Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с британской кинозвездой о работе над телесериалом «Новый Папа», который стартует на платформе «Амедиатека» 11 января.
Стас ТЫРКИН
С исполнителем роли Папы римского Пия XIII (в миру Ленни Белардо) мы беседуем в кабинете директора Венецианского фестиваля во время официальной премьеры «Нового Папы», нового сезона сериала Паоло Соррентино. Джуд — настолько занятой артист, что интервью он дает между проходом по красной дорожке и поклонами по окончании фильма. По этой причине на нем был одетый на белую майку-алкоголичку смокинг Армани с вшитым прямо в воротник шелковым шарфом в горошек. Выглядел в этом наряде Джуд еще более шикарно, чем в специально сшитом для него папском облачении.
«Если бы я мог творить чудеса…»
— Не будет спойлером сказать, что часть экранного времени ваш герой проводит в коме. На съемках вы явно не перетруждались.
— Да, играть человека в коме, честно говоря, было не очень сложно. Даже больше скажу: легче мне играть ещё ничего не приходилось! Главным было не заснуть и не свалиться с кровати. Хотя в прекрасном палаццо на окраине Рима, где мы снимали, не было центрального отопления, и между дублями меня закутывали в одеяла, чтобы я не стучал зубами от холода. А когда дело доходило до съемок, с меня сдирали все одеяла. Боюсь, никаких высоких мыслей о жизни и смерти мне в голову не приходило, пока я там лежал.
— Играя во второй раз Папу Римского, вы почувствовали себя ближе к религии или наоборот дальше от нее отдалились?
— Я с подросткового возраста интересовался вопросами духовности и веры, поисков своего духовного места в мире… Но что я вынес, снимаясь в «Молодом Папе», это наблюдения за тем, насколько театрализована католическая церковь. У меня возникло несколько параллелей с тем, что мне хорошо знакомо в моей профессии. Обряд мессы — это же настоящий спектакль, перформанс с костюмами, светом… Это театр, причем такой древний! Эти ребята умеют устраивать великолепное шоу. Но больше всего меня интересовал в этом фильме его человеческий элемент. Сначала я пытался изучать Ватикан, историю римских пап, историю веры, но Паоло попросил меня больше концентрироваться на человеке, которого я, собственно, играю. В новом сезоне он начинает новое путешествие, пытается найти себя заново, узнает, как к нему относятся люди. В общем, мне было на чем концентрироваться, помимо метафор веры.
— Ваш Пий XIII находится между двух огней: он современный человек, поставленный во главе самого консервативного института.
— Для меня это было главным, мы как раз стремились к тому, чтобы отразить эту его противоречивость.
— Если бы вы могли творить чудеса, как ваш герой, что бы вы сделали?
— Я бы взял весь пластик со дна океана и заставил бы его как-нибудь испариться.
— А были ли в вашей жизни какие-то чудеса?
— Нет! Но часто главным чудом называют рождение детей. Я тоже думаю, что сама по себе жизнь — уже чудо, не так ли? Когда твои дети здоровы и счастливы, что может быть прекраснее? Ну и в том, что жизнь продолжается на нашей планете уже тысячелетиями и каждый день начинается снова, тоже есть что-то завораживающее… Хотелось бы мне, конечно, чтобы ещё какие-то чудеса со мной произошли, но, увы, в этом смысле мне рассказать нечего.
«Папочка, что же ты натворил?»
— Все просто умирают от вашего прохода по пляжу в узеньких плавках. Как вам удается сохранять такие формы?
— Спасибо, это очень лестно. Расскажу все, как на духу. Сцена, в которой Ленни Белардо выходит из моря, была в сценарии, поэтому я знал, что нам придётся ее снять. Но вдруг ко мне подходит Паоло Соррентино, с неожиданной идеей, как это у него часто бывает. А на следующий день я прихожу на площадку, точнее на пляж, и вижу, что весь он заполнен какими-то потрясающими моделями. Мы все очень смеялись во время съемок, и в результате получилась такая смешная, немного дурацкая, слегка провокационная сцена. Я очень доверяю Паоло, его видению, его чувству стиля — все, что он делает, получается очень красиво и с большим вкусом. Когда вышел трейлер, в него, конечно, не могли не включить эту сцену. Я был даже немного шокирован таким хайпом, мне это было весьма удивительно. Думал, будет стыдно перед детьми. Опасался, что они скривят физиономии и скажут мне: «Папочка, что же ты натворил?». Но им на самом деле понравилось, они очень смеялись.
— Не самые юные по возрасту артисты сейчас не отказывают себе в проявлениях сексуальности. Вы и Брэд Питт, например.
— Мне очень лестно это сравнение с Брэдом! Он прекраснейшее человеческое существо. Если я могу с ним конкурировать, то я очень счастлив. Вообще я люблю держать себя в форме. Я даже этим немного одержим — бегаю, уже 20 лет занимаюсь боксом, отдаю много времени йоге. Но люблю и бутылочку вина раздавить и выкурить сигарету вечерком — одно не мешает другому.
— Любимым напитком Ленни Белардо является, тем временем, «Кока Черри Зеро».
— Хуже него, наверное, ничего нет! (Смеется.) Я поклонник оригинальной Кока-Колы. А сейчас я подсел на частичное голодание — не ем до середины дня. Самое сложное здесь — это не есть и после 8 вечера. Это свежее добавление к моему образу жизни за последний год.
— А как не есть после 8 на кинофестивале, когда днем особо есть некогда?
— Да, здесь вообще нет времени на еду, поэтому все нормально.
«Реальный Папа никогда не был нашей мишенью»
— Каково было работать с Джоном Малковичем, который стал «Новым Папой»?
— Не думайте, что я давал ему какие-то советы. Ибо сначала всегда нужно спросить человека, хочет ли он услышать твой совет. Тем более такой известный, боготворимый артист, как Джон Малкович, любимец киноиндустрии и публики! На самом деле Паоло рассказал мне об этой идее два года назад, за обедом в Венеции, когда мы представляли здесь «Молодого папу». Когда он только начинал этот сериал, то сразу имел в виду, что моему герою найдётся замена, ему придется отступить в тень, а мы понаблюдаем за этой ситуацией — как вообще церковь ведет себя, когда такое случается. Как и за тем, что будет дальше — как мой герой, Ленни, становится еще более сакральным героем, оказывается живым мессией в восприятии других людей… Это очень круто, что роль нового Папы досталась именно Джону. Это ещё один блестяще придуманный, сложный персонаж Соррентино, который воплотил фантастический артист Джон Малкович
— Какой была реакция католиков на «Молодого папу»?
— На удивление позитивной! Они поняли, что у нас не было цели пристыдить или унизить церковь. Или как-то судить её. Думаю, у Паоло получилось исследование католической веры — он как бы подносит зеркало церкви, и, по-моему, она это оценила. Несомненно, что это кино сделано тем, у кого есть свое отношение к католицизму. Ты можешь быть верующим или неверующим, но католичество входит в само ДНК итальянской культуры, в ДНК всех итальянцев. В общем, по-моему, даже в Ватикане получили удовольствие от нашего фильма. Реакция была позитивной.
— Смотри-ка, никто даже не оскорбился.
— Я больше скажу. Мастер, который изготавливал для меня головные уборы, после фильма начал получать заказы от кардиналов и епископов во всём мире. Он заработал кучу денег! То епископ из Конго, то кардинал откуда-нибудь из Латинской Америки заказывают ему большую фиолетовую шляпу или маленькую чёрную.
— Вашего героя можно назвать нарциссом и человеком, одержимом демонами.
— Да, эти качества повредили бы настоящему Папе Римскому, но для того, чтобы рассказать интересную историю, главного героя нельзя лишить всех недостатков.
— Реальный Папа как-то вас вдохновлял?
— Нет, реальный Папа Римский никогда не был нашей мишенью. По крайней мере я об этом даже не думал. Но уникальная ситуация, при которой оказались живы одновременно сразу два Папы (предыдущий Папа, Бенедикт XVI, не умер, а впервые за 600 лет отрекся от престола — С.Т.), до определенной степени вдохновила Паоло на сюжет «Нового Папы». Кстати, эта ситуация будет в центре еще одного нового фильма — «Два Папы», в котором Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс играют реальных Пап, бывшего и нынешнего. Но сам по себе Папа Франциско никогда не был для нас предметом исследования, хотя я и его поклонник — думаю, что он очень хороший. Он проповедует любовь — эмпатию, поддержку, душевную щедрость и правду, что очень важно.
«Свадьба — это серьезный шаг»
— Вы всегда режете правду-матку?
— Это очень сложно. Но и просто — нужно лишь сделать выбор и не говорить ничего кроме нее. Это тяжелый путь, но нужно его придерживаться. А еще несколько лет назад я сделал выбор — избегать драм в личной жизни. Потому что выдерживать постоянную драму очень тяжело. Ужасно от этого устаешь. Прямолинейно относиться ко всему гораздо проще.
— А как быть, если твой муж или жена жить не могут без драмы?
— Нужно очень культурно выйти из таких отношений.
— Вы же недавно женились.
— Да, и это для меня большое решение! Впрочем, оно таким и должно быть. Мы ждали четыре года, пока ни пошли на этот серьезный шаг. Нет, церемония проходила не в церкви, но была великолепной — она была скорее посвящена соединению двух семей, а не только жениха и невесты. Это было очень важно для нас обоих. На свадьбе несколько раз звучала шутка о том, что среди нас присутствует Папа. (Смеется).
— Вы не из тех актеров, кто каждый день рассказывает о себе всему миру.
— Несколько лет назад я принял решение не присутствовать в соцсетях, и оно было одним из лучших решений в моей жизни! Я не читаю Твиттер, у меня нет аккаунта ни в Инстаграме, ни на Фейсбуке, и я почти не пользуюсь электронной почтой. А недавно я уехал на две недели без айфона, без ноутбука и без всех остальных дивайсов. Не могу передать, насколько это было великолепно. Я хорошо спал, это было настоящим благословением! Очень рекомендую проделывать это всем раз или два в году! А то, что я остался без музыки, потому что вся она была в телефоне, и мне пришлось прибегать к помощи дорожных карт — это можно было пережить.
— Что думаете об истории с Харви Вайнштейном и всей этой компании #MeToo?
— Я работал с Харви Вайнштейном — трудно было найти в девяностые годы активно снимавшихся актёров, кто бы с ним не работал. Но движение #MeToo я всегда поддерживал и мне жаль, что какие-то изменения в отношении талантливых женщин внедряются довольно медленно. Я не вижу больших проблем с тем, чтобы на фестивалях была реализована концепция «50/50». Как и на съемках кино. Лично мне всегда везло с режиссёрами-женщинами!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джуд Ло родился 29 декабря 1972 года в Лондоне в семье учителей. В 12 лет начал играть на сцене Национального молодежного музыкального театра. В 17 лет бросил школу и полностью переключился на театр. Снимался в телесериалах, первая заметная роль в кино — в картине «Уайльд». Два раза был номинирован на «Оскара» — за роли в фильмах Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» и «Холодная гора». Шесть лет был женат на актрисе Сэди Фрост, с которой имеет троих детей. Был помолвлен с актрисой Сиенной Миллер, с которой дважды начинал и заканчивал взаимоотношения. Четвертый и пятый ребенок Ло родился от моделей Саманты Берк и Кэтрин Хардинг. В апреле 2019 года женился на психологе Филиппе Коун.
5 лучших фильмов Джуда Ло:
- «Талантливый мистер Рипли» (1999)
- «Враг у ворот» (2001)
- «Искусственный разум» (2001)
- «Красавчик Алфи, или Чего хотят мужчины» (2004)
- «Анна Каренина» (2012)