Перевод на удаленную работу в России в 2024 году

Новый закон об удаленной работе вносит в Трудовой кодекс больше конкретики о дистанционной деятельности. Какие нюансы нужно знать работникам о переводе на удаленку — в материале «Комсомолки»

  • Елена Неярохина
    Автор
  • Вячеслав Дармин
    Частно практикующий юрист
С первого дня 2021 года вступили в силу поправки, которые регламентируют перевод сотрудников на дистанционную работу. Теперь в российском Трудовом кодексе дистанционная работа приравнивается к обычному формату профессиональной деятельности. Также в кодексе более детально прописаны нормы, которые регулируют такой вид занятости. В ТК есть статьи, разъясняющие особенности организации и защиты труда работников на удаленке, а сотрудники теперь знают, за что их могут уволить при работе на дистанционке. Помимо этого, в законе отдельной статьей прописан порядок временного перевода на удаленку по распоряжению работодателя в случае чрезвычайных ситуаций.

Правила перевода на удаленную работу

Формат удаленной работы может быть изначально обозначен в трудовом договоре или же о нем договариваются работодатель и работник в дополнительном соглашении. При таком развитии событий удаленка становится постоянной. Но есть и другой вариант. Согласно принятым поправкам, работодатель может по своей инициативе перевести сотрудников временно на удаленную работу, если для этого есть серьезные причины, которые могут тем или иным образом угрожать жизни людей. Также причиной для перевода может служить решение органов местного самоуправления. При этом законодательство предусматривает, что срок временной дистанционки не может превышать периода чрезвычайной ситуации, которая стала причиной смена формата работы. Работодателю для перевода не нужно получать согласие от своих работников. Но зато он обязан предоставить сотрудникам все необходимые технические средства, чтобы трудящиеся могли выполнять свои рабочие функции из дома. Конечно, работники могут воспользоваться своим компьютером для работы или взять его в аренду, но тогда они имеют право получить компенсацию и возместить расходы.

Закон

Регулирует процесс перехода на дистанционку с 1 января 2021 года новый Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ, который изменяет 49.1 главу в Трудового кодекса. Помимо того, что новый закон изменяет существующие статьи в этой главе, где недостаточно четко были прописаны особенности регулирования труда на удаленке (312.1-312.5), были добавлены новые - 312.6-312.9 (об организации и защите труда сотрудников) - и прописаны нормы перевода.

Приказ

Для перевода сотрудников на удаленку работодатель подписывает приказ, в обозначает:

  • Причину (ЧС или иное основание) перехода на дистанционку,

  • Список сотрудников, которых переводят на этот формат (не все могут выполнять свои обязанности и работать из дома),

  • Продолжительность периода дистанционной работы.

Как только причина этой меры будет устранена, работодатель должен вернуть обычный формат работы сотрудникам, а они в свою очередь обязаны вновь выполнять свои функции на рабочем месте).

С этим приказом необходимо ознакомить своих сотрудников. Но стоит отметить, что изменения рабочего формата не вносятся в уже подписанные трудовые договоры.

Отчет

Теперь в законе прописывается принцип взаимодействия работодателя и сотрудника. Все необходимые документы и данные передаются по почте или любым другим электронным путем, который прописан в локальном приказе. При этом как сотрудник, так и работодатель обязаны вовремя уведомлять, что получили письмо или любой другой электронный документ от оппонента. Как именно происходит это подтверждение и в какой форме (сообщение или электронным письмом), каждый работодатель решает сам. Учитывая мнение профсоюза, он также определяет, как работники будут отчитываться о выполненной работе. Эта схема индивидуальна для каждой компании и прописывается в приказе о переходе на удаленку. Если сотрудник не исполняет свои обязанности и не отвечает работодателю в течение двух дней без уважительной причины, это может привести к увольнению.

Права сотрудников при удаленной работе

Новый закон гарантирует, что, работая на удаленке, сотрудник получает ту же зарплату, что и при обычной работе. Право воспользоваться больничным у него тоже сохраняется - для этого надо отправить работодателю оригинал листка нетрудоспособности заказным письмом или сообщить его электронный номер. Удаленная работа не влияет на возможность работника уйти в отпуск. Он предоставляется так же, как и при обычных условиях. Все права во время отпуска у работника тоже остаются. Также у сотрудника, если этого нет в трудовом договоре, есть право выбирать, в какое время ему работать и когда делать перерыв, при условии, что рабочие часы полностью отрабатываются. В законе прописано также, что общение работодателя с сотрудниками входит в рабочую смену. Поэтому все деловые переговоры должны проходить в рабочее время.

Популярные вопросы и ответы

Вячеслав Дармин, частно практикующий юрист (г. Москва):

Могут ли перевести на удаленную работу без специального приказа?

С 1 января 2021 в России на законодательном уровне закреплен термин «удаленной работы». Полагаясь на существующий кодекс, а также новые поправки, работодатель сможет перевести работника на удаленную работу, если это предусмотрено в договоре или зафиксировано в дополнительном соглашении о переводе. Таким образом, перевод на постоянную удаленную работу требует согласия работника на данный перевод, но не требует отдельного приказа.

Однако в законе предусмотрено несколько видов удаленных работ. Вторым видом удаленной работы является временная удаленка, для которой не требуется согласие работника, но обязательно наличие приказа. В таком случае работодатель имеет право перевести сотрудников на временную дистанционную работу только при наступлении катастрофы, аварии на производстве, пожара и наводнения, эпидемии и других ситуаций, в которых может пострадать жизнь или здоровье человека.

Можно ли перевести на удаленку беременную женщину?

Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, в первую очередь на удаленку необходимо перевести беременных женщин, родителей с малолетними детьми (родителей или официальных представителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), инвалидов, лиц возраста 65 лет и старше.

Обязан ли работодатель обеспечивать сотрудника компьютером и доступом к интернету?

Да, обязан. В этом ФЗ есть статья, в которой прописано, что работодатель должен обеспечивать удаленного работника необходимым оборудованием, программами, средствами защиты информации и так далее. Она действует независимо от наличия ее в трудовом договоре и не освобождает работодателя в случае незакрепления ее в трудовом договоре. В тех случая, если у работодателя нет возможности предоставить соответствующие средства, работник может (с согласия работодателя) использовать собственную технику и электронные средства. В таком случае закон встает на сторону работника: работодатель должен выплачивать компенсацию за то, что его сотрудник пользуется своим компьютером, программами, интернетом.
Читайте также
Работа в России
Вместе с экспертами разбираемся, какая работа в России сейчас самая высокооплачиваемая, где ее искать, в каких отраслях лучше строить карьеру и с чего начать молодому специалисту
Фото на обложке: globallookpress.com

А вас или кого-либо из ваших коллег перевели на дистанционную работу? Какие плюсы и минусы такого формата вы видите? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
АО ИД «Комсомольская правда». 127015, Москва, Новодмитровская ул., дом 5А, стр. 8. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda