Герой и злодей в одном лице: как и зачем в кинематографе существуют трикстеры
Как часто вы прислушиваетесь к своему внутреннему голосу? А если этот голос звучит громче остальных? После выхода на Кинопоиске первых эпизодов сериала «Преступление и наказание» режиссера Владимира Мирзоева зрители сконцентрировали свое внимание на новом персонаже, которого назвали Тень. Это вымышленный герой, олицетворяющий темные стороны каждого из действующих лиц. Классический пример трикстера в кино, который в нужный момент меняет ход событий совершенно безумным образом. По роману мы знаем, к чему привели мысли Родиона Раскольникова. Но зачем нужен трикстер? Как давно этот тип героев появился в кино? И кто же он на самом деле?
Одну из самых известных книг об образах героев и злодеев «Тысячеликий герой» написал американский ученый по сравнительной мифологии Джозеф Кэмпбелл. Научный труд Кэмпбелла, если упростить, обобщает любой путь главного персонажа будь то в кино или книге. Некто слышит зов, идет на него, побеждает злодея или преодолевает препятствия, а затем обретает себя. Так было, есть и будет всегда. Автор выделяет 8 типов персонажей, и если с основными, среди которых герой, злодей, наставник, союзник и прочие, все ясно, то с типом под названием «трикстер» все не так однозначно.
Для начала стоит определиться, что из себя представляет этот персонаж. Возьмем определение основоположника аналитической психологии Карла Густава Юнга: трикстер — примитивное космическое существо божественно-животной природы, с одной стороны, превосходящее человека благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой — уступающее ему из-за своего неразумия и бессознательности. По Юнгу трикстер — сумма всех низших черт характера человека, а главная его функция — внесение в строгий культурный порядок доли хаоса. Он плут, шут, проказник, который из всего делает игру. Трикстеры обличают добро и прячут оскал зла. Из-за того, что они находятся между двух миров, им легко присягнуть к обеим сторонам, но проблема в том, что им это не интересно.
Первым трикстером в кино считается персонаж из немого фильма 1907 года «Танцующая свинья». Антропоморфное животное во фраке старается увлечь своим танцем молодую девушку, а в конце показывает язык и страшный вампирский оскал. Спустя более ста лет трикстеры на экране выбрались из базовых понятий превращения, мистицизма и шутовства. Эти персонажи пережили серьезную трансформацию, с каждым фильмом влюбляя в себя зрителя все сильнее.
Этот архетип, как правило, играет довольно важную роль в сюжете, вплетая главных персонажей в свою игру и переворачивая все с ног на голову. Однако трикстеры также могут присутствовать в фильме, почти не оказывая влияния на сюжет. Так, они выступает скорее веселым дополнением, как неуклюжий Джа-Джа Бинкс в «Звездных войнах», или становятся частью гнетущей атмосферы, как пугающий Голлум во «Властелине колец». При этом им всегда отведена особая роль: находясь одновременно везде и нигде, трикстеры «выстреливают» в самый подходящий момент. Подобно «чеховскому ружью» они срабатывают, порой полностью меняя ход повествования.
Трикстеры вносят в сюжет тот самый хаос жизни, разрушают привычное течение вещей и наводят беспорядок, благодаря которому однажды появилась вселенная. Вот несколько примеров таких персонажей.
Кот-бегемот и Коровьев
Эти трикстеры знакомы нам еще со школы — по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Первый — оборотень, а второй — чудаковатый тип, похожий на клоуна. Оба из свиты Воланда, что уже намекает на их связь с мистикой и эзотерикой. Эти персонажи играют с людьми и их судьбами, с некоторыми даже жестоко расправляются, как это было с Берлиозом, которого лишили головы за подхалимство.
Они не вершат правосудие, лишь балуются им, радостно наблюдая за тем, что происходит с их маленькой помощью. Привлекая внимание своим видом, оба ловко оборачиваются злодеями, а в нужный момент — шутниками и балагурами.
Тень
Чуть ближе познакомимся с персонажем из современной интерпретации романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сериал вобрал все самое важное из книги, и привнес небольшое, но такое важное дополнение — новый персонаж Тень. Вместе с ним внутренняя борьба каждого из героев получила физическое воплощение.
Главной задачей Тени становится гиперболизация всех самых потаенных мыслей или наблюдение за их реализацией. Например, Раскольникова он словами и действиями подталкивает на преступление, а в момент расправы Свидригайлова со своей женой лишь молчаливо созерцает происходящее.
Джокер
Мотивация Джокера на 100% совпадает с целями трикстера — нарушить привычный порядок вещей. В «Темном рыцаре» герой был антагонистом Бэтмена, а в «Отряде самоубийц» спасал возлюбленную. Так или иначе, Джокера раздражало правосудие, и он нарушал закон. Однако в последних фильмах Тодда Филлипса, став главным героем, он боролся с системой в целом и решал философские дилеммы.
Джокер идеально обличает сущность трикстера, указывая на то, что этот архетип находится между добром и злом. Он не действует по зову, а орудует для веселья или от бессилия. Именно поэтому в первых картинах он скорее развлекает зрителя, лишь изредка пугая своими выходками, а в поздних работах заставляет сопереживать и искренне ужасаться его поступкам.
Джек Воробей
Еще один любимчик публики и очевидный трикстер — герой серии фильмов «Пираты Карибского моря» Джек Воробей, а если точнее — Капитан Джек Воробей. Все, чего касается Джек превращается в хаос, что логично. Добряк по своей сути, пират по существу, но эгоист и обманщик по натуре. Его персонаж буквально создан для того, чтобы разрушить логику, как и подобает идеальному трикстеру. Фактически — он один из главных героев картины, но по словам режиссера первых 3-х частей Гора Вербински, он не может быть в центре повествования. Его не заботит честь, он не чтит никакие законы, даже пиратские. Все что его интересует — выгода: корабль побольше, побрякушки поярче и ром покрепче, а между побегом из плена злодея и дружбой, он, очевидно, выбирает первое.
Персонаж невероятно ловок и зачастую перестрелки и драки выигрывает не за счет грубой силы. Также он необыкновенно изворотлив: его главное оружие — разговор, Воробей легко забалтывает всех, попутно убегая с сокровищем. И он самый ненадежный человек, но все его любят. От героев самой вселенной до зрителей, для которых он — главный источник смеха на протяжении всех фильмов.
Добби
Интерпретация трикстера скорее с положительной окраской — домашний эльф Добби из серии фильмов про Гарри Поттера. Все его намерения изначально добры, он верно служит Гарри, после того, как тот освободил его от прежнего хозяина. Но все попытки эльфа помочь юному волшебнику чаще заканчиваются катастрофой.
Смешной и неуклюжий Добби в первых фильмах был скорее развлечением и поводом для сопереживания, но к концу он раскрывается совершенно с другой стороны. Его роль оказывается ничуть не менее важной, напрямую влияя на сюжет, а смех над ним становится и вовсе недопустимым.
Трикстер — персонаж, который балансирует между двумя мирами, будучи одновременно ни хорошим, ни плохим. Если представить, что киновселенные переплетаются, то некогда добрый и милый герой может оказаться лордом ситхов. Такая теория активно обсуждается среди фанатов в отношении вышеупомянутого Джа-Джа Бинкса. Поэтому к трикстерам следует относиться с осторожностью: их роль в сюжете может быть обманчивой. Важно помнить, что все для них — игра, а их высшая цель — хаос, и не имеет значения, как это отразится на окружающих.
Главное фото: кадры из фильмов