Успешно написать ВПР по английскому языку в 11 классе — было вполне выполнимой задачей. Для этого выпускнику нужно было иметь представление о заданиях итоговой работы и методах подготовки к ним в 2025 году. Об этом и поговорим
Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 11 классе помогала оценить знания у выпускников на базовом уровне. Руководство каждой школы самостоятельно решало, проводить ВПР в 11 классе или освободить учеников от итоговых контрольных работ. В случае положительного решения все одиннадцатиклассники, кроме тех, кто собирался сдавать ЕГЭ по английскому, выполняли задания проверочной работы. Также школа сама определяла, будут ли ученики выполнять письменную и устную части или только письменную.
Аудитории для проведения ВПР по английскому языку должны были быть оборудованы компьютерами с наушниками и микрофонами. Эта техника была необходима для выполнения заданий на аудирование и записи устных ответов учеников. В аудитории одновременно могли находиться не более четырех человек.
В 2025 году ВПР по иностранным языкам проводиться не будут.
В прошлые годы варианты ВПР по английскому языку в 11 классе формировались индивидуально для каждой школы. Такой подход исключал возможность утечки заданий из одной образовательной организации в другую. Комплекты вариантов школа получала накануне проведения итоговой работы, скачав их в личном кабинете на сайте Федерального института оценки качества образования.
ВПР по английскому языку в 11 классе состояли из письменной и устной частей.
Письменная часть включала 18 заданий. Первые 5 проверяли навыки аудирования. Ученикам предстояло дважды прослушать диалоги и ответить на вопросы по запрашиваемой информации. Задание №6 было направлено на понимание основного содержания текста. Ученики должны были провести соответствия между текстами и заголовками. Задания №7-18 проверяли лексико-грамматические навыки. В этой части выпускникам следовало выполнить два вида заданий. В первом задании требовалось преобразовать слова в нужную форму так, чтобы они грамматически соответствовали текстам. Во втором выпускникам следовало выбрать из списка необходимые слова и вставить их в тексты. Здесь изменять лексемы было не нужно, однако стоило помнить, что в списке присутствовали лишние слова.
Устная часть была представлена заданиями №19 и №20. В №19 требовалось прочитать текст вслух с правильной интонацией и корректным произношением слов. Таким образом проверялась фонетическая сторона речи. В заключительном задании ученику предстояло выбрать одну из представленных фотографий и описать ее согласно готовому плану.
В целом Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 11 классе проверяла коммуникативные, социокультурные и компенсаторные знания и умения.
При подготовке к ВПР самым верным решением было прорешать итоговые работы за предыдущие годы. Сделать это можно было самостоятельно, так как готовые ответы можно было найти в интернете и сопоставить их со своими. Если же при решении таких заданий одиннадцатиклассник допускал много ошибок, а времени на подготовку оставалось мало, рекомендовалось составить интеллектуальные карты. Для этого в центре обычного тетрадного листа рисуется образ, символизирующий тему. От него отводятся ветви с самыми важными или трудными для запоминания словами и мыслями. Карты можно создавать на любые темы: будь это семья, путешествия или хобби. Также такие наглядные схемы помогут запомнить лексику и грамматику. Например, для быстрого запоминания фразовых глаголов в центре напишите основной глагол, от него нарисуйте лучи с предлогами, а ниже – перевод. Русские и английские слова выделяйте разными цветами для того, чтобы при необходимости можно было быстро сфокусироваться на одном языке. Нарисованная от руки карта вовлекает не только зрительную, но и мышечную память, которая способствует эффективному запоминанию материала. Такой схематичный конспект позволяет удерживать в сознании большое количество информации.
Получить высокий балл на чтении помогала практика. Если вы решили попробовать свои силы по образцам ВПР прошлых годов и хотите подготовиться, есть несколько лайфхаков. Возьмите себе за привычку каждый день по 20 минут читать небольшие английские рассказы. Также советуем учить скороговорки: так вы отработаете произношение сложных звуков. Чтобы потренировать задание №20, можно полистать домашние журналы, описывая картинки на английском языке.
За письменную часть ученик мог максимально получить 22 балла: по 5 баллов за аудирование и чтение и по 6 за грамматику и лексику. Устная часть приносила еще 10 баллов: 3 балла за осмысленное чтение вслух и 7 баллов за монологическое высказывание.
Полученные баллы суммировались и переводились в школьную оценку по пятибалльной шкале. В случае выполнения учениками письменной и устной части шкала перевода в отметку выглядела следующим образом:
В случае выполнения всеми учащимися только письменной части шкала перевода в отметку выглядела так:
Оксана Шишкова, переводчик, преподаватель английского языка, профессиональный стаж более 10 лет:
— ВПР по английскому языку в 11 классе — было разминкой для сдающих ЕГЭ и, как сейчас говорят, челлендж для остальных выпускников. Содержание Всероссийской проверочной работы по иностранному языку определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень). Поэтому те, кто выбрал английский для прохождения Государственной итоговой аттестации, как правило, не испытывали сложностей с выполнением этой работы.
Сложнее приходилось тем, кто не ставил перед собой этой задачи, потому что базовый уровень на практике оказывался не таким уж и базовым. Прежде всего, это касалось задания по аудированию, которое в обобщенном плане ВПР было отмечено как задание повышенной сложности. Традиционно с ним учащиеся справлялись хуже, чем с остальными заданиями. Бедная лексическая база, недостаточная «наслушенность», отсутствие умения концентрироваться на важном, не пугаясь незнакомых слов, сложности с восприятием слитной речи — все это сказывалось на итоговом результате. К большому сожалению, в школах аудированию практически не уделяется внимание.
Следующее в рейтинге проблемных — задание по чтению. Те, кто в теме, знают, что задача состояла в сопоставлении рубрик и текстов, причем одна рубрика из предложенных в задании —лишняя. Задание было составлено так, что, на первый взгляд, казалось, одна рубрика может подойти сразу к нескольким текстам. На самом деле был возможен только один вариант. Важно было уметь работать с ключевыми словами, видеть отвлекающие фразы.
В заданиях устной части сложности возникали с описанием фотографии. Во-первых, сама коммуникативная задача, на мой взгляд, была совершенно нереальная. Попробуйте представить, что фотография, которую вы первый раз видите, на самом деле хранится в вашем альбоме, и вам вдруг очень захотелось о ней рассказать другу, не упустив ни одного пункта плана, логично, используя уместные средства связи. Речь должна быть максимально естественной. Во-вторых, требовалось уложиться в 2 минуты, «общаясь» не с живым человеком, а с компьютером, когда рядом говорят еще несколько человек. Согласитесь, для этого требуется привычка. Конечно, нужны были универсальные шаблоны (домашние заготовки) и умение быстро адаптировать их по ситуации.
С лексико-грамматическими заданиями все было более оптимистично. Они действительно были базового уровня. К 11 классу большинство учащихся имеют хотя бы минимальное представление о структуре предложения и частях речи. Оставалось овладеть стратегией «перехода через дорогу». Посмотрите налево, направо, снова налево и выберите вариант, чтобы заполнить пропуск. Это было нужно, чтобы определиться с частью речи и формой слова.
А теперь к извечному русскому вопросу «Что делать?» — было нужно готовиться. Когда стоило начинать? Чем раньше, тем лучше. А если серьезно, у всех разные темпы усвоения информации, а для успеха нужно накопить солидный словарный запас. Конечно, как говорила Верочка из «Служебного романа», нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Весь вопрос в исходном уровне и установках. При высоком уровне владения языком ознакомление с форматом и освоение стратегий не заняло бы много времени. Если уровень был низкий, но вам было достаточно минимальной положительной оценки, опытный наставник помог бы этого добиться за непродолжительный срок. Все, что между этими «реперными точками», потребовало бы времени и усилий, однако работа была реально выполнимая, и это главное, о чем стоило помнить при подготовке.
Предлагаем вам узнать, как правильно использовать эти времена английского языка, чтобы в любой ситуации оставаться грамотным.