С 2023-2024 учебного года в школах появился новый предмет — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Познакомимся с программой обучения и целями уроков
Школьный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в действительности преподается уже несколько лет, начиная с 2015 года. Однако с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в соответствии с которыми ОДНКНР из предметной области превратится в самостоятельный предмет.
Другими словами, основы духовно-нравственной культуры народов России до 2023 года преподавались либо в составе других предметов, либо непосредственно на тематических занятиях, либо во внеурочное время. Теперь ОДНКНР станет самостоятельным предметом, на который выделяются учебные часы в расписании.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается в начальной школе. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ОДНКНР является обязательным для изучения в 5-9 классах. Новый предмет будет вводиться постепенно с 5 класса.
Дисциплине отводится 34 часа в год, то есть не менее одного часа в неделю. Занятия ведут учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие повышение квалификации по ОДНКНР.
В «Концепции преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»» отмечается, что сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является важнейшим приоритетом Российской Федерации на современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство.
Предметная область ОДНКНР способствует:
Наряду с этим в «Концепции преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»» говорится о проблемах, связанных с относительно небольшим опытом преподавания данного курса. Это проблемы мотивационного характера, так как необходимо повысить интерес к данному предмету как в среде учащихся и педагогов, так и в обществе в целом. Это и проблемы содержательного характера: нужна единая федеральная программа, основанная на ценностно-мировоззренческом, культурологическом и историческом подходах. Кроме того, пока еще не выработана система подготовки и дополнительного образования учителей по ОДНКНР.
Программа изучения курса ОДНКНР построена таким образом, чтобы школьники могли систематизировать, расширить и углубить полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса сочетается макроуровень (Россия в целом как многонациональное государство с общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) и микроуровень (собственная идентичность обучающегося, осознанная им как часть малой Родины, семейных традиций, этнической и религиозной истории).
Программа обучения в 5-м классе состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Россия — наш общий дом» изучаются следующие темы: «Зачем изучать курс ОДНКНР?», «Наш дом — Россия», «Язык и история», «Истоки родной культуры», «Материальная культура», «Духовная культура», «Культура и религия», «Многообразие культур России» и некоторые другие.
Второй блок «Семья и духовно-нравственные ценности» состоит из следующих тем: «Семья — хранитель духовных ценностей», «Родина начинается с семьи», «Традиции семейного воспитания в России», «Образ семьи в культуре народов России», «Труд в истории семьи», «Семья в современном мире».
В третий тематический блок «Духовно-нравственное богатство личности» входят темы: «Личность — общество — культура», «Духовный мир человека. Человек — творец культуры », «Личность и духовно-нравственные ценности».
Четвертый блок «Культурное единство России» включает в себя следующие темы: «Историческая память как духовно-нравственная ценность», «Литература как язык культуры», «Взаимовлияние культур», «Духовно-нравственные ценности российского народа», «Регионы России: культурное многообразие», «Праздники в культуре народов России» и другие.
Программа обучения в 6-м классе также состоит из четырех тематических блоков. В первом блоке «Культура как социальность» представлены темы: «Мир культуры: его структура», «История быта как история культуры», «Образование в культуре народов России», «Права и обязанности человека» и другие.
Во втором блоке «Человек и его отражение в культуре» рассматриваются темы: «Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека», «Взросление человека в культуре народов России», «Религия как источник нравственности» и некоторые другие.
Третий тематический блок «Человек как член общества» включает в себя темы: «Труд делает человека человеком», «Подвиг: как узнать героя?», «Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России», «Выдающиеся ученые России», «Моя профессия» и ряд других.
В четвертом блоке «Родина и патриотизм» ученики будут изучать следующие темы: «Гражданин», «Патриотизм», «Защита Родины: подвиг или долг?», «Государство. Россия — наша родина», «Гражданская идентичность», «Моя школа и мой класс», «Человек: какой он?».
В рабочей программе ОДНКНР сформулированы несколько целей изучения данного курса. Это становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповедания. Курс ОДНКНР позволит расширить знания школьников о культуре и духовных традициях народов России, сформировать основы нравственности и воспитать патриотизм.
Отвечает Альбина Бесчасная, профессор кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор социологических наук.