SMM-менеджер — специалист по позиционированию и продвижению бренда, товара или услуги через социальные сети. Эта профессия в 2024 году стремительно ворвалась на первые места списка самых востребованных
Социальные сети больше не просто про «поболтать с друзьями». Это мощный инструмент продвижения, которым профессионально и эффективно владеет специалист достаточно новой профессии – SMM-менеджер.
Вы берете в руки смартфон, обновляете социальные сети и видите, что в них можно найти все: магазины и шоу-румы, имиджевые страницы звезд и политиков, банкетные площадки и анонс кинопроката на неделю. За всем этим обилием информации тихо и незаметно стоит SMM-менеджер.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии SMM-менеджер |
Срок обучения | От 2 месяцев |
Средняя зарплата | 42 000 рублей |
Где можно получить | На курсах, самостоятельно |
Необходимые качества | Креативность, коммуникабельность, умение анализировать данные |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Крупные компании, агентства по продвижению, фриланс |
SMM-менеджером называется специалист по Social Media Marketing – позиционированию и продвижению бренда, товара или услуги через интернет и социальные сети. Данная профессия стремительно ворвалась на первые места списка самых востребованных, несмотря на свою относительную молодость – она всего лишь ровесница популярным социальным сетям: Facebook, ВКонтакте, Инстаграм. Цель, которую преследует SMM-менеджер – продать (в прямом или переносном смысле) вам коммерческий или личный бренд или производимый им продукт. По факту, SMM-менеджер трудится на стыке маркетинга, IT, журналистики и психологии. Ему нужно знать потребности покупателя, понимать ход его мыслей, владеть словом и как минимум уметь работать с инструментами управления площадкой.
К конкурентоспособным плюсам профессии SMM-менеджер можно отнести свободный график и отсутствие привязки к рабочему кабинету. Работа SMM-щика отлично гармонирует с домашним креслом, теплым пледом и кружкой чая. Но если вы из тех, кого расхолаживает фриланс, рынок с удовольствием предложит вам вакансии SMM-менеджера в крупных компаниях с графиком с 9.00 до 18.00 по будням. Эта профессия дарит широкие возможности для творческой самореализации, неплохой заработок и широчайший выбор инструментов. Кроме того, предполагает постоянное обучение и самосовершенствование.
Но и в этой бочке меда не обошлось без дегтя. Несмотря на отсутствие привязки к месту и времени, SMM-менеджер все равно подвергается четкому рычагу регулирования. Имя ему дедлайн. Помимо прочего, данная профессия предполагает прямое и частое общение с заказчиком. А тут зачастую не обходится без человеческого фактора. Недаром в вакансиях на должность SMM-менеджера одним из первых требований стоит «стрессоустойчивость».
Профессия SMM-менеджера, как никакая другая, предполагает постоянное самообучение. Она меняется с той же скоростью, как происходят обновления в любимых миллионами социальных сетях. Но, естественно, с чего-то все же надо начинать. Ведь хорошая основа – залог эффективной практики и самообразования. На сегодняшний день профессии SMM-менеджер еще не обучает ни один российский вуз. На то есть несколько причин. Во-первых, данное направление вполне гармонично рассматривается в более широких блоках профессий: маркетолог, рекламщик, специалист по связям с общественностью. Во-вторых, практически бессмысленно тратить на SMM несколько лет классического вуза. Ведь профессия настолько быстро развивается, что полученные вами на первом курсе знания потеряют акту
Наиболее эффективными в вопросе изучения основ SMM станут коммерческие курсы средней продолжительности и онлайн-школы. Выбирать их стоит ответственно, изучая отзывы, а лучше через рекомендации знакомых в профессии. Одним из наиболее распространенных форматов обучения сейчас идет освоение профессии у интернет-наставника: гуру отрасли, который разрабатывает собственную методику онлайн- или офлайн-обучения, где он делится собственными наработками, фишками и опытом.
В онлайн-академии GeekBrains есть факультет SMM-менеджмента. Занятия ведут действующие профессионалы отрасли. По окончании выдается сертификат. Кроме того, академия гарантирует трудоустройство каждому своему выпускнику.
Курсы по SMM предлагает также интернет-школа Interra, которая славится сильными программами и хорошей репутацией. Значительным плюсом является то, что Interra предлагает не только платные, но и бесплатные программы. Это позволяет каждому желающему окунуться в профессию, взвесить все «за» и «против» и решить, является ли SMM делом его жизни.
Курс «SMM-менеджер» предлагает «Неотология» — онлайн-школа, которая специализируется конкретно на интернет-маркетинге. Длительность обучения на курсе составляет 5 месяцев. Школа дает возможность оплачивать обучение не сразу, а в рассрочку.
На сегодняшний день, по данным Росстата, профессия SMM-менеджер не только выделилась в качестве отдельной из блока маркетинга, но и стала одной из наиболее востребованных на вторую половину 2020 года. Этому легко найти объяснение: пандемия лишила работы многих сотрудников по найму. Пережив кризис, люди решили применить свои знания и навыки в работе не «на дядю», а на себя. Малый бизнес начал расти. Стали открываться магазинчики, мастерские, консалтинги. А следом – и их странички в Инстаграм. Профессионалы стали делиться мнениями в тематических блогах. И конечно же, их деятельность сегодня просто невозможна и практически бесполезна без незаметного, но очень важного помощника — SMM-менеджера, который активно продвигает их деятельность в массы.
SMM-менеджер – не та работа, при трудоустройстве на которую вас попросят диплом о высшем образовании. Тут важна практика, поэтому, скорее всего, потенциальный работодатель захочет увидеть ваше портфолио или, как его еще иногда называют, киты. Зачастую без таковых с вами просто не будут вести диалог. Поэтому важно предварительно наработать примеры своих трудов. Сделать это можно, бесплатно простажировавшись у личного или коммерческого бренда. А некоторые курсы и онлайн-школы уже во время обучения подыскивают для студентов практику, выпуская каждого из них с папкой портфолио в кармане. А далее – все как везде. Чем успешнее твои проекты, чем более сильный ты специалист, чем лучше ты «продаешь» своей работой, тем больше тебе платят.
Поскольку SMM-менеджер – это профессия без привязки к офису, а следовательно, и городу, уровень заработка у такого специалиста одинаковый, будь он из столичного региона или глубинки. В среднем за отработку одной социальной сети SMM-щик получает примерно 10 000 рублей в месяц. Как правило, у одного заказчика может быть не одна соцсеть, а две или три. Например, те же Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. В этом случае и оплата труда возрастает пропорционально. Как показывает практика, комфортное количество заказчиков на одного специалиста – 4-6 удаленных компаний. Если же мы говорим о сотрудничестве с работодателем в рамках полного рабочего дня, тут популярные сайты по поиску работы демонстрируют нам предложения с оплатой труда в 40-60 тысяч рублей, а иногда они доходят и до 80 тысяч. Но следует понимать, что при такой загрузке, скорее всего, говорить о других фриланс-заказчиках одновременно с данной работой не приходится.
Совершенно справедливо можно сказать, что за SMM не только настоящее, но и будущее. До тех пор, пока жив и развивается интернет, до тех пор, пока в моде социальные сети, SMM-менеджеру найдется работа. И не стоит беспокоиться о конечности рынка: заказчиков на всех хватит, ведь процесс цифровизации активно заманивает в сеть все локальные бренды, медийных персон и даже Папу Римского.
Чтобы глубже погрузиться в мир SMM-менеджера одной только сухой теории недостаточно. Справедливо было бы заглянуть немного вглубь и взглянуть на профессию глазами того, кто практикует в рамках данной профессии.
Фархад Ахмеров, специалист в области SMM-продвижения:
— Для меня профессия SMM-щика – это практичность, возможность реализовать себя и неплохой заработок.
О практичности: можно работать в офисе, а можно дистанционно. Можно работать в одной компании и быть штатным специалистом, а можно быть фрилансером и вести несколько проектов одновременно. Рабочий инструмент – это ноутбук. А иногда и телефона достаточно. Мобильность открывает больше возможностей для совмещения работы и своих дел: путешествий или домашних хлопот.
О самореализации. Работа в социальных сетях – это инструмент коммуникации. Ты знакомишь людей с продуктом, услугой или личностью. Создаешь образ. И тебе решать, в какой сфере применить навыки. Продвигать очередной курс по «зарабатыванию/трате» денег или псевдополезную косметику. Или просвещать, информировать о полезной услуге, качественном товаре, благотворительном фонде или даже призывать людей стать донором крови. Даже представительства муниципальных депутатов или госорганов ведут соцсети. Будут ли это интересные паблики или поле для скучных формальных отписок – решать тебе. Я за полезность, и мне это нравится.
Также стоит отметить, что для работы в SMM есть свои требования. Постить котиков и желать доброго утра подписчикам уже мало. Ты должен владеть навыками в дизайне, уметь писать тексты, анализировать, считать. Иметь чувство юмора, такта и вкуса. Эта многогранность мне нравится. Раньше был миф, что вести социальные сети может кто угодно. Постепенно стереотипы рушатся. SMM сейчас – серьезная профессия.
В SMM можно заработать. Почти любая организация работает в социальных сетях. Предложений много: как для новичков, так и для экспертов. Есть высказывание, что хороший SMM-менеджер стоит дорого, а плохой не работает. Так вот, если вы хороший специалист, то на хлеб вы всегда заработаете. А если очень хороший, то и на икру с колбасой. Или как там говорят.
Отвечает Людмила Пальшина, специалист в сфере SMM и маркетинга: