В новом сериала «Елизавета» режиссер Дмитрий Иосифов прежде всего стремился добиться настоящей жизни в кадре, и эту задачу решали не только актеры, блистательно исполнившие свои роли, но и все участники волшебного процесса создания кино. Как «оживляли» фильм реквизиторы, и какие детали стали говорящими, рассказали постановщики сериала «Елизавета».
Главная интрига сериала заключена в завещании, в котором, по версии авторов, император Петр I (Александр Балуев) успел назвать имя наследника престола. И сам этот документ играет важную роль – его передают из рук в руки, похищают, пытаются сжечь.
Для того, чтобы изготовить завещание, которого никто не видел, воссоздали и вырезали личную печать Петра, заказали сургучный оттиск, каллиграф расписался за императора и «нарисовал» текст, была сделана реконструкция. Кстати, пришлось сделать 4 копии, потому что одна бумажка не сохранилась бы в процессе съемок, не перенесла бы всех приключений. Зато завещание Екатерины I (Агриппина Стеклова) сохранилось в подлиннике, его скопировали и воссоздали точно в таком же виде, каким оно было подписано императрицей.
Что касается «кондиций» Анны Иоанновны (Светлана Смирнова-Кацагаджиева) – сохранилась историческая копия того экземпляра, который был порван Анной собственноручно. Довольно толстая пачка плотной бумаги, кстати. Полиграфии в сериале вообще было очень много – «бумажки» играют огромную роль: кроме всяческих записок, указов, проездных документов, карикатур и рисунков, были письма Елизаветы (Юлия Хлынина), которые писались пером прямо в кадре, а это тоже требует известного мастерства, последовательности и особой технологии. Гусиные перья, заточенные особым образом, в кадре – самые что ни на есть натуральные.
Для вице-канцлера Остермана (Алексей Агранович) постарались подобрать красивые, элегантные, в германском стиле шахматы, подчеркивая его немецкое происхождение. Что касается коллекции бабочек – есть упоминания, что у Остермана было такое хобби, насколько сильно он этим увлекался, неизвестно, но пройти мимо столь выразительного образа было нельзя. Мы подобрали экземпляры, которые были тогда, инструменты, колбочки. Все, что крупно появлялось в кадре – изучали и проверяли. Нашли в Москве клуб энтомологов, они всё рассказали, описали, предоставили 15 образцов, которые могли тогда быть в коллекции Остермана в Петербурге и окрестностях. Практически, кстати, те же виды и остались.
Лаборатория княжны Юсуповой (Ангелина Поплавская) потребовала от постановщиков изобретательности. Они дали волю фантазии: это был самый сложный и насыщенный объект по департаменту постановщиков. Наша героиня изучает естественные науки, занимается исследованиями, составляет лекарственные составы. Прасковья Юсупова, дочь самого богатого и влиятельного князя России, сподвижника Петра, стремится к знаниям, и ей наверняка знакомо имя Леонардо да Винчи. Родилась такая легенда, что по чертежам великого ученого и художника для нее могли построить уменьшенную модель летательного аппарата. И реквизиторы создали необыкновенный экземпляр, который самым прекрасным образом вписался в лабораторию. Здесь стоят бесчисленные колбочки, скляночки, заспиртованные препараты. Постановщикам удалось раздобыть для съемок очень большой дистиллятор, аутентичный, начала 18 века. Без этого медного аламбика княжна просто не могла бы заниматься химией.
— Очень хотелось, чтобы там было что-нибудь живое – змейка, жаба. Но для этого нужны были специальные террариумы, которые нарушили бы весь тщательно выстроенный интерьер 18 века. И в кадре появился тритончик, которого я попросил на съемку у своей дочери. Он успешно сыграл свою роль, с ним, кстати, все в порядке, хорошо себя чувствует, — рассказал реквизитор Павел Ждамиров.
Что касается других участников съемок из мира животных, зрители увидят в сериале попугая ара и собачку-левретку. Попугай (для которого была специально сделана жердочка) сыграл эффектную сцену с семьей Петра Первого, а левретка появится в сценах с Анной Иоанновной, при которой эта порода домашних любимиц была в моде, и у самой Анны их было не менее десяти.
Сцена, где Елизавета любуется цветами и разглядывает улитку на траве, полна жизни в прямом и переносном смысле. Улитку снимали там, где нашли, даже не потревожив. Это местный обитатель Петроградской стороны. Изначально в группе договорились снимать на натуре все живые детали, которые увидят – жучков, паучков, ягодки, цветочки. Всю эту естественную, природную красоту зритель увидит в выразительных кадрах замечательного оператора Максима Шинкоренко.
Отлично справились со своей ролью и лошади. Все актеры брали уроки верховой езды и зачастую в кадре сами скакали верхом, но в опасных сценах их заменяли каскадеры.
— Поначалу некоторые артисты боялись подходить к лошадям, но преодолели свои страхи, а со временем поднаторели и даже скакали в кадре галопом. Актер Артем Ключников (в роли пажа Шувалова) вообще со сломанной рукой снимался верхом на лошади. Настоял на том, что сделает всё сам, я был поражен его решимостью и мужеством! Кирилл Чернышенко (поручик Шубин) должен был скакать верхом в Петропавловской крепости, вдруг его лошадь поскользнулась на брусчатке, и он со всего маха бабахнулся на землю. Все перепугались, к счастью, он каким-то чудом ничего не повредил! – вспоминает режиссер-постановщик Дмитрий Иосифов.
Сериал «Елизавета», телеканал «Россия», с понедельника 29 августа в 21.20
Главное ФОТО: телеканал «Россия»