Сколько знаменитых имен среди писателей, поэтов, журналистов! Эти люди на виду, о них знают, их имена пишут на обложках книг. Работа редактора менее заметна, но во многом именно ему обязаны знаменитости своей славой
Перед редактором стоят самые разные задачи. Он может отвечать за выпуск периодических изданий или интернет-ресурсов и за их оформление, а может редактировать книги перед тем, как они увидят свет. Но всегда именно на редакторе лежит основная ответственность за то, какими окажутся эти самые издания, не будет ли там фактологических ляпов, станут ли они привлекательными. Одним словом, редактор — это главный человек в издательстве, каким бы оно ни было.
Бывает так, что человек наделен даром писать стихи или прозу, ему в голову приходят гениальные сюжеты, однако воплотить их в свет получается далеко не так хорошо: то стиль хромает, то знаний не хватает, а то и просто с правописанием проблемы. И вот тогда на помощь приходит редактор, спасая в целом талантливое произведение. Скажете, что это не творческая работа? И ошибетесь. Еще какая творческая, ведь чтобы на выходе получилось действительно хорошее произведение, нужно не только разобраться в материале, но и проникнуться стилем автора, дабы не испортить созданную им атмосферу. И это касается далеко не только художественной литературы. Редактор газеты, журнала или интернет-издания должен досконально вникать во все, что там пишется, и отвечать за каждую букву, каждую иллюстрацию и каждое слово.
Зачастую профессия редактор требует от человека немалой выдержки и железных нервов, ведь приходится не только редактировать чьи-то тексты, но еще и порой до хрипоты спорить с авторами, которые считают, что до правок текст был намного лучше, а редактор все только испортил. И доказать свою правоту разгневанному мастеру пера бывает ой как непросто — творческие люди очень эмоциональны и не всегда склонны прислушиваться к другим людям, пусть эти люди и профессионалы в своем деле.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии редактор |
---|---|
Срок обучения | От 4 лет |
Средняя зарплата | 57 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, на курсах |
Необходимые качества | Стопроцентная грамотность, широкий кругозор, ответственность |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | СМИ, книжные издательства |
Редактор — человек, занимающийся подготовкой к выпуску периодических печатных или интернет-изданий, либо книг. Часто на плечах этого специалиста (особенно, если он работает в СМИ) лежит и организационная работа: ему необходимо координировать работу своего отдела или всей редакции в целом, заниматься всевозможными документами, а также взаимодействовать со штатными и внештатными сотрудниками (журналистами, дизайнерами, фотографами и другими).
Если речь идет о художественном редакторе, то он отвечает за оформление издания: подбирает иллюстрации к материалам, в случае необходимости заказывает фотографии или рисунки.
Редактор должен контролировать не только содержание вверенного ему издания, но и грамотность текстов. Поэтому он в ходе работы обязан взаимодействовать так же и с корректорами, но зачастую, особенно в небольших редакциях, бывает, что редактор совмещает обязанности свои и корректора, внося как фактологические и стилистические правки, так и исправляя грамматические и синтаксические ошибки.
Работа эта отнюдь нелегкая, требует, во-первых, огромного запаса знаний — издательское дело, организация производства, специальные знания по теме издания, а также безупречная грамотность и чувство литературного и художественного стилей. Во-вторых, это огромная ответственность, ведь в случае допущения каких-либо просчетов спрашивают не с авторов, а с редактора. Но одновременно занятие это невероятно увлекательное и творческое.
Редактор — это слишком обширное понятие, и редко именно это слово можно увидеть в чьей-либо трудовой книжке. У данной профессии существует ряд специализаций.
Литературный редактор занимается проверкой текстов печатных или интернет-изданий на разного рода ошибки, отвечает за отданный в печать (выложенный в сеть) текст. Работа требует глубокий знаний языка, на котором выходит издание, а также фактологического материала по тематике издания.
Художественный редактор трудится над оформлением издания, организует работу дизайнеров, верстальщиков, художников, фотографов.
Технический редактор должен досконально разбираться в полиграфии и печатном деле, именно он напрямую взаимодействует с типографией, делает макет издания, рассчитывает затраты на печать.
Научный редактор — это сотрудник узкоспециализированных изданий (научных журналов, тематических издательств), который обладает фундаментальными знаниями по профилю, поскольку ему приходится следить не только за стилистикой текста, но и за тем, чтобы в нем не было фактологических ошибок.
Главный редактор — начальник над всеми другими редакторами и вообще главный человек в издательстве. Именно он в конечном итоге отвечает за то, какими выходят в свет книги, журналы, газеты или сайты. Должен владеть знаниями во всех вышеперечисленных областях, а также иметь лидерские качества, поскольку именно он координирует и контролирует работу всего издательства.
Те, кто выбрал для себя профессию редактор, никогда не жалеют об этом и просто не могут жить без своей работы, ведь издательство — это не просто скучный офис, это большая семья, в которой всегда кипит жизнь. Работа связана с новой информацией, поэтому всегда интересна. Рутины практически не бывает. Часто у редактора бывает гибкий график работы — загруженность зависит от задач и периодичности выхода издания.
Каждый редактор знает, какое удовольствие доставляет приведение в порядок хорошего текста. Это напоминает огранку драгоценного камня, после которой тот начинает по-настоящему сверкать. Эта работа творческая, и этим все сказано. Пожалуй, это главный плюс профессии редактор.
Жизнь устроена так, что там, где есть плюсы, всегда присутствуют и минусы, хоть в профессии редактор их и немного.
Во-первых, это сидячая работа за компьютером (особенно у литературных и художественных редакторов), что может неблагоприятно сказаться на здоровье. Во-вторых, зачастую на работу с авторами (да и типографией) уходит много нервов и душевных сил. В-третьих, это большая ответственность, ведь за все просчеты спрашивают именно с редакторов.
Чтобы стать редактором, нужно иметь филологическое или журналистское образование. Получить его можно практически в любом университете, где есть соответствующие направления. Также в 24 вузах страны можно получить узкопрофильное образование. Например, на факультете журналистики Кубанского государственного университета можно получить специальность «Редакционно-издательская деятельность».
Чтобы поступить на выбранный факультет, обязательно придется сдать экзамены по таким предметам, как русский язык, русская литература, история.
В зависимости от вуза возможны варианты: например, к этому списку может добавиться иностранный язык и (или) обществознание, а также другие предметы.
Пойти учиться можно и в профильные полиграфические техникумы и колледжи. Впрочем, при трудоустройстве предпочтение все же будет отдаваться людям с высшим образованием.
Имея опыт работы в издательском деле или филологическое образование, можно пройти один из многих очных или онлайн-курсов по редакторскому делу.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Тут и комментировать нечего — первый, главный и самый престижный вуз страны. Человеку с дипломом филфака МГУ открыт путь в любое издательство.
Санкт-Петербургский политехнический университет (специальность «Издательское дело»). С дипломом этого вуза с успехом можно работать техническим редактором.
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина. Профильное учебное заведение с богатой историей, готовящее в том числе и литературных редакторов.
Московский политехнический университет (Институт издательского дела и журналистики). Дает фундаментальные знания относительно всего издательского процесса и готовит полиграфистов самых разных специальностей.
Если вы уже имеете опыт работы в полиграфии, либо только получили соответствующее образование, то повысить свой уровень можно, пройдя один из перечисленных ниже курсов.
«Профессия редактор с нуля до PRO» от Skillbox. Курс дает понятие об определении контект-маркетинга (так называемой продаваемости текстов), а также повышает навык организации издательского процесса.
«Коммерческий редактор» от Skillbox. Профильное образование для тех, кто хочет узнать, как правильно продавать тексты и издания. А также дает дополнительные знания в области коммерции.
«Редактура и фактчекинг» от Teachline. Поможет не только усовершенствовать свои редакторские навыки, но и научит вылавливать фейковую информацию.
Онлайн-курс редакторов от irs.academy. Курс рассчитан как на профессиональных редакторов, так и на тех, кто только мечтает овладеть профессией.
Мы живем в такое время, когда полностью меняется формат подачи информации. Если раньше прочитать художественное произведение, получить энциклопедическую справку или узнать последние новости можно было из книг, журналов и газет, то сегодня все упростилось благодаря интернету. Любую информацию можно добыть, не вставая с места, и больше не нужно просиживать сутки в библиотеках.
Печатная продукция сегодня — это либо предмет роскоши (иллюстрированные альбомы, подарочные издания книг, глянцевые толстые журналы), либо инструмент рекламы (листовки, флаеры, буклеты). А вот газеты, напротив, становятся все менее популярны, уступая место интернет-изданиям. Поэтому наиболее востребованными в наше время оказываются специалисты, способные заниматься именно электронными текстами и умеющие организовать быструю и качественную работу копирайтеров и авторов текстов, поскольку оперативность подачи достоверной и, главное, продаваемой информации — главное требование к редакторам данного профиля.Поскольку количество интернет-ресурсов постоянно растет, а уже раскрученные расширяются, то потребность в редакторах остается достаточно высокой.
Конечно, не стоит думать, что, едва закончив учиться, вы сразу сможете занять должность главного редактора какого-либо издательства — как правило, путь до этой должности достаточно долгий. Сначала можно попробовать поработать простым корреспондентом (возможно, даже внештатным) — потребность в них есть всегда. Хорошо показав себя на этой должности, через несколько лет вы сможете уже брать на себя ответственность за редактуру чужих текстов. Также можно подняться до должности художественного редактора, поработав простым дизайнером.
Если вы сможете показать не только высокий профессионализм на занимаемой должности, но также проявите лидерские качества и заслужите уважение коллег, у вас есть все шансы в конечном итоге занять кресло главного редактора.
Здесь очень сложно обозначить какие-то рамки. Все сильно зависит от города проживания и размеров издательства. Конечно, редакторы крупных российских СМИ получают достаточно неплохие деньги — нижняя планка их доходов колеблется на отметке в 50 тысяч рублей. А вот провинциальные издательства не могут позволить себе платить высокие зарплаты сотрудникам, поэтому их оклад составляет от 20 до 30 тысяч рублей (а кое-где и того меньше). Понятно, что уровень дохода главного редактора всегда будет выше, чем у рядовых коллег — это адекватная компенсация за высокий уровень ответственности.
Некоторые люди, особенно молодежь, любят говорить о том, что книги и прочие печатные издания изжили себя, — мол, в интернете найдется все, так зачем загромождать дом ненужной макулатурой. Но разве может бездушный гаджет сравниться с настоящей бумажной книгой? С ее запахом бумаги и краски, с ощущением твердой обложки в руках, с шелестом перелистываемых страниц. Более того, исследования показали, что человек гораздо легче запоминает текст, прочитанный на бумаге, нежели увиденный на экране компьютера, поскольку память наша связывает полученную информацию с ощущениями: мы помним, как выглядела страница, где на ней располагался данный текст, а оттого и лучше усваиваем его смысл. Еще один интересный факт: чтение текста с бумажного носителя снижает уровень стресса на 70%.
Что же касается текстов в интернете, то именно эта самая всеобщая доступность порой значительно снижает уровень их качества, и, к сожалению, сегодня можно по пальцам сосчитать интернет-ресурсы, где не было бы грамматических и стилистических ошибок. Так что работа для редакторов найдется всегда или по крайней мере до тех пор, пока существует печатное слово.
Людмила Чайковская, бывший художественный редактор, художник-полиграфист:
— Сегодня работа художественного редактора, к сожалению, востребована не так сильно, как раньше, когда макет издания делался вручную. Мне приходилось давать задания фотографам и художникам, контролировать работу верстальщиков и ретушеров, а что-то и рисовать самой, ведь газеты и журналы раньше публиковали рисунки, сделанные художниками вручную. Это был настоящий эксклюзив, каждое произведение было индивидуально и имело душу. Даже шапки газет (их заголовки с названием) не набирались на компьютере из уже существующих шрифтов, а придумывались художниками и тоже рисовались руками на бумаге.
Впрочем, работа художественного редактора интересна и сегодня, ведь на компьютере ты сразу видишь, как будет выглядеть и одна страница, и газета, книга или журнал в целом, поэтому проще придумать общую концепцию оформления. Так что я не говорю, что раньше было лучше — каждое время имеет свои преимущества.
Дарья Болотина, литературный редактор, писатель, кандидат культурологии (Санкт-Петербург):
— Редакторская работа хороша тем, что в ней можно органично сочетать творчество, рутинно-исполнительские и контролирующие функции и здоровую ответственность. Лично мне интересны и дороги все эти аспекты, я не люблю сосредотачиваться на каком-то одном. Все время делать что-то одно — тяжело, от этого быстро устаешь. А тут получается своего рода постоянная смена деятельности внутри одной профессии и даже одного функционала на одном конкретно взятом рабочем месте. Редактировать художественную и познавательную (научную, научно-популярную и в целом то, что называется non-fiction) литературу еще и просто интересно, так как приходится читать внимательно и думать над текстами. Хороший редактор может (при определенных обстоятельствах) стать даже своего рода соавтором. И это тоже может быть интересно, а главное, очень полезно, причем не только автору и самому редактору, но еще и читателям.
Отвечает Любовь Ежкова, редактор маркетингового агентства Demis Group: