Как воссоздали эпоху Петра I в сериале «Елизавета»: Говорящие детали, попугай и улитка

В новом сериала «Елизавета» режиссер Дмитрий Иосифов прежде всего стремился добиться настоящей жизни в кадре, и эту задачу решали не только актеры, блистательно исполнившие свои роли, но и все участники волшебного процесса создания кино. Как «оживляли» фильм реквизиторы, и какие детали стали говорящими, рассказали постановщики сериала «Елизавета».

Главная интрига сериала заключена в завещании, в котором, по версии авторов, император Петр I (Александр Балуев) успел назвать имя наследника престола. И сам этот документ играет важную роль – его передают из рук в руки, похищают, пытаются сжечь.

Для того, чтобы изготовить завещание, которого никто не видел, воссоздали и вырезали личную печать Петра, заказали сургучный оттиск, каллиграф расписался за императора и «нарисовал» текст, была сделана реконструкция. Кстати, пришлось сделать 4 копии, потому что одна бумажка не сохранилась бы в процессе съемок, не перенесла бы всех приключений. Зато завещание Екатерины I (Агриппина Стеклова) сохранилось в подлиннике, его скопировали и воссоздали точно в таком же виде, каким оно было подписано императрицей.

Для того, чтобы изготовить завещание, которого никто не видел, воссоздали и вырезали личную печать Петра. Фото: предоставлены телеканалом «Россия»

Что касается «кондиций» Анны Иоанновны (Светлана Смирнова-Кацагаджиева) – сохранилась историческая копия того экземпляра, который был порван Анной собственноручно. Довольно толстая пачка плотной бумаги, кстати. Полиграфии в сериале вообще было очень много – «бумажки» играют огромную роль: кроме всяческих записок, указов, проездных документов, карикатур и рисунков, были письма Елизаветы (Юлия Хлынина), которые писались пером прямо в кадре, а это тоже требует известного мастерства, последовательности и особой технологии. Гусиные перья, заточенные особым образом, в кадре – самые что ни на есть натуральные.

Гусиные перья, заточенные особым образом, в кадре – самые что ни на есть натуральные. Фото: предоставлены телеканалом «Россия»

Для вице-канцлера Остермана (Алексей Агранович) постарались подобрать красивые, элегантные, в германском стиле шахматы, подчеркивая его немецкое происхождение. Что касается коллекции бабочек – есть упоминания, что у Остермана было такое хобби, насколько сильно он этим увлекался, неизвестно, но пройти мимо столь выразительного образа было нельзя. Мы подобрали экземпляры, которые были тогда, инструменты, колбочки. Все, что крупно появлялось в кадре – изучали и проверяли. Нашли в Москве клуб энтомологов, они всё рассказали, описали, предоставили 15 образцов, которые могли тогда быть в коллекции Остермана в Петербурге и окрестностях. Практически, кстати, те же виды и остались.

Уменьшенная модель летательного аппарата. Фото: предоставлены телеканалом «Россия»

Лаборатория княжны Юсуповой (Ангелина Поплавская) потребовала от постановщиков изобретательности. Они дали волю фантазии: это был самый сложный и насыщенный объект по департаменту постановщиков. Наша героиня изучает естественные науки, занимается исследованиями, составляет лекарственные составы. Прасковья Юсупова, дочь самого богатого и влиятельного князя России, сподвижника Петра, стремится к знаниям, и ей наверняка знакомо имя Леонардо да Винчи. Родилась такая легенда, что по чертежам великого ученого и художника для нее могли построить уменьшенную модель летательного аппарата. И реквизиторы создали необыкновенный экземпляр, который самым прекрасным образом вписался в лабораторию. Здесь стоят бесчисленные колбочки, скляночки, заспиртованные препараты. Постановщикам удалось раздобыть для съемок очень большой дистиллятор, аутентичный, начала 18 века. Без этого медного аламбика княжна просто не могла бы заниматься химией.

Попугай (для которого была специально сделана жердочка) сыграл эффектную сцену с семьей Петра Первого. Фото: кадр из фильма

Очень хотелось, чтобы там было что-нибудь живое – змейка, жаба. Но для этого нужны были специальные террариумы, которые нарушили бы весь тщательно выстроенный интерьер 18 века. И в кадре появился тритончик, которого я попросил на съемку у своей дочери. Он успешно сыграл свою роль, с ним, кстати, все в порядке, хорошо себя чувствует, — рассказал реквизитор Павел Ждамиров.

Что касается других участников съемок из мира животных, зрители увидят в сериале попугая ара и собачку-левретку. Попугай (для которого была специально сделана жердочка) сыграл эффектную сцену с семьей Петра Первого, а левретка появится в сценах с Анной Иоанновной, при которой эта порода домашних любимиц была в моде, и у самой Анны их было не менее десяти.

Улитку снимали там, где нашли, даже не потревожив. Фото: кадр из фильма

Сцена, где Елизавета любуется цветами и разглядывает улитку на траве, полна жизни в прямом и переносном смысле. Улитку снимали там, где нашли, даже не потревожив. Это местный обитатель Петроградской стороны. Изначально в группе договорились снимать на натуре все живые детали, которые увидят – жучков, паучков, ягодки, цветочки. Всю эту естественную, природную красоту зритель увидит в выразительных кадрах замечательного оператора Максима Шинкоренко.

Все актеры брали уроки верховой езды и зачастую в кадре сами скакали верхом. Фото: кадр из фильма

Отлично справились со своей ролью и лошади. Все актеры брали уроки верховой езды и зачастую в кадре сами скакали верхом, но в опасных сценах их заменяли каскадеры.

Поначалу некоторые артисты боялись подходить к лошадям, но преодолели свои страхи, а со временем поднаторели и даже скакали в кадре галопом. Актер Артем Ключников (в роли пажа Шувалова) вообще со сломанной рукой снимался верхом на лошади. Настоял на том, что сделает всё сам, я был поражен его решимостью и мужеством! Кирилл Чернышенко (поручик Шубин) должен был скакать верхом в Петропавловской крепости, вдруг его лошадь поскользнулась на брусчатке, и он со всего маха бабахнулся на землю. Все перепугались, к счастью, он каким-то чудом ничего не повредил! – вспоминает режиссер-постановщик Дмитрий Иосифов.

Сериал «Елизавета», телеканал «Россия», с понедельника 29 августа в 21.20

Главное ФОТО: телеканал «Россия»

Exit mobile version