Откуда взялась альтернативная история и как это повлияло на современный кинематограф: Несочетаемые эпохи
«А что, если…?» — тот самый вопрос, позволяющий писателям, режиссерам и другим деятелям искусства фантазировать на тему существования альтернативных реальностей. Современным российским отражением этой мысли стал новый сериал на Кинопоиске «Фандорин. Азазель» — его события разворачиваются в Российской империи XXI века. Разбираемся, когда люди впервые задумались об альтернативной истории и как этот жанр развивался.
С чего все началось
Сама концепция существования альтернативных миров возникла в литературе еще в 27-м году до нашей эры. Примерно в это время римский историк Тит Ливий работал над серией книгам под названием «Истории Рима от основания Города». В одной из них описана возможная история противостояния Римской империи и империи Александра Македонского, если бы Александр не умер в 323 году до нашей эры, а продолжил жить и править.
Последующие попытки авторов размышлять если и не об альтернативной истории, то о других реальностях датируются серединой XVII века — в 1666-ом году англичанка Маргарет Кавендиш написала роман «Пылающий мир». Его героиня отправляется на Северный полюс и там через некий портал попадает в другой мир с говорящими животными и неизвестными технологиями, среди которых, к примеру, что-то похожее на пневматический двигатель, втягивающий воздух и выталкивающий его с большой силой.
Какое-то время основным мотивом размышлений об альтернативной истории были путешествия во времени, о которых часто писали фантасты XIX века. Одним из наиболее известных стал Герберт Уэллс, написавший в 1895-ом году книгу «Машина времени». Его герой отправляется в антиутопичное будущее, наблюдая, какая судьба ожидает человечество через миллионы лет. В полной мере отнести этот текст к жанру альтернативной истории нельзя, но зачатки жанра уже прослеживаются. Более четким разделение стало заметно в начале XX века, когда ученые усомнились в постоянстве Времени и вполне серьезно стали размышлять о существовании альтернативных и параллельных реальностей.
Дальнейшее развитие жанр получил в XX веке благодаря целой череде исторических событий, которые оказывали заметное влияние на развитие мира. Октябрьская революция, Первая и Вторая мировые войны, появление и падение сразу нескольких тоталитарных режимов, создание атомной бомбы — все эти события подталкивали авторов к размышлениям на тему «А что, если…?».
Одной из первых литературных работ, в которой отчетливо прослеживалась идея о существовании миров с искаженным ходом истории, стал рассказ Гая Дента «Император страны „Если«», увидевший свет в 1926-ом году. По сюжету, безумный ученый создает машину, связанную с отделенным от тела мозгом. С ее помощью ученый одним щелчком меняет существующую реальность. Сначала он отправляется в мир, где Ледниковый период никогда не настигал Британию, а после — в одну из самых ужасающих постапокалиптических реальностей, где вследствие научно-технического прогресса машины стали доминировать над мутировавшими людьми.
К альтернативной истории человечества обращались и отечественные писатели братья Стругацкие в повести «Отягощенные злом» 1988-го года, и Андрей Лазарчук в романе «Иное небо» 1994-го года, действие которого разворачивается спустя много лет после победы Германии во Второй мировой войне. Внимания заслуживает и цикл альтернативно-исторических романов нулевых Хольма ван Зайчика, где рассматривается историческая развилка периода завоевания Руси татаро-монголами.
Реакция кинематографа
Исторические сюжеты были одними из самых востребованных со дня изобретения кинематографа, но ставили съемочную группу в определенные рамки. Как правило, даже незначительные отхождения от исторической действительности негативно воспринимались публикой и критиками. Помещение действия в альтернативный мир открыло кинематографу буквально безграничные возможности для полета фантазии.
Идеи альтернативных миров пришли в кино сравнительно поздно и начались с путешествий во времени. В 1960-м году появился фильм «Машина времени», снятый по одноименному роману Герберта Уэллса. Сюжет картины очень точно повторил книжный оригинал — герой не пытался изменить ход истории, лишь донести до современников ужасающие последствия ядерной катастрофы, увиденные им в далеком будущем. В 1962-ом году вышла короткометражка французского режиссера Криса Маркера «Терминал», повествующая о последствиях третьей мировой войны. Этот сюжет послужил основой для фильма Терри Гиллиама «12 обезьян» в 1995-м году.
В СССР этой темы не касались, что во многом было объяснялось идеологией. Интересно, что даже фильмов о торжестве коммунизма во всем мире в Советском Союзе не снимали, а альтернативные исторические модели не рассматривались даже в научной среде. Тем не менее, появилось несколько комедийных фильмов о путешествиях во времени, например, хорошо известная картина «Иван Васильевич меняет профессию» и даже одна драма времен перестройки — «Письма мертвого человека». В ней показаны предполагаемые последствия ядерной катастрофы, где выжившие люди в катакомбах и подвалах пытаются наладить свой быт.
Современное видение
В наше время размышлять в этом ключе стали активнее, смелее и серьезнее. Кроме достаточно классических размышлений об альтернативных исходах исторических событий, авторы сочетать признаки разных эпох в одной. Например, задумываться об альтернативном развитии технологий. И если путешествия во времени как правило подчеркивали противоречия эпох, в альтернативных историях эпохи могли гармонично дополнять друг друга, делая реальность вокруг более драматичной и сложной.
За последние годы наибольшим вниманием пользовались такие темы, как Первая и Вторая мировые войны, а также последствия ядерных катастроф. Один из самых популярных примеров — телесериал «Человек в высоком замке», основанный на одноименном романе Филипа Дика, показывает альтернативную историю мира, в котором победу во Второй мировой войне одержали страны Оси.
Российское кино относительно недавно стало размышлять об альтернативных исходах важных исторических событий. Ожидаемо, в первую очередь это коснулось революции 1917-го года, поскольку у советского общества просто не было возможности задуматься над тем самым «А что, если…?». Один из самых заметных примеров — новый сериал Кинопоиска «Фандорин. Азазель».
Многосерийный фильм стал переосмыслением известной детективной истории об Эрасте Фандорине. В альтернативной реальности XXI века большевики не пришли к власти, а, значит, страна по-прежнему остается Российской Империей. Здесь управление делят Николай III и прогрессивный премьер-министр Дмитрий Орлов. А технический прогресс не замер на месте: за порядком на улицах следят роботы-городовые, и практически все преступления раскрываются с помощью специальной вычислительной программы. Здесь Эраст начинает свою карьеру в сыскном управлении полиции и берется за первое крупное расследование.
Идея существования альтернативных реальностей прослеживается не только в кинематографе: все чаще игровая индустрия предлагает погрузиться в измененные миры. Например, действия ролевой игры ATOM RPG разворачиваются на территории Советских пустошей, которые образовались в результате вымышленной ядерной войны между СССР и США в 1986 году. А в серии игр Wolfenstein главный герой борется с нацистами, которые выиграли Вторую мировую войну и поработили весь мир.
Сейчас нет оснований думать, что жанр альтернативной истории придет в упадок, скорее, наоборот. Обилие исторических событий — от чумы в Европе до Карибского кризиса — и стремительное развитие технологий открывают большой простор для фантазии авторов. Поэтому читателей, зрителей и геймеров явно ждет еще много книг, фильмов и игр о том, как могли повернуться исторические ветки, какие пути развития есть у технологического прогресса и к каким последствиям он может привести.
Главное ФОТО: кадр из сериала «Фандорин. Азазель»