Завершилась уникальная экспедиция «Северная тропа-2019» через всю российскую Арктику
Евгений САЗОНОВ
Там, где не ступала нога снегохода...
Завершилась уникальная экспедиция «Северная тропа-2019» через всю российскую Арктику
То, что сделали эти трое русских мужиков, сравнимо с полетом на Луну. Впервые в мире путешественники преодолели 13 тысяч километров через все арктические регионы России на снегоходах (экспедицию поддержали РГО и МГУ). Края, через которые они прошли, не просто мало заселены! На протяжении сотен километров не встретишь ни единой живой души в этом белом — практически лунном — безмолвии.
С 11 января по 3 апреля трое отважных магнитогорцев — Александр Табаков (руководитель экспедиции), Геннадий Чернуха (штурман) и Евгений Бердников (механик) прошли маршрут от Мурманска до Анадыря. А на днях — по пути домой — они стали гостями совместной программы Русского географического общества и Радио «КП» «Клуб знаменитых путешественников» (97,2 FM).
Штурман
Первоначально экспедиция должна была быть на пару тысяч километров длиннее и финишировать в Петропавловске-Камчатском. Однако небывало ранняя для этих мест весна спутала планы. Мощная оттепель скушала снег и сделала опасными для преодоления реки. Но это была не единственная проблема.
Штурман Геннадий Чернуха.
— Всякое случалось. Теряли направление, проваливались под лед… На Белом море у одного мыса вообще не оказалось припая… — вспоминает штурман Геннадий Чернуха. — И от воды до вертикальной скалы расстояние составило сантиметров 50 — 60. По этому кусочку снега мы протаскивали на руках и снегоходы, и сани, и весь груз…
Полтора километра парни шли шесть часов… Практически — всю ночь. А утром добрались до охотничьей избы и… Тут по закону жанра надо написать, что путешественники упали без сил. Но сначала они затопили печь, а затем уже позволили организму отключиться.
В метель только приборы и выручали...
— На самом деле, таких моментов было очень много… — продолжает рассказ Геннадий, — Эта зима была аномальная потому попадались промежутки вообще без снега. Голая тундра и просто камни. Там мы на двух снегоходах порвали гусянки (гусеницы — прим. ред.)… Еще очень сильные были ветра на Таймыре. Мы шли по своему треку — то есть, маршрут был виден только на GPS. А в реальности — сквозь метель не видели ничего дальше концов лыж снегохода. Как бы на ощупь, можно сказать, проходили все места.
Неудачное форсирование одной из сотен рек.
Казалось — парни должны были быть переполнены адреналином. Но путь они пережили без особых переживаний. Благо в этих местах они уже бывали в прошлые годы — на снегопробегах покороче.
Север суров, но красив.
— Особого страха даже в сложных ситуациях не было. — признается штурман. — С собой грузили топливо, еду, знали, что через определенные там тысячу километров мы все равно дойдем до людей. Ну как-нибудь протянем… Весь опыт с 2011 года как бы собрали в кучу и в один маршрут это все вложили…
Раз-два - взя-я-я-я-ли!!!!
Механик
Такие испытания может выдержать только человек, но не железо. Потому даже надежная техника в пути ломалась…
— По всем законам подлости поломки случались в момент, когда уже оставалось немного ехать, — рассказывает механик Евгений Бердников. — И конечно все это в мороз с ветром и пургой…
Механик Евгений Бердников.
Практически всегда неполадки устраняли на месте. В полях к основным инструментам починки — гаечным ключам — добавлялись веревочки, палки, скотч… К концу пути все снегоходы были перемотанные, словно партизаны, вышедшие из боя.
Но были, конечно, и такие поломки, что в тундре не починишь. Когда в буквальном смысле у снегохода оказывали «ноги»…
Странники в ночи.
— Самая серьезная ситуация была на мысе Челюскин, — вспоминает Евгений. — Ехать оставалась всего ничего, вот-вот должны огни показаться… И вдруг снегоход просто упал плашмя. Лопнул передний маятник… Все! Приехали — машина дальше недвижима. А мороз, пурга начинает усиливаться. Ни времени ни сил чиниться нет. Мы принимаем решение оставить его. На оставшиеся машины перегрузились, поехали, и поняли, что на втором снегоходе такая же беда…
Починка в полевых условиях.
Евгений так по телефону описывал эту ситуацию маленькому сыну: «Мы вот снегоход оставили в тундре. Почему? А у него ножки заболели, ему отдохнуть надо, мы его потом заберем и он дальше с нами поедет…»
— Забрали конечно, — завершает историю механик. — С горем пополам доехали до селения. Быстренько отремонтировали утром один снегоход, вернулись за вторым и тот на ноги поставили… Починить все можно. Только не всегда сразу получается это сделать…
Главным секретом успеха экспедиции Евгений считает тщательную подготовку техники. Взять побольше запчастей, болтиков… И веревочек тоже — куда же без них.
Будни механика.
Командир
Несколько месяцев ребята были все время вместе. Обычно в таких сложных делах без конфликтов не обходится.
— А вот и нет! Ни одного конфликта не было. Вообще. Хотите верьте, хотите нет… — улыбается руководитель группы Александр Табаков. — Коллектив просто золотой. Понимали друг друга с полуслова. Да часто вообще без слов понимали!
Руководитель экспедиции Александр Табаков.
Причем образовалась такая команда не с помощью каких-то тестов и жестких отборов, а — можно сказать — случайно.
— Если с Геннадием мы вместе ходили в несколько экспедиций, то Евгений к нам попал вообще каким-то волшебным образом. Мы искали по всей стране механика с такой специализацией. Обращались к командам спортсменов, экстремалов, ко всем снегоходчикам знакомым… А все это время механик от Бога жил в нескольких домах от нас. И мы случайно с ним пересеклись в 2012 году. Человек 12 лет прожил на Чукотке, великолепно владеет техникой вождения, чинит абсолютно все (как он это делает — никто не понимает). Он вынослив, как… как снегоход. И он неконфликтный абсолютно. Мы можем с Геннадием спустя 10 часов пути быть немножко хмурыми, но Женя будет всегда на позитиве. И нам этот позитив передаст.
Весна в этом году пришла на север рано...
Александр просит быть поосторожнее с таким громкими словами, как «подвиг» и «мировой рекорд».
— Я бы не спешил называть нашу снегоходную экспедицию самой длинной в мире, — осаживает командир. — Пробеги длиннее вроде были в Канаде. Правда не знаю, в каких условиях они проходили — там подготовленных снегоходных трасс много… Но чтобы именно так — по бездорожью, да в таких условиях — здесь мы явно первые.
Места там необычные. А люди — еще необычнее. И всех объединяет единый закон Севера: всегда готовы прийти на помощь, накормить, обогреть.
За эти месяцы пришлось пережить много приключений...
— Вспоминается метеостанция — 400 километров до ближайшего населенного пункта, — вспоминает Александр. — Приехали ночью, стучим в окно. Ребята удивлены, конечно: на пороге обмороженные снеговики, просидевшие 18 часов за рулем. Ну заходите, вот чай, там борщ. Без вопросов…
Правда главный вопрос остается — какой рекорд будет следующим?
Руководитель экспедиции Александр Табаков вручает ректору МГУ флаг университета, с которым снегоходчики прошли весь путь.
— Есть мечта — сделать этот пробег постоянным, — делится Александр. — Наш арктический вариант гонки Париж — Дакар. Его можно проводить каждый год, видоизменяя в зависимости от погодных условий — включить какие-то острова, спускаться чуть-чуть на юг… Вот это было бы классно и очень красиво. С командами, с производителями снегоходов. Чтобы на этих широтах решать по гамбургскому счету, какая техника крепче.
На вопрос, какие же люди крепче, ответ, похоже, уже дан.
Предыдущие маршруты
2015 г. «Таймыр» (Мурманск — м. Челюскин — Хатанга)
8 300 км за 58 суток
2014 г. «Восток» (Камчатка — Якутия)
5 500 км за 31 сутки
2013 г. «Заполярье» (Мурманск — Чукотка)
11 600 км за 118 суток
2012 г. «Лена» (Усть-Кут — Тикси)
4 500 км за 45 суток
2011 г. «Енисей» (Бор — Норильск)
2 000 км за 20 суток
«Я счастлив, что есть такие могучие люди из Магнитогорска, которые так самозабвенно и на таком высоком уровне путешествуют по Северу. Мне это крайне близко, очень приятно. Это достойно того, чтобы об этом знала вся страна…»
Дмитрий Шпаро
почетный полярник, руководитель Высокоширотной экспедиции «Комсомольской правды», первой в мире достигшей Северного полюса на лыжах.
Текст: Евгений Сазонов Фото: Александр Медведев, архив участников экспедиции Верстка: Рушан Каюмов