Варианты, задания и демоверсии ВПР по химии в 2025 году, актуальные критерии оценивания и советы по подготовке. Рассказываем, что нужно знать об итоговой проверочной в 11 классе
В 2024 году директор Федерального института оценки качества образования Владимир Старичков сообщил, что в 11 классе ВПР больше проводиться не будет.
ВПР по химии – это проверка базовых знаний школьников по предмету. С 2025 года ВПР для одиннадцатиклассников больше не проводятся. Рассказываем, как это было в прошлые годы.
Если для сдачи ЕГЭ требуются углубленные знания, то для ВПР достаточно основ. Решение о проведении ВПР для выпускников каждая школа принимала самостоятельно. Образовательная организация могла отказаться от ВПР в 11 классе, освободить от работы детей-инвалидов либо провести ВПР для всех. При этом школьники, которые сдавали ЕГЭ по химии, автоматически освобождались от ВПР по этому предмету.
ВПР по химии в 11 классе в 2024 году провели в период с 1 по 22 марта. Конкретную дату школы выбирали самостоятельно.
При выполнении заданий ВПР по химии было разрешено использовать таблицу Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов и калькулятор.
Варианты ВПР по химии 11 класс формировались индивидуально для каждой школы страны из банка заданий. Таким образом, каждая учебная организация получала свой уникальный пакет вариантов ВПР, которые распределяла между учениками.
Каждый вариант ВПР по химии для 11 класса содержал 15 заданий. Они подразделялись на базовый (11 заданий) и повышенный (4 задания) уровни сложности. Задания №9-10 и №13-14 предполагали развернутый ответ, остальные – краткий.
Чтобы решить все задания ВПР, нужно было уметь разбираться в таблице Менделеева, знать строения атомов элементов, составлять уравнения реакций, моделировать химический эксперимент на основе его описания.
Задание №1 проверяло знание методов научного познания, задание №2 – знание элементов таблицы Менделеева. Задания №5-7 выполнялись на основе текста о химическом элементе. В них нужно было составить молекулярные уравнения реакции получения указанных в тексте элемента и реакции.
Задание №8 подразумевало работу с опытом по его описанию, в 9-м и 10-м заданиях нужно было снова составить уравнения реакций. Для выполнения заданий №11-13 в тексте работы приводились структурные формулы веществ. Нужно было определить классы этих веществ и дополнить уравнения химических реакций.
Задания №14 и 15 – были химическими задачами. В них нужно было не только дать ответ, но и подробно описать ход их решения.
При подготовке к ВПР по химии следовало использовать учебник. Повторять весь материал, уделять внимание непонятным блокам. Не забывать подкреплять теоретические знания практическими навыками: решать задачи, писать формулы. В этом могли помочь пробные варианты заданий ВПР и демоверсии. Их можно было найти в открытом доступе.
При решении пробных вариантов следовало обращать внимание на те задания, которые вызывали трудности, и на задания, по которым выходил неверный ответ. Стараться разобраться в непонятной теме еще раз. Если это не помогало, обратиться за помощью к школьному учителю. Также можно было воспользоваться видеоуроков в интернете. Зачастую в них учителя объясняют сложную программу простыми словами.
Во время подготовки следовало учиться работать с материалами, которыми разрешено пользоваться на ВПР. Часто именно в них содержится ответ на поставленный вопрос: например, валентность элементов не нужно заучивать наизусть – ее можно увидеть в таблице Менделеева. Тщательно рассматривать и учиться применять не только эту важнейшую таблицу, но и ряд напряжения металлов, таблицу растворимости солей и кислот.
Для сдачи ВПР было необходимо также повторить элементарные знания в области математики. На ВПР можно было пользоваться калькулятором.
За ВПР по химии в 11 классе можно было набрать максимально 33 балла. За задания №1-2, №4-8, №11-12 и №15 оценивались максимум в 2 балла. 1 балл ставился, если допущена одна ошибка либо записан неполный ответ. Задание №3 оценивалось 1 баллом в случае верного ответа на вопрос.
Задания №9-10, №13-14 оценивались максимум 3 баллами. Они могли быть выполнены разными способами, поэтому проверялись индивидуально.
Полученный результат можно было перевести в привычную 5-балльную систему.
Баллы за ВПР по химии | Оценка за ВПР по химии |
---|---|
от 0 до 10 баллов | оценка «2» |
от 11 до 19 баллов | оценка «3» |
от 20 до 27 баллов | оценка «4» |
от 28 до 33 баллов | оценка «5» |
Анастасия Чистякова, старший методист по химии в Домашней школе «ИнтернетУрок»:
– Всероссийские проверочные работы направлены на оценку качества образования. Во время проведения ВПР всем школам предоставляются одинаковые проверочные материалы и одинаковые критерии.
Среди минусов ВПР по химии в выпускном классе можно выделить:
Однако самой главной проблемой для школьников может стать не это. Все дело в том, что на протяжении всего учебного года учителя и ученики могут вместо нормального учебного процесса, цель которого — получение знаний, заниматься всего лишь натаскиванием к ВПР: учебный процесс может свестись к элементарному прорешиванию вариантов ВПР. В итоге мы можем получить действительно прекрасные показатели за ВПР, но ужасные «реальные» знания учеников.
При написании ВПР по химии у учеников чаще всего возникают трудности с заданиями, которые требуют развернутого ответа на вопрос. Это задания №9, 10, 13, 14. Они требуют от школьника умений составлять уравнения реакций, объяснять свойства и способы получения веществ, работать с химическими экспериментами.
Не только ученики, но и некоторые учителя не всегда довольны ВПР. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. А вот преподавателям и руководству образовательной организации за результаты ВПР приходится отчитываться. Более того, подготовка к ВПР начинается почти за год и отнимает много уроков из учебного плана.
А еще ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. Нередко контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к проверочной работе.
Чтобы подготовиться к ВПР по химии, нужно заранее создать план подготовки. Он должен состоять из основных тем с примерами для постоянного повторения. Получится, так называемый, тренажер.
Особенно полезен текстовый тренажер при изучении химических свойств, там необходимо порассуждать об осуществимости химической реакции (или неосуществимости и причинах этого).
Нужно также регулярно тренироваться решать задания. Важно прорешивать варианты ВПР не только на уроках, но и самостоятельно. Таким образом, формулировки заданий не вызовут затруднений на ВПР.
Важно знать критерии оценивания. Если школьник понимает, как оцениваются задания ВПР, ему будет проще выполнить задачу на максимальное количество баллов.