Самая главная «методичка», которой следует обязательно пользоваться, готовя ребенка в ВПР в 2024 году, – печатные варианты тренировочных работ, или демоверсий. Ими сегодня наводнен рынок. Не хотите «бумагу» – во всеобщем доступе есть официальные материалы с интернет-платформы «СтатГрад», созданной Московским институтом открытого обучения и одобренной Министерством образования РФ. И те и другие помогут ознакомиться с содержанием и структурой тех заданий, которые будут на ВПР. Ведь демоверсия – это своего рода шпаргалка для подготовки к предстоящей работе. В тренировочных контрольных все совершенно так же, как и в самой проверочной: структура заданий, их тип, разделение по блокам, оформление. Демоверсии ВПР разрабатываются отдельно для каждого предмета в нескольких вариантах. Изучая их, можно понять, что, скажем, ВПР по русскому языку состоит из двух частей. Первая – это диктант, с помощью которого проверяется уровень владения орфографией четвероклассника и его умение расставлять знаки препинания, а также два задания по написанному тексту. Вторую часть составляют 12 языковых задач, 9 из которых напрямую связаны с текстом для чтения, который есть в работе.
В проверочной работе по математике – тоже 12 заданий, по основным тематическим блокам, изучаемым в начальной школе: начальные математические знания, арифметика, геометрия, работа с информацией.
А ВПР по «окружайке» – это 10 заданий, разбитых на две части. В первой их шесть, во второй – четыре. Выполняя первые два задания, школьнику нужно выделить на картинке нужные части, следующие три задания – на формулирование краткого ответа и оставшиеся – на умение давать развернутый ответ.
Пока ваш четвероклассник штудирует одну за одной демоверсии, важно отмечать задания, с которыми у него возникают сложности, чтобы потом подтянуть «провальные» темы. А еще, выполняя тренировочные работы, можно оценить, сколько времени уходит на тот или иной материал.
К слову, на ВПР по каждому предмету предлагается два равноценных по уровню сложности варианта работы. Но сами задания для каждого региона и даже школы различаются. То есть уровень сложности ВПР в разных школах и городах схож, но содержание абсолютно разное.
Итак, очевидно, что самый лучший способ подготовиться к ВПР – давать ребенку писать тренировочные работы, обращая внимания на задания, в которых у него возникают затруднения. Эксперты говорят: начинать готовиться к проверочным нужно с первого учебного дня. Ведь ВПР – не цель, а средство. И постоянный тренинг помогает формировать у ребенка умение вчитываться в задания, анализировать, использовать свои знания для их выполнения. Поэтому задача учителей и родителей – не «натаскать» школьника на решение определенного вида задач, а научить его учиться, сформировать умение принимать учебную задачу, выстраивать ее решение, действовать по заданному алгоритму, оценивать правильность выполняемых действий, вносить необходимую коррекцию в решение. А это систематический, кропотливый труд: и самого школяра, и учителей, и родителей.
К слову, от последних, во многом зависит настрой малыша на работу. По словам психологов, родителям не стоит перетруждать маленького человека и эмоционировать самим. Психологически ровный настрой мам и пап, их поддержка, помогут школьнику не бояться. Обязательно подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем с большей вероятностью допустит ошибку на контрольной. Проследите, чтобы накануне проверочной работы ваше чадо хорошо отдохнуло и набралось сил.
А еще психологи советуют интересоваться успехами ребенка не только непосредственно перед ВПР, а в течение всего периода обучения. Это поможет ему осознать: если не запускать учебу, то не будет проблем с проверочными, контрольными и экзаменами.
Система оценивания ВПР прописана для каждого вида работы в спецификации, которая рассылается по школам. Задания оцениваются баллами, которые потом переводят в отметку. К примеру, в ВПР по математике каждое выполненное задание №1, 2, 4-7, а также №9.1 и №9.2 оценивается 1 баллом. За задания №3, 8, 10-12 можно получить от 0 до 2 баллов. В итоге сумма баллов от 0 до 5 равнозначна «двойке», от 6 до 9 – «тройке», от 10 до 14 – «четверке» и от 15 до 20 – «пятерке».
В ВПР по математике оценочная «вилка» такая: ответ на каждое из заданий №2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов. За ответ на задание №3.1 можно заработать от 0 до 1 балла, а за №3.2 – от 0 до 3 баллов. И если в сумме ребенок набрал от 0 до 13 баллов за Всероссийскую проверочную, значит, его оценка – «2», если – от 14 до 23 – «3». Общий балл от 24 до 32 означает «четверку», а от 33 до 38 – «пятерку».
Что же касается ВПР по окружающему миру, то максимально за нее можно набрать 32 балла. Задания оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от «качества» ошибки. В целом же, чтобы получить за ВПР по «окружайке» «5» ученику нужно набрать от 27 до 32 баллов, для «четверки» хватит от 18 до 26 баллов, за 8-17 баллов поставят «тройку», а за 0-7 – «2».
Результат выполнения своей работы можно узнать у учителя или на сайте общеобразовательного учреждения по коду, номер которого был выдан перед выполнением ВПР.
Безусловно, результаты, полученные четвероклассниками за ВПР, важны для самой школы. Они помогают понять, нет ли пробелов в работе педагогов, как усваивается детьми материал, а соответственно, правильно ли он подается. Поскольку 4 класс – это «точка» в начальной школе, то ВПР – это некое подведение итогов и возможность сделать выводы. Как учителям, так и администрации школ. Но в первую очередь, результаты проверочных работ все-таки нужны самим школьникам и их родителям. Ведь оценки, полученные за проверочные – это самый объективный показатель знаний четвероклассника.
Вокруг ВПР создан «устрашающий ореол», как будто от отметок, полученных за эти работы, зависит очень и очень многое. На самом деле, это не совсем так. Оценки, которые четвероклассник заработает за выполнение заданий Всероссийских проверочных работ, никакие не судьбоносные. Они не влияют ни на решение о переводе ребенка в следующий класс, ни на годовую отметку. Более того, в рекомендациях Рособрнадзора черным по белому написано: не учитывать результаты ВПР при выставлении годовых отметок. Все-таки ВПР в 4 классах – это не «мини-ЕГЭ». Тем не менее не стоит забывать, что любая оценка за «большую контрольную» становится частью имиджа школьника, если хотите. Частью его портфолио. И конечно же, лучше, чтобы в этом портфолио были хорошие оценки. Скажем, если родители надумают переводить ребенка после 4 класса в другую школу, высокие баллы за ВПР станут отличным «рекомендательным письмом».