Профессия продакт-менеджер

Из материала вы узнаете, какой круг задач решает продакт-менеджер и сколько платят за такую работу в 2024 году. Разбираемся в особенностях профессии с практикующими специалистами

Профессия продакт-менеджер. Фото: Los Muertos Crew, pexels.com
Ирина Гольмгрейн Директор по продукту холдинга 1MI Ирина Каллаур Ведущий продакт-маркетинг-менеджер Марина Кретинина Автор КП Николай Янковский Продакт-менеджер с 6-летним стажем

За последние три года популярность этой профессии увеличилась в несколько раз. Дело в том, что продуктов выпускается все больше: от информационных до вполне осязаемых вроде гаджетов и стройматериалов. Чтобы товар дошел до потребителя и попал точно в цель, бизнесу нужен продакт-менеджер. Это специалист, стратегически мыслящий и владеющий основами бизнес-планирования. Какими навыками нужно обладать, чтобы стать грамотным продактом, а также сколько времени потребуется для обучения, расскажем далее.

Кто такой продакт-менеджер

От идеи до попадания на рынок любой продукт проходит длинный путь. В информационном обществе недостаточно просто выпустить что-то, нужно учесть потребности целевой аудитории, определиться с позиционированием и спрогнозировать прибыль. Кроме того, на этапе разработки потребуется выстроить коммуникацию между всеми специалистами, участвующими в процессе. Именно продакт-менеджер способен привести команду к результату.

Полезная информация о профессии продакт-менеджер

Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.

Параметр
Данные о профессии продакт-менеджер
Срок обученияОт 12 месяцев
Средняя зарплата70 000 рублей
Где можно получитьВ вузах, колледжах, техникумах, на курсах
Необходимые качестваКоммуникабельность, стрессоустойчивость, аналитический склад ума
Востребованность профессииВысокая
Где работать?Крупные компании, стартапы, фриланс

Чем занимается продакт-менеджер

Продакт-менеджер отвечает за становление продукта и его успех на рынке. Главная цель специалиста — довести продукт до потребителя, координируя процесс создания с учетом бизнес-целей и запросов клиента. В обязанности продакт-менеджера входят несколько задач.

  • Анализ целевой аудитории.

Чтобы продукт попал в боли пользователей, продакт анализирует их потребности: собирает статистику, выдвигает новые предложения, тестирует разные подходы.

  • Контроль процесса создания продукта.

Специалист направляет команду, занимается коммуникацией сотрудников из разных отделов и определяет курс, по которому будет идти разработка.

  • Обеспечение прибыли и востребованности продукта на рынке.

Удовлетворить пользователя недостаточно: важно помнить, что речь идет о бизнесе, а у него есть свои цели. Продакт определяет, как лучше монетизировать продукт и откуда компания будет получать прибыль.

Кроме того, продакт-менеджеру приходится всегда держать руку на пульсе. Если хотя бы одна часть пазла выбивается из общей картинки, именно этот специалист скорректирует действия сотрудников того или иного отдела.

Плюсы

Грамотный продакт-менеджер всегда найдет работу, которая достойно оплачивается, — пожалуй, это главное достоинство профессии. Но точно не единственное. Смотрите сами:

  • Продакт-менеджер — это руководящая должность.
  • В работе есть место творчеству: всегда нужно искать новые пути развития.
  • Постоянный рост и приобретение новых навыков: вы будете разбираться и в разработке, и в продвижении, и в организации взаимодействия людей.
  • Результат работы можно «пощупать», так как на выходе вы получаете готовый продукт.
  • Можно работать удаленно.
это интересно
Профессия HR-менеджер
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
подробнее

Минусы

Недостатки у профессии тоже есть. Это:

  • Личная ответственность за результат и работу всей команды.
  • Необходимость генерировать идеи и много общаться.
  • Ненормированный рабочий график.

Высокая ли это цена за возможность самостоятельно организовать выпуск продукта, решать только вам.

Где учиться в 2024 году

Получить должность продакт-менеджера можно разными способами. Кто-то получает высшее образование в сфере экономики или маркетинга и через литры пота обретает нужные навыки на практике, кто-то проходит специальные курсы, где учат основам профессии. Есть и те, кто становится продактом после работы в смежных областях, перенимая опыт у старших коллег.

Чтобы поступить в вуз, потребуется пройти конкурс и потратить 4-6 лет на обучение. На курсах же сдавать вступительные испытания не придется: будет достаточно определенной базы знаний по профилю.

Николай Янковский, продакт-менеджер с 6-летним стажем, комментирует:

— Возможно, у меня будет непопулярное мнение на этот счёт, но современная система образования не поспевает за текущей скоростью изменений в мире, как минимум в IT-сфере. Просто физически не может поспеть. При этом диджитализация уже распространилась на все сферы жизни, а это значит, что вы можете получить знания по специальности, которая вам интересна, а дополнительно освоить набор необходимых продакту навыков и идти заниматься практикой в этой сфере.

Вузы

Образовательная программа «Бизнес-информатика» от СПбГУ дает возможность овладеть знаниями в области экономики и информационных технологий одновременно. Это отличная база, на которую можно опереться в дальнейшем освоении профессии. Кроме того, студенты могут проходить международные стажировки и учить иностранные языки, что тоже важно для работы продакт-менеджером. Обучение займет 4 года.

Если Вы находитесь в Сибири, обратите внимание на Институт управления бизнес-процессами СФУ. Здесь обучение ведут доценты и профессора с богатейшим опытом работы. Выбирайте специальность, которая вам ближе: это может быть менеджмент, бизнес-информатика, экономическая безопасность. Чтобы поступить в ИУБП, абитуриенты сдают в обязательном порядке русский язык и математику, а третий предмет остается на выбор будущего студента. Можно предоставить результаты обществознания, информатики или иностранного языка.

Для тех, кому ближе маркетинг, можно пройти обучение в МГУ по одноименному направлению. В одном из самых престижных вузов страны преподают дисциплины, связанные с функционированием рынка. Вы научитесь проводить анализ данных, узнаете об информационных системах маркетинга, изучите программное обеспечение. Список ЕГЭ, необходимых для поступления, фиксированный: математика, обществознание и русский язык.

Курсы

В SkillFactory освоить профессию можно за 12 месяцев даже без технического образования. Обучение проходит в формате онлайн и строится на развитии практических навыков с опорой на теорию. Вы узнаете, как работать с гипотезами, освоите азы юнит-экономики, разберетесь в аналитике и маркетинге. Создатели курса гарантируют помощь в трудоустройстве после обучения.

Курс «Product manager» от «Нетологии» тоже проходит в удобном дистанционном формате. Здесь срок обучения немного меньше — 8 месяцев. За это время у студентов формируются необходимые для любого продакта навыки. Сюда входит и изучение рынка, и методологии управления проектами и умение коммуницировать. Курс также включает в себя программу трудоустройства.

Программа профессиональной переподготовки «Product Management» от Высшей школы экономики — это 340 академических часов полезной информации. Главная задача курса — развить профессиональные компетенции у студентов в условиях нестабильного рынка. Учиться можно онлайн и офлайн. При очном формате занятия проходят в вечернее время. После завершения курса ВШЭ выдает диплом о профессиональной переподготовке

Востребованность

Из-за огромного количества товаров конкуренция на рынке становится все более острой, и производители это понимают. Поэтому востребованность продакт-менеджеров только растет. Такой специалист знает, как «вырастить» продукт и получить максимальную прибыль от его реализации, удовлетворив при этом и запросы пользователей. Сайты по поиску работы это подтверждают: на самых популярных порталах опубликованы тысячи вакансий для продакт-менеджеров.

Устройство на работу

Продакт-менеджер волен выбирать, в какой компании ему работать. Это может быть:

  • Стартап.

Здесь продакты свободны самостоятельно задавать вектор развития, но и практически вся ответственность лежит на них. При этом карьерный рост может быть стремительным.

  • Скейлап.

Это компании с расширенным доступом к рынку. Как правило, у них продукт не единственный. А значит, можно заниматься сразу несколькими проектами и расти в доходе.

  • Крупная корпорация.

Здесь вам гарантированы стабильность, более нормированный по сравнению с предыдущими вариантами график и ценный опыт работы.

Построение карьеры

В стартапах и небольших проектах продакт-менеджер один, поэтому и деления на уровни в них нет. Если человек взял на себя обязанности продакта, то он становится полноценным специалистом, даже если он еще только набирается опыта. А вот в крупных компаниях есть иерархия.

  • Junior Product Manager — это помощник продакта или человек, который отвечает только за часть продукта.
  • Product Manager полностью ведет как минимум один продукт и отвечает за него.
  • Chief Product Officer выстраивает стратегию развития продукта, ориентируясь на долгосрочную перспективу, и управляет командой продакт-менеджеров.

Уровень зарплаты

Труд продакт-менеджеров оплачивается более чем достойно. Начинающий специалист может рассчитывать на доход от 70 000 рублей в месяц, а опытные продакты получают от 150 000-200 000. Кроме того, им полагается определенное вознаграждение после выхода продукта на рынок. Эта сумма обговаривается с работодателем. Как правило, она напрямую зависит от успеха проведенной кампании. Если вы готовы учить языки, путь открыт и в международные фирмы, а там обычно зарплата в евро.

Перспективы в будущем

Учитывая развитие информационного общества и растущую конкуренцию, компании будут нуждаться в продактах все сильнее. Это не та модная профессия, которая после нескольких лет востребованности идет на спад. Продакт-менеджеры обеспечивают фирмам получение прибыли от продукта и полностью контролируют его жизненный цикл, соединяя воедино разработку и маркетинг. Поэтому можно с уверенностью говорить, что такие полезные специалисты в ближайшие 5-10 лет будут нужны.

Отзывы специалистов

Николай Янковский, продакт-менеджер с 6-летним стажем:

— Моя профессия — это уникальная возможность погружаться в различные сферы жизни и находить решения проблем людей. Я считаю, что IT-специалисты в целом принесли в последнее время много пользы и подняли планку для решения привычных задач на новый уровень комфорта. Я говорю, например, о таких базовых задачах, как перемещение (такси, шеринг авто, самокатов, велосипедов), питание (15-минутная доставка), приобретение товаров (маркетплейсы) и многих других. А продакт-менеджер — это как раз тот, чья профессия и ежедневная деятельность нацелены на то, чтобы находить новые решения наших с вами задач.

Ирина Гольмгрейн, директор по продукту холдинга 1MI, медиаменеджер со стажем более 16 лет, генеральный продюсер креативных диджитал-проектов:

— Продакт-менеджер — это очень творческая и многообразная работа. Самое главное в профессии — это эрудиция и насмотренность. Способность разработать или усовершенствовать продукт — не эфемерный талант, а результат многих лет активного любопытства. Например, занимаясь продакт-менеджментом в СМИ, я владею навыками не только в журналистике и пиаре, но и в экономике, веб-аналитике, маркетинге, программировании, видеопродакшене, поведенческой психологии.

Ирина Каллаур, ведущий продакт-маркетинг-менеджер в сфере онлайн-бизнеса, основатель образовательной платформы Traffic MBA, член Гильдии Маркетологов:

— Могу сказать, что продакт-менеджеры в некоторой степени зануды в самом хорошем понимании этого слова, постоянно живут с вопросом «почему?», обладают широким мировоззрением, гибким умом. Именно это меня и привлекает в профессии: постоянное развитие и необходимость интересоваться как программированием, так и рекламой, а также нужно уметь описывать задачи и просчитывать прибыль в цифрах.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Каллаур, ведущий продакт-маркетинг-менеджер в сфере онлайн-бизнеса, основатель образовательной платформы Traffic MBA, член Гильдии Маркетологов.

Какие навыки должны быть у продакт-менеджера?

— Даже начинающие продакт-менеджеры имеют достойные условия оплаты труда, возможность работать с международными командами, быть востребованными. На российском рынке эта профессия только начинает активно развиваться, компании открывают вакансии, приглашают на стажировку. Пользуйтесь этими возможностями! Если специалист только начинает свой путь в данной сфере, особенно ценно устроиться работать в команду опытного продакт-менеджера: на практике вы быстрее поймете, какие навыки необходимо развивать. Вот основные:

• Аналитические навыки.

Продакт-менеджер несет ответственность за все этапы создания, разработки и продвижения продукта, поэтому важно следить за цифрами. Вам придется оценивать эффективность каждого этапа, знать и понимать метрики, уметь пользоваться аналитическими программами, понимать формулы, знать, как рассчитывается конверсия, оцифровывать все результаты для предоставления команде и руководству.

• Коммуникация.

В процессе создания продукта участвует множество специалистов с разным профессиональным опытом, часто они говорят на разных языках. Продакт-менеджер ответственен за весь процесс, и его задача — наладить общение и донести информацию всем так называемым стейкхолдерам (заинтересованным сторонам). Это потребители, программисты, руководство, акционеры, отдел маркетинга и PR. Часто весь рабочий день сводится к большому количеству встреч и звонков.

• Умение приоритизировать задачи.

Процесс работы над созданием продукта сводится к тестированию гипотез, идей, предположений о том, что на данный момент нужно аудитории, что необходимо внедрить сейчас, а что позже и так далее. Как правило, таких предложений может быть очень много, но все одновременно делать нельзя, да и не нужно. Для этого у продакт-менеджера есть помощники — различные фреймворки (базовые структуры) для приоритизации гипотез, благодаря которым можно определить актуальность внедрения какой-либо идеи, оценить усилия, влияние на эффективность и прибыль.

Как составить резюме продакт-менеджера?

— Чтобы составить резюме, на которое обратит внимание работодатель, необходимо отразить свой опыт на основании этих 3-х основных навыков. Привести примеры успешного решения задач внутри команды, умения «сглаживать углы». И это помимо числовых достижений: важно указывать, какие метрики были у проекта на старте (это точка А), к чему удалось прийти (это точка Б). Говорите результатами. Указывайте финансовые показатели, количество прироста аудитории. Если опыта нет, необходимо указывать образование, курсы, практический опыт в смежных отраслях и писать сопроводительное письмо, где нужно отразить стремление применять свой талант в профессии.

Резюме не должно быть большим, максимум 2 страницы. Предложения пишите короткие и по делу, используйте больше глаголов и прилагательных, показывающих эффективность работы, например: «создавать», «развивать», «сотрудничать», «анализировать», «достигать». Кроме того, в резюме обязательно нужно использовать цифры, количественные результаты. Например: после запуска продукта Х прибыль компании возросла на 12% благодаря вашей работе. Старайтесь не нагружать резюме лишней информацией, не относящейся к профессии. К примеру, если вы проходили курсы кройки и шитья, не нужно писать про это в резюме для позиции продакт-менеджера, опыт должен быть релевантным.

Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера?

— Часто продакт-менеджера можно спутать с проджект-менеджером. На самом деле, эти профессии разные, хотя пересечения есть. Проджект-менеджер создает план развития продукта, постоянно задает себе вопрос, как нужно что-то сделать, отвечает на него и составляет дорожную карту. Вопрос продакт-менеджера — что нужно сделать. Он формирует идею, глубоко ныряет в смыслы, в общение с аудиторией, в поиск решений, в аналитику данных, снова формирует идеи, запускает и контролирует все процессы в команде. Обе профессии могут быть представлены во всех сферах онлайн-бизнеса. Здесь нет понимания, кто будет главнее. Но при наличии обоих специалистов в команде результаты можно будет увидеть быстрее, а показатели будут более впечатляющими.

КП
Реклама О проекте