Основы духовно-нравственной культуры народов России 2024—2025

С 2023-2024 учебного года в школах появился новый предмет — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Познакомимся с программой обучения и целями уроков

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Фото: shutterstock.com
Альбина Бесчасная Доктор социологических наук Игорь Геращенко Автор КП

Школьный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в действительности преподается уже несколько лет, начиная с 2015 года. Однако с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в соответствии с которыми ОДНКНР из предметной области превратится в самостоятельный предмет.

Другими словами, основы духовно-нравственной культуры народов России до 2023 года преподавались либо в составе других предметов, либо непосредственно на тематических занятиях, либо во внеурочное время. Теперь ОДНКНР станет самостоятельным предметом, на который выделяются учебные часы в расписании.

Предмет

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается в начальной школе. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ОДНКНР является обязательным для изучения в 5-9 классах. Новый предмет будет вводиться постепенно с 5 класса.

Дисциплине отводится 34 часа в год, то есть не менее одного часа в неделю. Занятия ведут учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие повышение квалификации по ОДНКНР.

В «Концепции преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»» отмечается, что сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является важнейшим приоритетом Российской Федерации на современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство.

Предметная область ОДНКНР способствует:

  • пробуждению интереса к культуре других народов;
  • формированию представлений о светской этике, религиозной культуре народов России;
  • осознанию приоритетной значимости духовных ценностей;
  • освоению научных знаний о культуре и ее функциях;
  • раскрытию общечеловеческих ценностей.

Наряду с этим в «Концепции преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»» говорится о проблемах, связанных с относительно небольшим опытом преподавания данного курса. Это проблемы мотивационного характера, так как необходимо повысить интерес к данному предмету как в среде учащихся и педагогов, так и в обществе в целом. Это и проблемы содержательного характера: нужна единая федеральная программа, основанная на ценностно-мировоззренческом, культурологическом и историческом подходах. Кроме того, пока еще не выработана система подготовки и дополнительного образования учителей по ОДНКНР.

Программа обучения

Программа изучения курса ОДНКНР построена таким образом, чтобы школьники могли систематизировать, расширить и углубить полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса сочетается макроуровень (Россия в целом как многонациональное государство с общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) и микроуровень (собственная идентичность обучающегося, осознанная им как часть малой Родины, семейных традиций, этнической и религиозной истории).

Программа обучения в 5-м классе состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Россия — наш общий дом» изучаются следующие темы: «Зачем изучать курс ОДНКНР?», «Наш дом — Россия», «Язык и история», «Истоки родной культуры», «Материальная культура», «Духовная культура», «Культура и религия», «Многообразие культур России» и некоторые другие.

Второй блок «Семья и духовно-нравственные ценности» состоит из следующих тем: «Семья — хранитель духовных ценностей», «Родина начинается с семьи», «Традиции семейного воспитания в России», «Образ семьи в культуре народов России», «Труд в истории семьи», «Семья в современном мире».

В третий тематический блок «Духовно-нравственное богатство личности» входят темы: «Личность — общество — культура», «Духовный мир человека. Человек — творец культуры », «Личность и духовно-нравственные ценности».

Четвертый блок «Культурное единство России» включает в себя следующие темы: «Историческая память как духовно-нравственная ценность», «Литература как язык культуры», «Взаимовлияние культур», «Духовно-нравственные ценности российского народа», «Регионы России: культурное многообразие», «Праздники в культуре народов России» и другие.

Программа обучения в 6-м классе также состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Культура как социальность» представлены темы: «Мир культуры: его структура», «История быта как история культуры», «Образование в культуре народов России», «Права и обязанности человека» и другие.

Во втором блоке «Человек и его отражение в культуре» рассматриваются темы: «Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека», «Взросление человека в культуре народов России», «Религия как источник нравственности» и некоторые другие.

Третий тематический блок «Человек как член общества» включает в себя темы: «Труд делает человека человеком», «Подвиг: как узнать героя?», «Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России», «Выдающиеся ученые России», «Моя профессия» и ряд других.

В четвертом блоке «Родина и патриотизм» ученики будут изучать следующие темы: «Гражданин», «Патриотизм», «Защита Родины: подвиг или долг?», «Государство. Россия — наша родина», «Гражданская идентичность», «Моя школа и мой класс», «Человек: какой он?».

это интересно
Патриотическое воспитание
Как организовывается нравственно-патриотическое воспитание в школах, колледжах и вузах
Подробнее

Цели уроков

В рабочей программе ОДНКНР сформулированы несколько целей изучения данного курса. Это становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповедания. Курс ОДНКНР позволит расширить знания школьников о культуре и духовных традициях народов России, сформировать основы нравственности и воспитать патриотизм.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Альбина Бесчасная, профессор кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор социологических наук.

С чем связано появление предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

— Появление предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) связано со статьей 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье, в основные образовательные программы могут быть включены предметы, курсы, модули, направленные на получение знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

В 2015 году была предпринята попытка частичного внедрения данного предмета в учебный процесс. Это было связано с переходом всех общеобразовательных организаций РФ на новые образовательные стандарты основного общего образования. Образовательные стандарты 2015 года предусматривали изучение предмета ОДНКНР в среднем и старшем звене школы как логическое продолжение «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), внедренных в учебный план в качестве обязательной дисциплины.

На тот момент ОДНКНР не рассматривались как отдельная учебная дисциплина, так как элементарно не было возможности ее «втиснуть» в учебные планы. Для этого необходимо было как минимум 64 часа за 2 учебных года. Именно такому минимуму должна соответствовать учебная дисциплина, чтобы итоговая отметка по ней приобрела право попасть в аттестат об основном общем образовании. Но было решено, что предметная область знаний ОДНКНР должна пронизывать путеводной нитью учебные дисциплины, поэтому ее включили в рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и во внеурочную деятельность в рамках реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся».

Обязательно ли посещение уроков по ОДНКНР?

— Если данный учебный предмет является частью ФГОС ООО, то его посещение обязательно.

Какую пользу учащимся дадут уроки по ОДНКНР?

— Если ознакомиться с «Концепцией преподавания «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» и типовой программой данной дисциплины, то ее целью является обращение к «ценностям, моральным нормам, духовным традициям, формирующим российскую гражданскую идентичность, российское самосознание, понимание цивилизационной духовной сущности и уникальности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры». Очевидно, что само по себе обсуждение данных вопросов, размышление над многофакторностью проблем, связанных с формированием этих феноменов, не является вредным.

Дети, школьники да и взрослые, нуждаются в том, чтобы в них видели человека мыслящего и чувствующего. А для этого необходимо знать свое культурно-историческое прошлое, состоящее из мозаики разнообразных событий.

Безусловно, польза от предмета окажется минимальной, если разговоры о том, «что такое хорошо и что такое плохо», останутся лишь на уровне деклараций и в стенах кабинета класса, если дети в реальной жизни столкнутся с разрывом между словом и делом. И, разумеется, как любая учебная деятельность, успех в деле формирования нравственности зависит от личности педагога – мудрого, деликатного и доброго.
КП
Реклама О проекте