Такие разные 80-е: объясняем, что общего и чем отличаются восьмидесятые в СССР и США на примере сериалов
На Кинопоиске стартовал второй сезон сериала «Пищеблок» — мистического детектива о борьбе пионеров с вампирами. Действие разворачивается в 80-е годы, которые в последнее время стали излюбленной эпохой не только для российских, но и для американских режиссеров. Почему современного зрителя так цепляют восьмидесятые и чем отличается ностальгическое десятилетие в СССР и США — разберем на примере сериалов.
Наше счастливое детство
Восьмидесятые годы сегодня вызывают интерес не только у тех, кто взрослел в этот период, но и у более молодых россиян. Если поколение перестройки ностальгирует по времени своей юности и беззаботности, то для миллениалов и зуммеров изображение 80-х в современном кинематографе — это попытка в окунуться в другую, непохожую на современность эпоху.
В «Пищеблоке» нашла отражение одна из главных характеристик советского времени — пионерское движение. Сериал богат на ностальгические атрибуты: красные галстуки, лагерь «Буревестник», ночные страшилки, обмазывание зубной пастой. Однако писатель Алексей Иванов, по роману которого был снят первый сезон сериала, дополнительно вводит в сюжет сверхъестественную линию, как инструмент переосмысления «счастливого» советского прошлого. Через вампиров — самых преданных последователей системы — он иронизирует над влиянием идеологии на свободу личности человека.
Второй сезон «Пищеблока», уже не связанный с книгой, снимался по оригинальному сценарию. В ламповой подростковой истории появилось больше экшена и мрачности, усиливающих мистическую атмосферу. Действие переносится в школу города Куйбышев, где учатся герои. После олимпийской смены в «Буревестнике» прошло три года. Валерка Лагунов (Петр Натаров), которому в лагере самому пришлось стать стратилатом — главным вампиром, нашел способ, как бороться со своей сущностью и не вредить окружающим.
Жизнь идет своим чередом, пока в городе не объявляется другой, более сильный стратилат. Он убивает девушку Валерки и обращает его родителей в вампиров. Главному герою и его товарищу Игорю Корзухину (Даниил Вершинин) предстоит выяснить, кто этот монстр и как с ним справиться. Помочь им вызывается новая одноклассница Валерки, но в какой-то момент друзья понимают, что девушка что-то скрывает.
Сериал «Пищеблок» часто сравнивают с фантастической лентой «Очень странные дела». Однако борьба тинейджеров с мистическим злом, пожалуй, то немногое, что их объединяет. Впрочем, отчетливое влияние скаутской идеологии на воспитание американских подростков тоже присутствует, но в отличие от пионерии в «Пищеблоке», молодежное движение США не участвует в формировании сюжета, а скорее служит фоном.
Цепочку событий в американском городе Хокинс запускает исчезновение мальчика по имени Уильям Байерс. В ходе поисков его друзья и семья узнают о существовании параллельного измерения, из которого в реальный мир проник хищный гуманоид Демогоргон. Остановить монстра под силу только странной девочке по имени Одиннадцать, которая обладает сверхъестественными способностями.
Создателям «Очень странных дел» удалось передать эстетику 80-х годов в США с их тенденцией ко всеобщей свободе и удовольствию. При этом ностальгия по десятилетию в сериале перемежается с критикой потребительской культуры, сложившейся на волне окончательного перехода страны к постиндустриальному обществу.
Против системы
Восьмидесятые и в СССР, и в США стали эпохой политических перемен. Советская система, с одной стороны, пережила ряд непростых событий: смена генсеков, товарный кризис, катастрофа на Чернобыльской АЭС и распад самого государства. С другой стороны, в стране началась «Перестройка» — эпоха демократизации и экономических реформ, состоялись первые свободные выборы народных депутатов и, как итог десятилетия, была запрещена цензура и гарантирована свобода слова.
Для современного зрителя сериалы о том времени — это также возможность изучить исторический контекст и переосмыслить произошедшие события. Например, в сериале «Дело гастронома № 1» разворачивается нередкий для советского времени сюжет. Главный герой — директор «Елисеевского» магазина Георгий Беркутов (в реальной истории Юрий Соколов), снабжавший деликатесами высокопоставленных чиновников, а затем расстрелянный за «хищение продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничество». Здесь обнажаются все противоречия эпохи: изобилие на фоне дефицита, «твердая рука», наводящая порядок через показательные расправы, маленький человек, стремящийся вырасти в системе, но в итоге павший ее жертвой.
Тема противостояния человека и системы поднимается и в западных сериалах о 80-х. Герои «Американцев» — семья агентов КГБ, действующих на территории США. На фоне сближения двух сверхдержав и затухания Холодной войны шпионские страсти, наоборот, только разгораются. И чем дальше, тем сложнее дается выбор между долгом Советской Родине (она же, по выражению Рейгана, — «Империя зла») и западными соблазнами. На фоне остросюжетных заданий и политических скандалов течет обыкновенная жизнь, появляются первые массовые компьютеры, а у советской семьи растут вполне себе американские дети.
Рискованная идея показать американской публике «хороших» агентов СССР, эффективно действующих на территории США, увенчалась успехом — сериал пять раз попадал в десятку лучших сериалов года, получил Золотой глобус и несколько Эмми.
Перемен требуют наши сердца
Восьмидесятые годы были уникальным временем с точки зрения моды и поп-культуры, в которых отразились общественно-политические изменения и стремление людей к свободе самовыражения. Неудивительно, что эксцентричное десятилетие для многих кинематографистов стало нескончаемым источником вдохновения.
В США 80-е ознаменовались началом вещания первого музыкального телеканала MTV, развитием кабельного телевидения и массовым выпуском телешоу. Например, в основу комедийного сериала «Блеск» легла история создания профессиональной женской рестлинг-команды. По сюжету безработная актриса Рут Уайлдер, в попытке найти свое место в жизни, попадает к чудаковатому режиссеру Сэма Сильвии. Он пытается снять зрелищное шоу, которое будет привлекать внимание и покорять публику.
Помимо рестлинга всплеск популярности в США 80-х годов также получила аэробика. Занятия под ритмичные композиции стали сюжетообразующим элементом таких сериалов, как «Американская история ужасов: 1984», «Красные дубы», «В ритме жизни».
Важную роль в восьмидесятые играла музыка, которая воплощала дух времени. Если в США сценой правили Майкл Джексон и Мадонна, то в СССР главными звездами десятилетия стали рок-группы. Их популярность сложилось на фоне непростой политической обстановки и все более активного проникновения в страну западных тенденций. Как развивался советский андеграунд, хорошо показано в, пожалуй, самом известном сериале о той эпохе — «Восьмидесятые». Музыка является в нем одним из ключевых элементов передачи атмосферы: за шесть сезонов в сериале прозвучали отрывки почти сотни разных исполнителей: от Юрия Шатунова и Аллы Пугачевой до «Арии», «Кино» и «Наутилуса Помпилиуса».
Сериал «Восьмидесятые» — это настоящая энциклопедия эпохи: квартирники, поездки на картошку, спекуляция, подробности советского быта, «варёнки» и начесы. Через историю студента Вани Смирнова и его друзей показана советская жизнь со всеми парадоксами переломного десятилетия.
Главное фото: кадры из сериалов «Пищеблок» и «Блеск»