Интернет-маркетолог — это специалист, который, используя приемы традиционного маркетинга, занимается продвижением товаров и услуг в сети. Профессия совмещает в себе бизнес, технологии и коммуникации. Как им стать в 2024 году, узнаем из статьи
«Я в весеннем лису пил березовый Спрайт», — писал Виктор Пелевин в романе «Generation «П»». Несмотря на всю ироничность и даже абсурдность слогана, лет эдак двадцать назад такое продвижение, может, и смогло бы сработать. Но за четверть века у нас выработался «иммунитет» к навязчивой и раздражающей традиционной рекламе. В то же время в игру вступили интернет-маркетологи — специалисты, занимающиеся продвижением товаров и услуг в сети.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии блогер |
---|---|
Срок обучения | От 2 месяцев |
Средняя зарплата | 69 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, на курсах, самостоятельно |
Необходимые качества | Креативность, аналитический ум, понимание классического маркетинга |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Маркетинговые отделы крупных компаний, digital-агентства, фриланс |
Маркетинг (от англ. marketing — «рыночная деятельность») — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. Интернет-маркетинг — практика использования всех областей традиционного маркетинга в Интернете. Проще говоря, главная задача интернет-маркетолога — узнать, что нужно людям, и дать им это. Профессия подходит тем, кого интересует бизнес, аналитика и работа с большими данными, современные технологии и коммуникации.
Для успешной работы в сфере интернет-маркетинга важны профессиональные умения и навыки, а также особенности личного развития. Необходимо не только уметь анализировать огромные объемы информации, но и делать из этого правильные выводы о нынешнем положении рынка и потребностях покупателей, а также постоянно отслеживать современные тренды в сферах рекламы, медиа и предпринимательства.
Профессиональные умения — это то, на что в первую очередь обращают внимание работодатели. Здесь от интернет-маркетолога требуются хорошо развитое аналитическое мышление, знание основ теории коммуникации и экономики, креативность, необходимая для разработки правильной маркетинговой стратегии.
Успешный интернет-маркетолог должен разбираться в WEB-аналитике и работать c такими сервисами, как Google Analytics и Яндекс.Метрика. Не менее важными являются знания в сферах SEO и SMM, а также контекстной рекламы (Google Adwords). Более того, пригодятся хотя бы базовые навыки в сферах программирования и дизайна. Например, основы HTML для работы с сайтом компании-заказчика и Adobe Photoshop для взаимодействия с дизайнерами. Кроме этого, в современном мире очень важным становится знание английского языка — умение объясниться с клиентом, понимание профессиональной литературы.
Профессия интернет-маркетолога обычно не подразделяется на какие-либо специализации. Работа включает в себя множество направлений, что требует обширных знаний в сферах гуманитарных, социальных и экономических наук.
Интернет-маркетолог — это человек-оркестр. Его работа начинается с анализа конкурентов и позиции собственного продукта на рынке. Исходя из этого формируется стратегия, как привлечь потенциальных покупателей. Она включает участие в создании имиджа продукта, продвижение бренда в социальных сетях, ведение рекламных кампаний… Да и после суматоха не заканчивается: ведь нужно ещё оценить результативность.
Конечно, в одиночку сделать все это просто невозможно. Поэтому интернет-маркетолог — это ещё и эффективный менеджер, вдохновляющий целую команду специалистов: копирайтеров, дизайнеров, SMM-щиков, PR-щиков и SEO-специалистов.
Одним из главных плюсов профессии интернет-маркетолога является возможность начать работу, не потратив 4-6 лет на получение диплома по профилю. Такому специалисту требуются обширные знания в различных сферах, но получить их можно на курсах и семинарах.
Еще в качестве преимуществ работы интернет-маркетологом выделяют:
Высокий спрос. Маркетолог нужен любому бизнесу: от пекарни до крупнейшего интернет-магазина.
Достойная зарплата. Все-таки опасно недоплатить человеку, от которого зависят твои продажи.
Интересные задачи. Такая работа никогда не наскучит, ведь кейсы всегда разные и зависят от продукта. Маркетинг — это как хорошая головоломка.
Несмотря на повышенный интерес со стороны молодых людей по данному направлению, профессия имеет ряд недостатков. Среди них можно выделить следующие:
Постоянное обучение. Рынок не стоит на месте. Появляются новые виды рекламы и продвижения. Так что нужно быть готовым развивать «скилл» и держать в шкафу «тревожный чемоданчик» для поездок на обучающие семинары и конференции.
Стресс. Нормированный рабочий день — лучше забыть эти слова, чтобы лишний раз не расстраиваться. Ведь иногда на работе придётся сидеть сутками. Например, во время запуска важного проекта.
Интернет-маркетологу необходимо научиться анализировать большие объемы информации о предпочтениях покупателей и создавать на их основе эффективные маркетинговые стратегии, включающие все доступные инструменты продвижения в сети: от контекстной рекламы до создания имиджа бренда. Поэтому такой профессионал должен обладать знаниями в сфере классического маркетинга и рекламы, а также интернет-коммуникаций. Дополнительно придется освоить правила пользования рядом компьютерных программ для анализа данных и оптимизации рабочего процесса. Всему перечисленному можно научиться. Главное, никогда не останавливаться на достигнутом, ведь перечень инструментов профессионала постоянно расширяется.
Сегодня существует огромное количество курсов, образовательных программ, тренингов и воркшопов по интернет-маркетингу. Разумеется, при таком разнообразии не стоит ограничиваться чем-то одним. Ведь чем больше попробуете – тем выше будут ваши шансы в гонке за работой мечты. Так, можно начать с долгосрочных онлайн-курсов, а затем найти семинары в тех сферах, которые даются труднее всего.
Современный рынок образовательных услуг богат предложениями в сфере интернет-маркетинга. Существуют следующие варианты получения данной специальности:
Образовательный процесс длится не менее четырех лет, за время которого студенты получают ценные знания и умения.
РАНХиГС (Москва) | С 2020 года вуз набирает студентов на новое направление — «Маркетинг и управление продажами»). Преподавать будут практики из крупных компаний. Кроме того, важная часть обучения — «Проектная мастерская», где студенты разбирают реальные кейсы, проводят исследования и защищают их результаты перед компаниями-партнерами. |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | Учебное заведение предлагает программу бакалавриата «Маркетинг и управление брендами». Студенты участвуют в деловых играх и кейсах, которые разрабатываются на базе предприятий-партнеров. |
Институт бизнеса и дизайна (Москва) | Вуз готовит бренд- и продукт-менеджеров, а также аналитиков. Неотъемлемой частью обучения является бизнес-практика. С первого курса студенты разрабатывают проекты, взаимодействую с отечественными и зарубежными экспертами. |
Чтобы овладеть специальностью на курсах, нужно учиться как минимум четыре месяца. В качестве образовательных программ можно не сомневаться. Их авторы – ведущие отечественные и зарубежные рекламные агентства, а также высшие учебные заведения. Конечно, заниматься можно как очно, так и онлайн. Любой из вариантов подразумевает не пробежку по «верхам», а глубокое изучения специальности и смежных областей. Более того, слушатели всегда могут обратиться к лектору или куратору, если в процессе обучения возникли вопросы.
Coursera | На крупнейшем в мире сервисе с онлайн-курсами можно найти программы от ведущих бизнес-вузов и компаний мира. Так, университет Пенсильвании обучает маркетингу с нуля. Кстати говоря, в связи с пандемией коронавируса все курсы сделали бесплатными. |
Skillbox | 5-месячный онлайн-курс по интернет-маркетингу позволит разобраться во всех современных digital-каналах продвижения. Вы научитесь настраивать контекстную и таргетированную рекламу, а SEO и SMM перестанут быть загадочными аббревиатурами. |
Высшая школа экономики | Вуз входит в топ-40 лучших молодых университетов мира и предлагает 6-месячный очно-заочный курс по маркетинговым технологиям. Он подходит как начинающим маркетологам без профильного образования, так и уже работающим в этой сфере специалистам, которые хотят прокачать свои навыки. |
Профессия очень востребована на просторах СНГ, где рынки ещё молоды. Да и повышения долго ждать не придётся. С навыками менеджмента и знанием рынка вы пригодитесь на всех уровнях компании. Даже в совете директоров.
Чтобы стать хорошим специалистом, совсем не обязательно получать профильное образование. Оно, конечно, лишним не будет, но и 6-месячных курсов вполне достаточно для уверенного старта.
На начальном этапе 20-30 тысяч рублей в регионах России. По мере набора опыта, увеличения скорости работы, появления постоянных клиентов эти цифры вырастают в среднем в два-три раза.
Московские работодатели готовы платить хорошему интернет-маркетологу в среднем 100 тысяч рублей. Но это ближе к минимуму. А вот максимум будет зависеть только от вашего трудолюбия.
Прямо сейчас только в Москве официально требуется более двух тысяч маркетологов. И спрос будет только расти. Только не стоит забывать, что вместе с ним будет расширяться и арсенал инструментов, а так же средств продвижения, которыми должен владеть специалист. Так что, учиться, учиться и еще раз учиться.
Варвара Федорова, интернет-маркетолог:
— Интернет-маркетинг позволяет комплексно решить задачу по привлечению потенциальных клиентов и удержанию существующих. Он объединяет в себе огромное количество компетенций: здесь и стратегия развития, и управление множеством каналов коммуникаций, и аналитика, и таргетированная и контекстная реклама, и создание различных видов контента…
Среди навыков, которые будут востребованы в ближайшие годы, часто называют креативность, умение анализировать информацию, знание IT-технологий, умение работать в команде. Важным фактором является непрерывный процесс обучения, без которого не возможно представить интернет-маркетолога. Изменились алгоритмы поисковиков? Возникли новые условия для запуска рекламных кампаний в социальных сетях? Сформировались тренды UX-дизайна? Все должно быть в поле зрения интернет-маркетолога. И сейчас работает огромное количество онлайн школ, курсов, вебинаров, доступных для тех, кто хочет развиваться.
С развитием технологий интернет-маркетинг будет еще больше использовать возможности искусственного интеллекта. События последних месяцев наглядно показали нам, как быстро происходит переход из реальной жизни в виртуальную. Безусловно, не каждый бизнес можно перенести в интернет, но в любом случае спрос на специалистов, способных качественно представлять компанию в сети, будет только расти.
Отвечает Евгения Симонова, интернет-маркетолог.