Они сражались за Родину: Элина Быстрицкая носила на себе раненых, а Зоя Василькова взрывала самолеты
Актрисы теряли на войне здоровье и жизнь
Не только мужчины испытали на себе тяготы военного времени. Юные советские актрисы-участницы Великой Отечественной войны уходили на фронт, чтобы помочь Родине. Они потеряли здоровье и жизнь. Но не отступили.
Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая во время войны работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой. Будущей звезде «Тихого Дона» было всего 13 лет, когда началась война. «Я просто старалась делать все, что делают старшие. Когда начинался обстрел или бомбежка, ты просто ложишься на землю и лежишь. А дальше — как повезет. Страшнее было в самом госпитале — я видела молодых ребят, от которых осталось одно туловище. Это трагедия для человека. Но люди держались», — рассказывала Быстрицкая. До самой смерти ее терзали воспоминания о разрушенном немцами эшелоне с почтой. Посреди обугленного поля у города Сталино лежали письма солдат домой, раздуваемые ветром. «Я понимала, как этих писем ждут родные наших бойцов. Тысячи бумажных треугольничков, гонимых порывами ветра по обожженной донецкой степи», — делилась она. Артистка таскала носилки с ранеными. Впоследствии это ей аукнулось огромной трагедией. Прожив долгую жизнь, Быстрицкая так и не обретет настоящего женского счастья — она не смогла иметь детей. Элина Авраамовна закончила работать в госпитале осенью 1944 года. В тот момент советские войска шли в наступление, и передвижная больница должна была следовать за ними за границу.
Но несовершеннолетних не пускали за рубеж. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
Антонина Максимова
Антонина Максимова служила радисткой до 1943 года. Когда началась война, ей было 25 лет. А в середине войны ее зачислили во фронтовой театр. Снималась в «Балладе о солдате», «Как закалялась сталь», «Тайна двух океанов», «Отелло». Награждена Орденом Отечественной войны II степени.
Гуля (Марионелла) Королева
Гуля (Марионелла) Королева до войны она сыграла в пяти картинах, в том числе исполнила главную роль в фильме «Дочь партизана» — о детях, боровшихся с кулаками. Ушла добровольцем на фронт в 20 лет. Поступила в медико-санитарный батальон, участвовала в боях в районе Сталинграда. 23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 она вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Была смертельно ранена возле хутора Паньшино, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление. Умерла от ран в тот же день. Посмертно награждена орденом Красного Знамени. Захоронена в одиночной могиле на улице Российской хутора Сакарка Городищенского района Волгоградской области. На памятнике надпись: «Марионелла Владимировна Королева (Гуля) 1922-1942 гг».
Евгения Козырева
Евгения Козырева добровольцем ушла на фронт в 21 год. Во время Великой Отечественной войны служила в авиационных частях в звании сержанта, сначала политруком транспортной роты, потом секретарем политотдела 1-й истребительной воздушной армии. Пройдя все ужасы Великой Отечественной, получив почетные боевые награды, она все же решила связать жизнь со сценой. Позже Козырева говорила, что война подарила ей встречи с удивительными людьми и бесценный опыт, который помогал ей впоследствии вживаться в самые разные роли. Была замужем за Героем Советского Союза, генералом-лейтенантом авиации Николаем Наумовым. Играла в фильмах: «Обыкновенный человек», «Дорогой бессмертия», «Неповторимая весна», «Весенние грозы», «Часы остановились в полночь». В 1944-м году Козыреву наградили медалью «За боевые заслуги». Через 40 лет вручили орден Отечественной войны II степени.
Зоя Василькова
Зоя Василькова ушла на фронт в 17 лет. «Захотела, вот и все. Я была боевой девчонкой, я должна была защищать Родину!», — говорила актриса. Служила Василькова в частях ПВО у своего отца, который командовал корпусом. «Я заряжала водородом шары-пилоты, которые были призваны сбивать летящие фашистские самолеты. Я этим на войне занималась: немецкие самолеты взрывала», — рассказывала она. Однажды попала под бомбежку, когда ехала в госпиталь навестить отца, которому удалили аппендицит. «Машина попала в бомбежку. Еще там были перекореженные трамвайные пути и огромная яма… Мы долбанулись на машине об эти рельсы, и я вылетела через лобовое стекло. Все мое лицо было разбито. Встречная машина повезла меня в госпиталь, я потеряла очень много крови», — рассказывала актриса. После ранения долго лечилась. С фронта ее отправили в Москву, в госпиталь у Петровских ворот. Там ей делали операции по пересадке кожи. После она вернулась на фронт, прослужила в зенитных войсках еще полтора года: с июня 1943-го до октября 1944-го. Прошла Воронеж, Курск, Нежин, Киев. После демобилизации в 1944 году поступила в Киевский архитектурный институт, но выдержала один семестр, перевелась в музыкальное училище, затем, не доучившись, поступила в Киевский театральный институт. Через год ее отца по службе перевели в Москву, и вместе с ним переехала вся семья. В 1949 году окончила ВГИК. Почти год Зоя Николаевна проработала в Театре-студии киноактера, а потом уехала в Китай. Два года ездила по стране с небольшими спектаклями мини-театра. Вернувшись, снималась на Киевской студии, а затем уехала в Польшу, а потом в Германию. «Каждый день играли спектакли. Но нас очень хорошо принимали, потому что для людей, которые жили в течение двух-четырех лет за рубежом, услышать русское слово, увидеть русский театр, хорошие спектакли, концерты было очень приятно и важно», — говорила она. Василькова была признанным мастером эпизода. Это она исполнила роль государыни-императрицы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», дворничиху в «Джентльменах удачи», губернаторшу в «Бедном гусаре», колоритная тетка в трамвае, чей кошелек Глеб Жеглов подбросил Косте Сапрыкину в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Снималась в сказках Александра Роу, а также Александра Птушко — «Огонь, вода и медные трубы», «Руслан и Людмила», «Королевство кривых зеркал», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане». «В эпизодной роли есть некоторая сложность — за короткий промежуток времени, который отдал эпизоду в фильме, нужно так ярко и точно преподнести своего героя, чтобы он запомнился зрителю и ему стало понятно, зачем этот герой вообще здесь появился. Кроме того, за свою жизнь я познакомилась со столькими режиссерами и актерами, столько образов к себе примерила!», — говорила она. Ее фильмография насчитывает почти 100 картин.
Главное фото: Сергей Бобылев/ТАСС