикмахерши Марины  и владельца магазинов бытовой техники в Ноябрьске, мы с Витей превратились в интеллектуалов, учёных. Женя Ткачук, я давно мечтала с ним поработать. Прекрасный актерский состав. А Игорь Копылов – просто невероятный режиссер. С первых пяти минут общения с ним я поняла, что мы по психофизике очень похожи, он абсолютный фанат своего дела, не жалеет себя, своей энергии. Я такого еще не видела: он режиссёр, который ни минуты не сидит в режиссёрском кресле, а постоянно находится с нами на площадке. Он как дирижер: вот оркестр, который нельзя ни на секунду оставлять. У нас очень много сцен было, в которых сразу шесть человек участвует или даже восемь. Всех надо распределить по кадру, каждому что-то придумать, ещё тяжелейший технический  текст. В общем, я могу коротко сказать, что только Игорь Копылов мог снять этот фильм. Он сам как электростанция, в нём как будто урановые блочки, и в них все искрится и работает 24 часа в сутки. Он такое количество своей энергии отдал этому проекту и нам! Я обожаю, когда режиссер сам может показать, как сделать сцену, как это сыграть. Это не значит, что надо делать точно так же, но многое становится моментально понятнее. Игорь сам еще и очень хороший артист. Там были очень сложные сцены, которые не получались. И вот Игорь – раз, подлетает к тебе, что-то подсказал, что-то нашептал, что-то тебе передал на каком-то невербальном уровне – ты сразу чувствуешь, что это такое по эмоции должно быть, – и всё, и оно пошло. Все мы конечно очень волновались,  очень сложный проект. Что тут говорить – большая ответственность. Это незабываемый опыт и счастье — иметь возможность воссоздать тот важнейший момент истории, почтить память людей, которые вложили все свои знания и силы в осуществление практически невыполнимой задачи ради будущего страны.

Премьера многосерийного фильма «Бомба» состоится в эфире телеканала «Россия» 9 ноября в 21:20.