Музыка окружает нас повсюду. Она дает нам возможность вкусить прекрасное. Одни наслаждаются музыкой, а другие помогают ее создавать. Для этих людей, дирижеров, музыка — дело всей жизни. В каких учебных заведениях можно получить эту профессию в 2024 году, узнаем из статьи
Мы привыкли видеть дирижера, стоящего перед оркестром спиной к зрителям. На первый взгляд кажется, что роль его невелика. Но это в корне неверно. Дирижер руководит всем оркестром, он направляет музыкантов и помогает им слаженно исполнять композиции.
Дирижер вносит свой собственный вклад в музыку — одна и та же композиция будет звучать по-разному в видении разных маэстро.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии дирижер |
Срок обучения | От 4 лет |
Средняя зарплата | 21 000 рублей |
Где можно получить | В вузах |
Необходимые качества | Музыкальный слух, чувство ритма, лидерские качества |
Востребованность профессии | Средняя |
Где работать? | Музыкальные ансамбли, театры, оркестры, музыкальные училища и школы |
История профессии дирижер восходит к доцивилизационному периоду — тогда для создания ритма использовались подручные средства: палки, камни. Большую роль в развитии искусства дирижирования сыграли древнейшие цивилизации. В Древней Греции и Древнем Риме существовал театр и хор. Предводитель хора выполнял функции дирижера.
В Средние века дирижерство развивалось под властью церкви. Именно тогда дирижерам был присвоен жезл, так называемая батута — предшественник дирижерской палочки. В XVII веке появились первые теории дирижирования, в том числе и описания схем тактирования. Постепенно шло усложнение музыки, и во второй половине XIX века дирижирование становится самостоятельным видом искусства. В это же время появились и знакомая всем дирижерская палочка, и оркестровое дирижирование. Его основоположниками стали Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Р. Вагнер.
Название профессии происходит от французского diriger — «направлять». Благодаря дирижеру музыка оркестра или голоса в хоре звучат слаженно. Быть дирижером — это призвание. Дирижеры — это творческие люди, но мало кому из них удается добиться подлинной славы.
Дирижеры разбираются в жанрах произведений, обладают навыками вокала и игры на разных музыкальных инструментах. Дирижер — это, прежде всего, лидер. Он знает особенности каждого члена коллектива и согласно способностям распределяет партии. Дирижеры должны уметь донести до коллектива свою точку зрения и удерживать внимание зрителей.
Выделяют два основных вида дирижирования:
Оркестровое дирижирование отличается от хорового. Жесты оркестрового дирижера четче и жестче, чем хорового. Последний использует более мягкий стиль.
Профессия дирижер имеет ряд преимуществ:
Есть у профессии дирижер и недостатки:
Первый этап на пути становления дирижером — это музыкальная школа. Без основ, которые в ней дают, профессионалом не стать. Музыкальную школу можно заменить частными занятиями, это быстрее и эффективнее. После музыкальной школы следует профессиональный колледж или университет. Обучение в колледже длится 3-4 года, в университете — 4-5 лет. Так что путь дирижера долог.
В России в каждом регионе есть учебные заведения, которые готовят дирижеров. Самые востребованные из них:
Российская академия имени Гнесиных | В академии существует дирижерский факультет, где готовят профессионалов. Обучение проводится по программам бакалавриата и специалитета. Работает при Гнесинке и училище. Но поступить в академию сложно из-за высокого конкурса |
Московский государственный институт культуры | Обучает дирижированию академическим хором и оркестром духовых инструментов. На выходе студенты получают право преподавания |
Санкт-Петербургский государственный институт культуры | Старейший в России творческий вуз. Здесь обучают дирижированию академическим хором и оркестром народных инструментов |
Перед поступлением в университет будущим дирижерам нужно сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Основным испытанием является творческое задание и собеседование. В колледжах и университетах дают общую базу знаний. С практикой у каждого дирижера появляется свой уникальный стиль.
Для дирижеров существуют курсы повышения квалификации и переквалификации. Осуществляются они на базе университетов:
Дирижеры нужны каждому оркестру или хору. Без них артисты не смогу играть слаженно. Но пробиться и стать известными дирижерами удается лишь единицам. Остальные либо уходят из профессии, либо становятся руководителями небольших коллективов.
Начинать карьеру дирижера стоит уже во время обучения. Это могут быть подработки в частных хорах или оркестрах. По завершении обучения дирижеры могут остаться в университете и взяться за преподавание в школе, творческом центре или частной студии. Также можно заняться частным преподаванием вокала или игры на музыкальных инструментах.
Заработная плата дирижера зависит от места работы. В частных коллективах платят гонорары за выступления, а в государственных организациях, как правило, предусмотрен фиксированный оклад и премии.
Средняя заработная плата дирижеров по России составляет 30 тысяч рублей. В столице есть шанс получать 50-60 тысяч, а в регионах зарплата остается на уровне 15-25 тысяч рублей в месяц. Именитые дирижеры получают гораздо больше. Например, Владимир Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра за 2018 год получил 6,5 миллиона рублей.
Дирижирование — это искусство, а искусство будет востребовано всегда. Сегодня интерес к музыке только растет, увеличивается популярность выступлений музыкальных коллективов. Вполне вероятно, что через 10 лет тенденция будет только усиливаться. Без дирижеров не будет музыки, а без музыки не будет культуры.
Ольга Варкулевич-Карпова, дирижер, педагог по вокалу, основатель проекта «Вокальная стройка», руководитель молодежного камерного хора Giocoso:
— В музыке нахожусь всю жизнь — с 6 лет. С детства играла на фортепиано, а в 8 классе поняла, что хочу связать всю свою жизнь с музыкой. Мне было страшно петь одной, поэтому я выбрала хоровое пение: в хоре петь не так волнительно. Я решила поступать в музыкальное училище на хоровое дирижирование. Практика началась уже в музыкальном училище, там мы работали с хором. На выпускном курсе в 2003 году мне предложили выступить в качестве дирижера на празднике одного из университетов. Стоя на сцене, я поняла, что это небывалое удовольствие — управлять коллективом, видеть как он откликается на мои жесты. В тот момент я поняла, что хочу стоять по эту сторону хора. За училищем последовали университет и магистратура.
После выпуска из университета в 2009 году я стала дирижером молодежного камерного хора Giocoso, руковожу им и по сей день. Я люблю своих студентов, наверное, поэтому я с ними уже столько времени. Я вижу, как они реализуют себя и тем самым помогают мне воплощать мои идеи в жизнь. Мои студенты — это многогранный инструмент в моих дирижерских руках. Участники моего хора — любители. Поэтому часто приходится работать над азами вокала: постановкой голоса и стилем. Кстати, это еще одна моя работа. Я — педагог по вокалу. Провожу индивидуальные занятия, помогаю с постановкой голоса.
Отвечает Ольга Варкулевич-Карпова: