«Комсомолка» узнала, как создавался легендарный фильм
Роман ЛЯЛИН
«БОРТКО ПОНАЧАЛУ НЕ ХОТЕЛ ДАЖЕ ЧИТАТЬ РОМАН»
Мрачные тени дворов-колодцев Санкт-Петербурга, замерзшая Нева, бандиты, воры в законе и РУБОП. 20 лет назад на федеральном телевидении стартовал поначалу мало заметный сериал с молодым актером Дмитрием Певцовым в главной роли. Но уже вскоре недорогая по тем мерка кинолента обрела сумасшедшую популярность. И теперь сложно найти человека, который, услышав мотив: «Там для меня горит очаг», не вспомнит «Бандитский Петербург». «Комсомолка» выяснила, с чего начиналась легендарная лента, как уголовный розыск помог найти на нее деньги и почему все артисты согласились в ней играть за низкие гонорары.
— Все началось с того, что ко мне пришел режиссер Владимир Бортко, который хотел, чтобы я написал сценарий про разборки между бандами, — вспоминает писатель Андрей Константинов. — Я ему сказал: «Так вот у меня уже есть книжка «Адвокат»». Она была в такой аляповатой обложке. На ней: грудастая мадам и дебил с автоматом. Такая мода у издателей была. И Бортко очень не хотел ее брать, говорил: «Я такое не читаю». Я говорю: «Ну, возьмите». Он согласился.
Бортко «Адвоката» проглотил за одну ночь.
— Да, не стоит судить по обложке, я подумал сначала, что такая литература прямо скажем не ахти, — кивает Владимир Бортко. – Думал, прочитаю несколько строчек… Но роман меня захватил. Решил – вот то, что хочу экранизировать. Но тут возникла другая проблема — денег у меня не было вообще никаких!
ПОМОГ УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК
Спонсоров на картину не было. Бортко об этом прямо сказал Константинову. Может, мир так бы и не увидел сериала, если бы не помог случай. Несмотря на название будущей ленты, начать съемки писателю помог … уголовный розыск!
— У меня был приятель — бывший начальник уголовного розыск полковник Егоршин, он в то время работал в банке вице-президентом по безопасности, — делится Константинов. — И вот мы с ним встретились кофе попить. Я ему рассказываю: «Представляешь, Бортко вот мог снять фильм, да денег нет». А он говорит: «Так президент банка твой фанат, у него твои книжки на полке стоят!». И вот через несколько дней мы пошли на разговор к банкиру, заключили договор, стали снимать.
Удивительно, но первые 15 серий ленты режиссер снял всего лишь на одну камеру! На серию тратили всего около 30 тысяч долларов. В эту сумму входила и оплата гонораров.
— Деньги актерам платили, прямо скажем, небольшие, — признает Константинов. – Но в то время вообще ничего не снималось, актеры соскучились по работе, поэтому многие играли за символические суммы. У Певцова, например, гонорар был не больше трехсот долларов за съемочный день. По сравнению с нынешними зарплатами — это копейки. Басилашвили так вообще снимался за 100 долларов в день. Можно сказать, что играл у нас по дружбе. Самый большой гонорар тогда был у Армена Джигарханяна. Ходила легенда, что он сказал так: «1,5 тысячи долларов, а сценарий можете не присылать».
«В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ «АНТИБИОТИКА» ВЗОРВАЛИ»
Все герои сериала были собирательными образами людей тех времен: милиция, следователи, бандиты. Все, за исключением авторитета Барона. Он был списан с бандита по прозвищу «Горбатый», который перед смертью дал интервью Андрею Константинову, находясь в это время за решеткой. Это было одно из первых интервью представителей преступного мира.
— Все персонажи выписывались по опыту моего общения с разными представителями преступного мира, — вспоминает писатель. — Но я не делал чистых портретов за исключением «Барона». Но у «Антибиотика» тоже есть конкретный прототип: не из преступного мира, а из мира большого бизнеса. Я списал только характер персонажа — с очень серьезного предпринимателя Филиппова. Он был первым начальником налоговой инспекции в Санкт-Петербурге. Очень самоуверенный человек. Я у него даже спрашивал: «Не боитесь ли вы, что вас убьют?». А он отвечал: «Мои тогда всех перережут». Тем не менее, его взорвали. К слову, легкие ранения в том ЧП получила даже пресс-секретарь Валентины Матвиенко.
«СЕРИАЛ ЗАЖЕГ НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ»
Несмотря на то, что прошло уже 20 лет, актеры до сих пор помнят, как вживались в роль бандитов и милиционеров. Евгений Сидихин, сыгравший следователя Кудасова, признается, что ориентировался на своих друзей из МВД.
— Я был прототипом персонажа, поэтому я сразу понял, что речь идет о конкретном следователе, — вспоминает Сидихин. – Сам я с ним знаком не был, но видел пару раз. Да и друзья у меня были в РУБОПе, мы много общались. Но честно сказать, там и вживаться в роль не нужно было. Это было наше время. Наши люди. Мы жили в одних обстоятельствах. Поэтому мы до сих пор помним этот сериал. Вот совсем недавно вспоминали о нем с Сашей Домогаровым. Да и у меня до сих пор перед глазами стоит сцена с «Антибиотиком», где мы его задержали.
Сериал открыл миру много талантливых артистов, кого-то в первый раз, а кого-то можно сказать «воскресили».
— «Антибиотика» — играл незаслуженно забытый артист Лев Борисов, его считали спившимся. А это все была клевета, он же просто замечательно отыграл криминального авторитета, — делится Бортко. – Да там все отличные. Помню драматическую часть, как хорошо ее сыграли Певцов и Дроздова. Серебряков тоже прекрасный актер. Они все тогда еще не были такими раскрученными. Но были звездами от рождения, и попали на благодатный материал. Главное в картине: показать то страшное время, как жили простые люди и что с ними случается. И это удалось. Зрители увидели то, что их окружает.
Правда, на съемках не все всегда было гладко.
— Иногда снимали с одного-двух дублей. А иногда режиссер начинал кричать, потому что не получалось то, что хотелось, — признается Константинов. – Бортко мог в непечатной форме выразить свое отношение к происходящему. Для съемок это обычное дело. Но, бывало, что кто-то обижался. А еще бывало, что кто-то приходил на работу с похмелья или пьяные. Фамилии не буду озвучивать, считалось нормой. Хотя вообще начали это обсуждать только после ситуации с Ефремовым.
АКТЕРЫ СПУСТЯ 20 ЛЕТ
Так уж вышло, что именно с «Бандитским Петербургом» ассоциирует большинство сыгравших в этом сериале артистов. Хотя потом было немало интересных и стоящих работ практически у всех.
Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова – очень популярные артисты. За плечами у них есть как совместные киноленты, например «Остановка по требованию», «В круге первом» и «Хранить вечно», а также отдельные роли у красавца-мужчины «На Париж», «Корабль» и «Турецкий гамбит».
Сейчас артист отказывается от общения с журналистами. Недавно он перенес горе – у него умерла мама. Его звездная супруга ответила нам: «Простите, я вас подвожу, наверное, но я не готова к интервью. Нет сейчас моральных сил».
Александр Домогаров вообще влюбил в себя полстраны, он всегда играл привлекательных и уверенных мужчин, вспомните картины «Глянец», «Тайны дворцовых переворотов» и «МУР». Но в последнее время он не так часто мелькает на экранах, чаще можно услышать про его скандальные истории. Недавно он заявил, что будет подавать в суд на театр, где служил много лет, из-за того, что ему не выплатили зарплату. А буквально на днях на него обрушились поклонники за то, что он выказал сочувствие Михаилу Ефремову, попавшему в смертельную аварию.
Весьма странно, но вспоминать о сериале в вообще отказался Алексей Серебряков. Это для нас его карьера началась с «Петербурга», а артист считает, что у него были работы гораздо более сложные и запоминающиеся. Конечно, «Левиафан» не переплюнуть, но некоторые зрители бы с ним поспорили.
БУДЕТ ЕЩЕ ОДНА ЧАСТЬ?
Что касается продолжения, то, по словам Андрея Константинова, с теми самыми персонажами, его не будет. Многие из них скончались не только по сюжету сериала, но и в реальной жизни. За 20 лет ушли порядка 40 артистов, принявших участие в съемках. Среди них Андрей Краско, легендарные Лев Борисов и Кирилл Лавров. Да и история о том бандитском криминале в современной России, по словам автора, уже не актуально для нового времени.
— Вы знаете продолжение всегда можно снять, было бы желание. Но сейчас другая преступность, другой ритм, другая музыка, — поясняет Константинов. – Но в каком-то смысле я сделал продолжение. Сейчас преступный бизнес, который очень не любит громкие разборки. Но они иногда бывают. Помните, в Иркутске люди отравились от «Боярышника»? Все говорили, что русские такие скоты, пьют гадость, на которой написано — средство для мойки унитазов. Но все отравившиеся это не бомжи, вполне нормальные люди, у которых не очень высокая зарплата: медсестры, учителя. В каждом городе идет серьезная борьба между алкогольными монстрами. Как можно бороться за место на рынке? Понижая цену. Город с определенным населением и больше он пить не сможет. Дальше втиснуться можно только «демпингуя». Но у крупнейших сетей установлены лимиты. А можно сделать по-другому: разливать хорошую водку в страшные бутылки, где написано: настойка боярышника и распространять через автоматы, как в Иркутске. Естественно, это угрожает интересам легальных магазинов. Что нужно делать? А просто вдруг в флакончиках оказалась отрава, от которой люди умерли… Такая милая конкурентная борьба. Об этом я написал новое произведение.
Права на свое творение Андрей Константинов уже продал федеральному каналу. Кто знает, может нас ждет громкая премьера под названием «Бандитский Иркутск»?