Развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Именно поэтому профессия воспитатель очень ответственна. При этом педагоги дошкольного образования получают большую отдачу от общения с детьми
Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.
До появления школ воспитатели помогали детям узнавать больше о мире, а в XVIII веке наравне с педагогом воспитатель стал проводником в страну знаний – при этом все остальные обязанности сохранились. С развитием общества отношение к представителям этой профессии не поменялось – их любят и родители, и дети. Каждый человек понимает, насколько ценны педагоги дошкольного образования.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии воспитатель |
---|---|
Срок обучения | От 556 часов |
Средняя зарплата | 28 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, ссузах, на курсах |
Необходимые качества | Ответственность, внимательность, любовь к детям |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Детские сады, частные детские образовательные центры |
Воспитатели занимаются развитием детей дошкольного возраста (до 7 лет) – за малышами и уже подрастающими ребятами нужно не просто следить. В обязанности входит проведение игр и праздников, обучение правилам поведения за столом, этикета, основам безопасности. Воспитатели изучают с маленькими детьми алфавит и цифры, но чаще это происходит в игровой форме. Когда они становятся чуть постарше, воспитатели обучают их дополнительным навыкам: кто-то активно рисует, кто-то лепит из пластилина или по желанию углубляется в предметы, которые позже будут изучаться в школе.
Обязанности педагогов дошкольного образования зачастую разнятся в зависимости от специализации и от возраста детей, с которыми идет работа. Но во многих садах или домах-интернатах воспитатели занимаются развитием сразу нескольких групп – берут дополнительную нагрузку.
Профессия воспитатель подойдет тем, кто любит общаться с детьми и видит во взаимодействии особую ценность, кто терпелив и дружелюбен, умеет сопереживать, мотивировать и при этом стрессоустойчив. При постоянном контакте с детьми и включенности в рабочий процесс важно помнить о повышенной ответственности за жизни детей.
Несмотря на то, что у всех воспитателей практически идентичные обязанности, которые находят отражение в названии самой профессии, все же различают некоторые специализации.
Воспитатель-методист занимается изучением и составлением методов, с помощью которых будут обучаться дети. Его работа больше аналитическая – изучение данных, их систематизация. Но при этом дошкольные методисты занимаются составлением новых программ, направленных на развитие детей, следят за их внедрением. Чтобы работать методистом в детском саду, нужно получить высшее образование. Хотя бывают и исключения: должность занимает воспитатель, который за годы работы хорошо себя зарекомендовал.
Воспитатель-дефектолог работает с детьми с различными видами нарушений в развитии. В его обязанности входит не только обучение и развитие малыша, но и оказание поддержки, разработка индивидуальной программы. С помощью последней специалист находит свой подход к каждому ребенку: наблюдает за мышлением, воображением, памятью, восприятием. В определенной степени он готовит детей к школе таким образом, чтобы процесс их дальнейшей социализации проходил легче. Воспитатели-дефектологи включены во все сферы воспитательного и образовательного процесса. При довольно большом списке обязанностей специалисты этого профиля общаются с родителями, представляют им отчет о занятиях и достигнутых успехах.
В профессии воспитатель есть свои плюсы, которые привлекают все новых и новых работников:
Отрицательные стороны профессии воспитатель прослеживаются в минусах:
Хорошее образование играет большую роль в будущем — и в карьере, и в повседневной жизни. Исключением не является и профессия воспитателя. Например, чтобы работать воспитателем-методистом в частном детском садике, нужно получить высшее образование. То же самое касается и воспитателя-дефектолога. Обучают по данным профилям во многих вузах страны, имеющих педагогические и гуманитарные факультеты.
Получить диплом воспитателя можно и после обучения в колледже, куда принимают после 9 и 11 классов. От первой пары до получения диплома проходит 3-3,5 года, а специализация называется педагог детей дошкольного возраста. Если выпускники хотят обучать детей в садах рисованию, физкультуре или английскому, нужно получить дополнительную специализацию. При поступлении не нужно сдавать вступительные экзамены – приемная комиссия смотрит на средний балл аттестата.
Самый быстрый способ стать воспитателем – пройти курсы. Они есть в очном и дистанционном формате. Получить диплом можно в том случае, если у кандидата на обучение уже есть какое-либо образование. То время, когда он будет узнавать новое на курсах, учтется как профессиональная переподготовка. Удобно то, что студент сам может выбрать степень нагрузки и количество учебных часов.
В педагогическом колледже имени К. Д. Ушинского в Москве учат на воспитателей детских дошкольных учреждений. Поступить можно без вступительных испытаний на основе конкурсного отбора по среднему баллу аттестата. В колледже также можно получить профессию учителя начальной школы и педагога дополнительного образования.
Колледж Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге предлагает обучение по специальности воспитатель-педагог детей дошкольного возраста. Студенты изучают детскую психологию, педагогические дисциплины, предметы, связанные с медициной, и другие. Средний балл аттестата для поступления на бюджет – 3.28.
Курсы переподготовки помогут в краткий срок пройти обучение по специальности воспитатель и начать работу в этой сфере.
Курсы переподготовки по педагогическим специальностям есть при Межрегиональной Академии строительного и промышленного комплекса (МАСПК). Учеба здесь длится до 6 месяцев, выпускники получают диплом. Пройти курсы может тот, кто имеет среднее или высшее образование.
Российский институт профессионального образования «ИПО» предлагает полностью дистанционное обучение, более двухсот специальностей, среди которых — «Воспитатель детского сада». Вариант подойдет тем, у кого не так много свободного времени. Запись лекций сохраняется, и можно в любое время вернуться к пройденному материалу.
В центре дополнительного профессионального образования «ИНИСО» формат обучения дистанционный, стоимость – от 2 000 до 10 000 рублей. Изучаются основы педагогики, физическое развитие, организация игровой деятельности и другое. Общее количество часов – 556. После окончания обучения можно работать воспитателем в детском саду, личным воспитателем или помощником воспитателя.
Профессия воспитатель широко распространена, на вакантные места всегда требуются специалисты, имеющие должное образование. Самое большое количество вакансии в Москве, Пермском крае, Московской области и Санкт-Петербурге.
Воспитатели могут работать в:
Больше всего предложений в государственных детских садах – в любом городе специалист не останется без работы. Воспитатели, которые преподавали в таких садиках, позже идут работать в частные сады или центры развития ребенка.
Заработная плата воспитателей может зависеть от количества отработанных часов, ставки, общей нагрузки и многого другого. Средняя зарплата по стране – 15 тысяч рублей.
Педагог-воспитатель или дефектолог-воспитатель получают больше – около 20 тысяч рублей. Карьерный рост в данной сфере быстрый, но не всегда вместе с ним растет и заработная плата. Во многих садах помощники воспитателя и сами воспитатели получают одинаковую ставку. Именно поэтому работники идут получать высшее образование — с дипломом можно взять дополнительную нагрузку или начать заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Автоматизация и компьютеризация – процессы, которые могут поставить под угрозу любую сферу деятельности. О замене человека технологиями можно говорить вечно. Но в ближайшем будущем педагоги будут продолжать развивать детей, давать им все необходимые знания, умения и навыки, общаться с ними и помогать им социализироваться.
С переходом к новым технологиям можно не отказываться от ценного взаимодействия человека с человеком – в нем есть своя ценность, которая важна маленьким мечтателям, приходящим в детский сад.
Ольга Мацибора, воспитатель в МБДОУ МО «Центр детский сад 231» (г. Краснодар):
— Сложностей в работе воспитателя три: это родители, дети и администрация. Можно подумать, что проблемы с малышами возникают из-за того, что они бывают «сложными» или могут выводить из себя своим поведением. Но чаще у воспитателей возникает страх за их жизнь, боязнь за то, что они могут получить травму или травмировать другого ребенка. Родители же не всегда понимают, что ты хочешь как лучше для детей, хочешь помочь им. Бывают разные случаи, но хороший воспитатель обладает должными знаниями в своей области, старается разрешить ситуацию. С администрацией похожая история – не всегда совпадают профессиональные точки зрения.
Для меня во взаимодействии с детьми самое приятное – видеть их глаза, когда у них что-то получается, слушать, как ребята говорят о том, что не хотят, чтобы воспитатели уходили. Даже когда ты ругаешься на них, когда они сделали что-то не так, ты все равно радуешься – они делают ошибку, потому что еще не понимают всего.
На счет дальнейшего развития и преобразования профессии – педагоги были и будут всегда. Мы живем не в утопическом мире, где можно не работать и заниматься только своими детьми. Даже если говорить о дистанционном образовании, его легко можно дать школьникам, а вот с детьми дошкольного возраста все гораздо сложнее.