Андрей ВДОВИН

Цены Олимпиады-80:
сколько стоил стаканчик «Фанты», пачка «Мальборо» и финский сервелат?

Экскурсия по продуктовым магазинам Москвы 1980 года
Олимпиада-80 запомнилась москвичам небывалым изобилием в продуктовых магазинах. Спустя десятилетия те Игры четко ассоциируются с «Пепси-Колой», «Фантой», баночным пивом и финским сервелатом. Но сколько стоили эти продукты? И могли ли себе их позволить советские люди?
СЧИТАЕМ КУРС
Прежде чем оценивать, как дорого было покупать деликатесы во время Олимпиады-80, стоит посчитать доходы советских людей. Считается, что средняя зарплата в СССР в 1980 году составляла 120-130 рублей, а по средним оценкам 1 рубль того времени равен 220 нынешним рублям.
Пепси-Кола, бутылка 0,33 л – 45 коп
(99 руб в ценах 2020 года)
Заплатить 45 копеек за бутылку-чебурашку коричневого лимонада считалось дорогим удовольствием, при том что саму пустую бутылку можно было сдать за 10 копеек. Например, советский лимонад «Буратино» стоил 30 копеек за пол-литра, а саму бутылку можно было потом сдать за 20 копеек.

На самом деле бутылочки 0,33 с "Пепси" появились в СССР за несколько лет до Олимпиады-80. Боссы компании «PepsiCo»» еще в 1959 году обхаживали Никиту Хрущева, чтобы уговорить его поставить линию с производством газировки в Советском Союзе. Есть фото, на котором генсек на Американской национальной выставке пробует продукцию компании, а также ходит легенда, что якобы после дегустации Никита Сергеевич фыркнул: «Ваша "Пепси" гуталином отдает».

Так что завод по производству «Пепси» в СССР появился только в 1974 году. Взамен компания «PepsiCo» получила права на продажу за рубежом водки «Столичная». В свою очередь, символом Олимпиады-80 «Пепси-Кола» стала в том числе и потому, что в Москве во множестве появились ларьки с символикой напитка.
Фанта, стакан 200 мл – 20 коп
(44 руб в ценах 2020 года)

Напиток «Фанта» - это уже продукция компании «Coca-Cola», конкурента «PepsiCo». Даже в те времена никто не собирался отдавать всю Олимпиаду под контроль одного производителя газировки, но чтобы как-то разделить рынок, «Coca-Cola» выкинула на него бренд «Фанта». Ларьки с оранжевыми вывесками, где апельсиновый лимонад разливали по одноразовым стаканчикам, - еще одна примета Олимпиады-80.

20 копеек за стакан «Фанты» – тоже дорого для советского человека. В легендарных аппаратах газировку без сиропа разливали за 1 коп, с сиропом – за 3 коп. Также 3 копейки стоили 250 мл кваса из бочки. Но в фирменных ларьках «Фанту» разливали в одноразовые пластиковые стаканчики с яркой этикеткой. Не привыкшие к такому советские люди брали стаканчики на память, и не зря - спустя 40 лет они пользуются спросом у коллекционеров.
Пачка жевательной резинки, 5 пластинок – 50 коп (110 руб в ценах 2020 года)
Появлению жвачки в СССР мы обязаны трагедии. В 1975 году в Сокольниках в хоккей играли юниорские сборные Советского Союза и Канады. Спонсором канадской команды была компания «Wrigley», производившая жевательную резинку. Сейчас уже не разобраться, была ли это провокация или просто идиотизм, но пачки жвачки спонсоры стали разбрасывать в толпу зрителей. А администрация выключила свет и закрыла железные двери. Возникла давка, 21 человек, большая часть подростки до 16 лет, погибли, 25 получили ранения.

Через год производство жвачки наладили в СССР – сначала в Ереване и Ростове-на-Дону, а потом в Эстонии. К 1980 году линию открыли и на фабрике «Рот Фронт». Там выпускали апельсиновую, мятную, кофейную и клубничную резинку. Вкус у них пропадал намного быстрее, чем иностранных жвачек, но все равно после ирисок «Золотой ключик» они казались чем-то фантастическим.
Сок в пакетиках с трубочкой, 200 мл – 30 коп (73 руб. в ценах 2020 года)
В СССР сок продавался на разлив в продуктовых магазинах из стеклянных конусов. Стоил от 10 коп за стакан томатного (для него специально на столах стояла соль) до 20 коп за яблочно-виноградный. Так что заплатить 30 копеек за 200 мл напитка тоже считалось недешевым удовольствием. Но на память оставался пустой пакетик с трубочкой – их в то время тоже коллекционировали.
Сигареты «Мальборо», пачка – 1 руб.
(220 руб. в ценах 2020 года)

Кишиневский «Мальборо» - предмет шика того времени. В Олимпиаду пачка таких сигарет стоила 1 руб, потом быстро подорожала до 1 руб. 50 коп. И это было дорого - часто в пачку из-под «Мальборо» клали сигареты попроще.
Баночное пиво «Синебрюхофф», 500 мл – 1 руб. (220 руб. в ценах 2020 года)
Баночное пиво – экзотика СССР в 1980-х. К Олимпиаде попытались было сделать свое такое под названием «Золотое кольцо», но получился анекдот – в Советском Союзе не было пищевой жести, линию по разливу покупали в Германии, сами банки - в Японии, одно ко второму не подходило, и после Игр-80 потратившие 1 млн долларов на это производство организаторы едва не "сели". Баночное же пиво на Олимпиаде спасли финны – их пиво «Синебрюхофф» продавалось за 1 рубль.
Финский сервелат в нарезке, 100 грамм – 35 коп. (77 руб. в ценах 2020 года)
Первый опыт советского народа в употреблении колбасы в вакуумной упаковке. Финляндия в то время считалась другом Советского Союза, и там к Олимпиаде-80 закупали не только колбасу и пиво, но и масло, а главное, джемы – ими было завалены полки многих магазинов в центре Москвы.
Значок «Олимпийский Мишка» - 11 коп. (24 руб. в ценах 2020 года)
Сувенирная продукция на Олимпиаде была представлена широко. Платочки с эмблемами «Москва-80», стаканы с символикой, медведи всех мастей… Но самым массовым сувениром были значки Олимпийский Мишка. Их штамповали миллионами, и стоили они от 10 до 30 копеек.
Билеты на Олимпийские игры – 2 руб. - 25 руб. (440 – 5500 руб. в ценах 2020 года)
Вход на соревнования Олимпиады-80 не был дешевым. Те же 2 рубля – это приличные деньги для того времени. Но из-за бойкота некоторые страны сдавали свои квоты на билеты десятками тысяч. В свою очередь, в СССР их выкупали организации и продавали своим работникам со скидками до 70 процентов. Так что жители Москвы, которых не вывезли из города на время Олимпийских игр, при желании вполне могли попасть на сами соревнования.

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Авторы:
Павел Садков, Андрей Вдовин, Кирилл Серов, Анастасия Плешакова, Александр Гамов.

Бильд-редактор:
Вадим Шерстеникин.
Фото:
ТАСС, РИА Новости, Global Look Press,
Иван Макеев, Михаил Фролов, Александр Шпаковский.

Дизайн и верстка:
Наиль Валиулин, Рушан Каюмов.
Корректор:
Ренат Чикаев
Made on
Tilda