Вместе с психологом разбираемся, в чем заключается подготовка первоклассника к школе. Нет, это не умение читать и писать, а владение простыми бытовыми и социальными навыками
Родители будущих первоклассников подходят к вопросу подготовки детей к школе очень ответственно. Хочется ведь, чтобы ребенок уже умел читать, считать и писать. А чем ближе 1 сентября, тем важнее и организационные вопросы: что нужно покупать к учебе, подойдет ли оранжевая рубашка к синей форме, строгая ли учительница. Понятно, все хотят подготовиться наилучшим образом. Но что на самом деле нужно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе?
Психологи советуют: выбирать школьные вещи нужно с ребенком. Пусть покупка или заказ товаров окажется для вас приятным совместным времяпрепровождением. В процессе нужно объяснять ребенку преимущества или недостатки конкретной вещи. Дайте сыну или дочке возможность анализировать и самостоятельно делать выбор. Этот навык поможет вашему чаду и в школьной жизни.
Даже если будущий первоклассник не стремится выбирать себе школьные принадлежности, родителям при покупке вещей стоит учитывать любимые цвета и принты ребенка. В противном случае школьник может отказаться от купленных вами вещей или ходить на уроки в плохом настроении.
Онлайн-школа №1
Итак, что нужно купить к 1 сентября? Напоминаем, выбирать лучше с ребенком.
Рюкзак. Анатомический каркас, дышащая спинка, регулируемые лямки, наличие отдельных карманов для мобильного телефона и ключей — то, на что взрослый должен обратить внимание в первую очередь. Как только выбрали модель, переходите к дизайну. С принтами пусть определится сам ребенок. Конечно, родитель может изучить последние тренды и купить рюкзак с новыми мультипликационными героями. Но по-настоящему порадовать ребенка, а также придать большее желание ходить в школу поможет только выбор самого будущего первоклассника.
Форма. Здесь важно найти баланс между требованиями школы и предпочтениями ребенка. В некоторых учебных заведениях нет строгого дресс-кода. В этом случае взрослый может дать свободу выбора своему чаду. Превратите покупку одежды в небольшой праздник: попросите ребенка пробежаться, поднять руки или поприседать в новой одежде. Так, вы с ребенком без лишних нервов поймете, не слишком ли тесная рубашка, удобные ли брюки, хорошо ли сидит жилетка.
Канцтовары. Для первоклассника подойдет пенал-раскладушка с твердым корпусом и тесьмой по краям, защищающей от истирания. Здесь вроде все понятно: смотрим на качество материала, отсутствие химического запаха, простоту в использовании. Чем его наполнить, подскажет учитель: обычно в школах выдается список с набором канцелярских принадлежностей. Но не нужно забывать, что пенал — это не только хранение ручек и карандашей. Это еще и средство самовыражения. Сделайте школьную жизнь ребенка радостной с самого первого дня: с помощью цветной печати на современные пеналы можно нанести изображения персонажей любимых мультфильмов, логотипы футбольных команд или даже поместить фото семьи с домашним питомцем.
Это одни из самых главных навыков, которыми ребёнок должен владеть к первому классу. Малыш должен уметь поддерживать себя и свои вещи более-менее в порядке, иначе ему будет сложно сориентироваться в школьной жизни, ведь воспитателя или нянечки рядом не будет. Зато будут одноклассники, которые готовы рассмеяться над неудачами и промахами.
Вот список умений, которыми должен владеть будущий школьник. Проверьте, готов ли ваш ребенок.
Часто школа становится для ребёнка стрессом: чужие люди вокруг, которые от тебя постоянно чего-то хотят и требуют… Для малыша, привыкшего быть маминым солнышком и папиным зайчиком, это совершенно незнакомая ситуация.
Часто малыши, особенно те, кто не ходили в детский сад, ждут, что учитель обратится к ним лично и скажет, что делать: «Вася, доставай пенал и пиши эту черточку», поэтому игнорируют коллективные задания. Просто не понимают, что слова Марь Иванны, отнесенные ко всему классу, и для него должны быть руководством к действию. За три оставшиеся месяца подберите ребенку какой-то кружок, где общение педагога шло бы сразу с группой: рисование, но не один на один с учителем, а с десятком других малышей, тренировки в командных видах спорта и тому подобное.
Приучайте ребёнка к самостоятельности. Давайте поручения из нескольких действий. Например, «Собери посуду со стола и сложи ее в посудомойку». «Полей все цветы в доме, кроме кактуса». Потом посерьезнее. Вручите некрупную сумму денег и скажите: «Подойти вон к тому киоску с мороженым, купи мне и сестре пломбир, а себе эскимо. Не забудь забрать сдачу». Контролируйте исполнение неподалеку, но не стоя у ребенка «над душой», пусть почувствует себя взрослым. А если возникнет затруднение, обратится к вам за помощью.
Умение обратиться за помощью или с просьбой — это другой важный навык. В случае конфликтов — обращайся к взрослому. Заблудился в школе — спроси дорогу у учителя. Попроси повторить задание, если не расслышал или не понял. Или скажи медсестре, что плохо себя чувствуешь, если заболел.
— Хороший вариант — это использовать игрушки, чтобы проиграть разные сценки из школьной жизни, — считает семейный психолог Светлана Александрова. — На примере плюшевых заек и мишек можно по ролям отрепетировать, как должен реагировать человек в той или иной ситуации.
Классическая проблема первоклассника: ближе к ночи оказывается, что к завтрашнему дню нужно было слепить кремль из шишек и пластилина. Или составить генеалогическое древо с фотографиями всех родственников до седьмого колена. Или принести клей из слюны ласточек и кисточки из хвоста дикой ламы, которых днем с огнем не сыщешь.
— Очень часто у детей встречается невнимательность — они отвлекаются на уроках и забывают про домашнее задание, — рассказывает психолог. — Можно помочь ребёнку с этим справиться. Потренируйтесь в течение лета — пишите небольшие списки дел на день, на неделю, и давайте ребёнку, чтобы он мог сам отмечать галочками все сделанное. Можно также давать какие-то рутинные задачи, чтобы развивать усидчивость, например попросить помочь перебрать гречневую крупу или развесить сушиться постиранные вещи. И тренируйте внимательность — замечайте вместе с ребёнком, сколько ступенек от входной двери вашего дома до лифта, какого цвета машина проехала мимо. Это можно делать в формате игры, во время прогулок.
Кроме того, чтобы ребёнку в школе было комфортно, он должен уметь терпеть и соблюдать дисциплину. Иначе высидеть даже один урок ему будет сложновато. Чтобы помочь ребёнку, учите его соблюдать правила. Для этого можно играть вместе в игры с правилами, в том числе настольные — в змейки-лесенки, «Монополию», «Уно» и другие.
В целом важно разговаривать с ребенком о школе. Как там и что происходит, кто кому подчиняется. Зачем вообще туда ходят — чтобы учиться новому, становиться умнее.
Юридически ребёнка могут зачислить в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Могут принять и раньше, если он к этому готов.
Главный показатель готовности к поступлению в 1-й класс — интерес к учебе. Для здорового любознательного ребёнка школа со всеми атрибутами — это просто магнит.
Зрительно-двигательная координация. Без неё ребёнку сложно будет учиться писать. Чтобы её развить, можно проходить с ребёнком лабиринты на бумаге (все эти «покажи ежику самую короткую дорогу до грибка»), обводить предметы по контуру, рисовать по трафаретам и даже распутывать клубки.
Логическая память. Нужна, чтобы малыш не зазубривал тексты и формулы, а понимал их смысл. Чтобы её натренировать, можно проговаривать с ребёнком порядок действий в бытовых задачах — что в каком порядке делается и почему.
Аналитическое мышление. Будущий первоклассник должен уметь различать части и целое, а также понимать, где причина, а где следствие. Здесь полезны игры со словами, например составить как можно больше маленьких слов из одного большого. Можно вместе наблюдать за природой и объяснять ребёнку, почему и как идет дождь, гремит гром и так далее.
Если ребенок не готов, врачи и психологи рекомендуют посидеть ещё годик в подготовительной группе. Тем более что федеральный закон «Об образовании» это разрешает: верхняя возрастная планка для первоклассника — 8 лет (если ребёнок здоров и нет никаких других ограничений).