Сказочных злодеев знаменитый советский актер сыграл 80 лет назад, и до сих пор его никто не превзошел
Георгий Милляр снялся в 16 киносказках режиссера Александра Роу, при этом в некоторых фильмах исполнял сразу две, а то и три роли. В «Королевстве кривых зеркал» он Наиглавнейший Церемониймейстер, а еще вдовствующая королева и извозчик. В фильме «Варвара-краса, длинная коса» — подводный царь Чудо-Юдо. В «Марье-искуснице» — слуга Водяного Квак, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — Черт. Но фирменные злодеи Милляра — Баба Яга и Кощей Бессмертный. В середине прошлого века не было ни компьютерной графики, ни таких бутафории и грима, как сейчас. Да и жанр киносказки только зарождался, и никто не знал, как же эту нечисть изображать. Георгий Францевич своих персонажей придумывал сам, и этот процесс был не менее увлекательным, чем сами сказки.
«Кощея Бессмертного» Роу снимал в 1941-м, в эвакуации в Ташкенте. А премьеру приурочили к Великой Победе 9 мая 1945 года, ведь сюжет сказки — как русский богатырь победил злодея — был очень символичным. Режиссер хотел, чтобы в Кощее зрители угадывали Гитлера. Милляр обошел несколько церквей — смотрел, как иконописцы изображали чертей. Перечитал германскую «Песнь о нибелунгах» о суровых средневековых рыцарях. Окончательно вдохновился мрачной гравюрой Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». А когда подхватил малярию, так отощал, что стал похож на Кощея даже без грима. Страшный, злой — от него даже лошадь шарахалась, приходилось ей глаза завязывать.
А вот следующий Кощей — в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года — у Милляра получился совсем другим: жених-неудачник, которого даже жалко. Тещей Кощея Бабой Ягой, к слову, в фильме был все тот же Милляр. Эту старушенцию актер сыграл в четырех фильмах и задолго до официальных званий получил народное — Заслуженная Баба Яга Советского Союза.
В самом первом фильме — «Василиса прекрасная» (1939 год) — на роль претендовало несколько актрис, даже Фаина Раневская пробовалась. Но Роу все не мог определиться. Выручил Милляр: убедил, что роль — мужская. «Скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю!». Актер искал вокруг себя подходящие типажи, учился ходить и говорить по-старчески. «В Ялте старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить!» — рассказывал Милляр. Старуха получилась образцово-показательная: и страшная, и озорная. Если же внимательно за ней наблюдать, даже неприличные жесты заметишь. Милляр, говорят, называл себя Стариком Похабычем и позволял себе иногда фривольные шуточки.
Вторая Баба Яга вышла у него более человечной и даже милой: она уставала, как обычная старушка, сетовала на радикулит, хватаясь за поясницу. А чтобы правдоподобно летать в кадре на метле, Георгий Францевич усердно тренировался с шестом.
А однажды роль колдуньи помогла Милляру жениться на соседке по коммуналке — 60-летней вдове Марье Васильевне. Та опешила, увидев в дверях 65-летнего жениха с хризантемой в петлице: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины!». «А я не мужчина, я Баба Яга», — парировал находчивый Милляр. Позже ходили слухи, будто актер женщинами вовсе не интересовался, потому и прожил до старости с мамой. А свадьбу ему устроил Роу, чтобы оградить Милляра от неприятностей. Но точно известно, что между супругами были нежные отношения. Он называл ее Манечка, а она его — Коша. Прожили больше тридцати лет — до смерти Георгия Францевича в 1993-м. Актеру было 89. Заболел воспалением легких и сгорел за несколько дней.
Последние годы для гениального актера были тоскливыми: в 73-м не стало Роу, и Милляра стали редко приглашать в кино, роли давали эпизодические. А он мечтал сыграть Суворова. Уже пожилому, наконец, дали квартиру — двушку на последнем этаже на окраине Москвы, далеко от метро. До этого актер ютился в коммуналке на Бронной: сначала с мамой, потом с женой. Заслуженного артиста РСФСР получил в 85. А накануне юбилея произошла обидная история. Милляра позвали на детское мероприятие. Актер очень воодушевился, ведь обожал детишек. Выяснил, что в зале 850 мест, и сделал ровно столько открыток. На каждой нарисовал цветными карандашами Бабку Ежку в ступе и подписал: «С любовью Г. Ф. Милляр». Хотел каждому юному зрителю вручить на память. Прождал весь день, но никто за ним не приехал и даже не перезвонил. Те открытки разошлись между соседями и знакомыми, а несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино. Все наследство актера, которое передала его жена, уместилось в небольшую коробку: фотографии, записи, маски, ведро с говорящей щукой, кольца Бабы Яги, шуточные медали «Самой главной нечистой силе».
КСТАТИ
Откуда такая фамилия?
Актер родился 7 ноября 1903 года в Москве, в состоятельной семье. Его отец — французский инженер Франц де Милье — приехал в Россию строить мосты. Влюбился в дочь иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, женился и остался на чужбине. Умер от болезни, когда Георгий был малышом, но до 14 лет мальчик рос в роскоши и в окружении гувернанток. Говорил по-французски и по-немецки, много читал, разбирался в классической музыке. После революции 1917 года огромную квартиру семьи де Милье превратили в коммуналку, выделив вдове и ее сыну комнату. Отобрали две дачи и прочее имущество. От греха подальше семья уехала в Геленджик, Георгий изменил фамилию на Милляр, а в анкетах в графе «происхождение» писал «служащие». Он всегда сожалел, что родился 7 ноября и с советской властью не дружил. А любимым праздником считал 14 июля — День взятия Бастилии.
Главное ФОТО: Global Look Press