Поговорка гласит, что летчиками не становятся, ими рождаются. И это действительно так, ведь профессия летчик подойдет только тем, кто всей душой любит небо и не может жить без высоты
Легенды донесли до нас историю об Икаре, который пытался подняться в воздух на самодельных крыльях, а средневековые хроники говорят о многочисленных попытках тогдашних изобретателей создать летательный аппарат. Леонардо да Винчи оставил чертежи первых вертолетов, а Жюль Верн описал путешествие на воздушном шаре. Но лишь в начале ХХ века знаменитые братья Райт изобрели машину, которая смогла взлететь с человеком на борту, открыв тем самым эру авиации.
Конечно, первые самолеты или как их тогда называли, аэропланы были далеки от совершенства и представляли собой хрупкие конструкции из реек, фанеры и парусины, но все же они могли летать, и уже в Первую мировую войну примитивные самолеты-бипланы, а также популярные в ту пору дирижабли использовались для атак с воздуха. Летчики, их пилотировавшие, подвергались большой опасности, ведь эти конструкции все еще были достаточно ненадежны.
Да, армия сразу взяла на вооружение новый вид транспорта, оценив эффективность воздушных налетов. И именно тогда, на заре прошлого века, и появилась военная авиация.
Конечно, в современных сверхзвуковых истребителях сложно узнать те первые неуклюжие «этажерки», наука и техника шагнули далеко вперед. Но профессия летчик престижна и уважаема до сих пор и так же, как и сотню лет назад, требует от человека мужества, самоотдачи и, конечно, огромной любви к небу.
Кстати, летчик и пилот — это далеко не синонимы. Конечно, оба слова относятся к профессии авиатора, однако пилот управляет исключительно гражданскими воздушными судами, а летчик профессия военная.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии летчик |
---|---|
Срок обучения | От 5 лет 3 месяцев |
Средняя зарплата | 150 000 рублей |
Где можно получить | В вузах |
Необходимые качества | Аналитический ум, умение быстро принимать решения, хорошее здоровье |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Стратегическая, транспортная и санитарная авиация |
Летчик, в отличие от пилота, служит в армии. Это специалист, умеющий управлять военным самолетом или вертолетом. И если речь идет о пилотировании именно боевых машин, то такой профессионал должен уметь использовать оружие, которым эта машина оснащена. Одним словом, летчик обязан обладать достаточной квалификацией, чтобы выполнять свою боевую задачу.
Летчик — это специалист широкого профиля и виртуоз своего дела. Ведь для него не достаточно, подобно гражданскому пилоту, просто вести самолет по заданной воздушной трассе — ему нужно уметь маневрировать в небе, для чего необходимо выполнять фигуры высшего пилотажа, держать строй, если бой ведет авиационное звено, а также принимать мгновенные решения на основании оценки боевой ситуации. В случае необходимости, если машина безнадежно повреждена и уже не может быть посажена на землю, летчик должен уметь катапультироваться, воспользовавшись парашютом.
Полеты на современных сверхзвуковых истребителях сопряжены с сильными перегрузками, поэтому данная профессия подойдет только людям с хорошим здоровьем и устойчивой психикой.
В зависимости от того, какую машину предстоит пилотировать, различаются специализации летчиков.
Истребитель. В задачу летчиков-истребителей входит ведение боя исключительно в воздухе. Они поражают воздушные цели и не касаются наземных объектов. Пожалуй, именно от истребителей требуется максимальная виртуозность управления самолетом, ведь в воздушном бою необходима максимальная маневренность и слаженность действий, если сражение ведет целое звено. Летчик должен уметь выполнять все фигуры высшего пилотажа (штопор, бочку, петлю Нестерова, пике), обладать гибким аналитическим умом, чтобы моментально принимать решения в зависимости от боевой ситуации, и обладать абсолютным здоровьем, которое позволит ему выдерживать огромные перегрузки во время маневров. Истребители летают на самолетах Су, МиГ и других.
Штурмовик. Штурмовой самолет предназначен для поддержки сухопутных войск и морских сил, а также поражения наземных целей, таких как военные базы, боевые корабли, колонны пехоты и артиллерии. Сегодня на вооружении Российской армии находится самолет-штурмовик Су-25.
Бомбардировщик. Летчикам, пилотирующим самолеты-бомбардировщики, как и штурмовикам, необходимо уметь поражать наземные цели, однако делать это нужно посредством ракетного или бомбового вооружения.
Современные российские бомбардировщики конструируются по технологии «стелс», поскольку важно, чтобы самолет не фиксировался радарами до того, как подлетит к цели. Сегодня на вооружении нашей страны находятся машины системы Ту (Ту-95МС, Ту-22М и другие).
Транспортник. В задачу летчиков, управляющих военно-транспортными самолетами, не входит непосредственно ведение военных действий, однако они являются очень важной составляющей армии, ведь транспортник предназначен для доставки оружия, войск, оборудования, снарядов, продовольствия и других необходимых на фронте вещей. К самолетам-транспортникам в частности относится Ан-124 «Руслан».
Вертолет. Винтокрылые машины сегодня — неотъемлемая часть воздушной армии любой страны. Они практически универсальны, служа и транспортниками, и штурмовиками, и бомбардировщиками, при этом ценность вертолета состоит в том, что он не нуждается во взлетно-посадочной полосе. Вертолет способен приземлиться практически на любую горизонтальную поверхность, вертикально взлетать и зависать в воздухе на одном месте, что важно для высадки десанта или забора с земли людей. Пилотирование вертолета требует от летчика очень высокого мастерства.
Современная российская авиация располагает вертолетами Ми (Ми-24ВМ, Ми-28Н «Ночной охотник») и Ка (Ка-50, Ка-27, Ка-52 «Аллигатор»).
Разведчик. Самолеты (истребители и бомбардировщики) в данном случае оснащены не оружием, а приборами, с помощью которых можно производить сбор данным: фото- и видеокамерами, радиолокаторами. Также на них установлено оборудование, с помощью которого можно передавать полученную информацию командованию. Летчик, работающий на подобных машинах, должен уметь управлять всеми вышеозначенными приборами и уметь самостоятельно анализировать информацию.
Летчик-испытатель. Пожалуй, самая опасная, а оттого самая почетная специальность летчиков. Их работа состоит в тестировании новых моделей самолетов, и именно в этом состоит риск данной профессии, ведь какой бы продуманной ни была конструкция, всегда есть риск каких-то недоработок. Конечно, в настоящее время жизнь летчика-испытателя не подвергается такой опасности, как даже в середине прошлого века, но риск все равно достаточно велик. Обычно в эту профессию идут летчики, уже имеющие большой опыт и являющиеся специалистами высочайшего класса. Ведь в их задачу входит не только сам полет, но и фиксация всех особенностей нового летательного аппарата, в том числе и его недочетов. Такой летчик должен уметь прямо в воздухе справляться с нештатным ситуациями, а также понимать буквально с полуслова как конструкторов, так и командование.
Вне всякого сомнения, в летчики не идут исключительно ради денег и успешной карьеры. Если человек не любит небо, если боится трудностей и опасностей, если не способен отдавать всего себя любимой работе, ему нечего делать в авиации.
Но если взглянуть на профессию летчик беспристрастно, очевидны некоторые плюсы этой работы.
Сразу отметим, что для тех, кто по-настоящему любит небо, все минусы профессии меркнут по сравнению с возможностью летать. И тем не менее, они, минусы, как и в любом деле, конечно же, есть.
Стать военным летчиком можно двумя способами. Либо, идя на срочную военную службу, выбрать авиацию, либо поступить в высшее летное училище или военно-авиационный вуз.
А что же делать, если очень хочется связать свою профессию с небом, а вердикт медкомиссии неумолим: непригоден? В этом случае можно в любом авиационном институте (военном или гражданском) выбрать наземную специальность, сопряженную с авиацией. Благо, их достаточно много, например диспетчер.
Бытует мнение, что летчик — исключительно мужская профессия. Так и было до недавнего времени, однако в последние годы девушки также имеют право поступать в летные училища.
Учебных заведений, где можно освоить профессию летчика, немного, но они есть и считаются очень престижными.
Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю .А. Гагарина (ВУНЦ ВВС) | Здесь обучаются будущие офицеры инженерного, командно-инженерного и гуманитарного профиля для авиации. Академия имеет два филиала: в Челябинске и Сызрани. |
Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки летного состава имени В. П. Чкалова | Является учебной авиационной базой ВУНЦ ВВС, здесь кроме прочего готовят испытателей. Свое имя центр носит не случайно, ведь именно тут в бытность его с 1922 года Второй военной школой летчиков Красного воздушного флота учился гениальный летчик-испытатель, герой Советского Союза и просто виртуоз своего дела Валерий Павлович Чкалов. |
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А. К. Серова (КВВАУЛ) | За почти столетнюю историю училища его выпускниками было множество героев Великой Отечественной войны, а также современных героев России. Сегодня КВВАУЛ является основной кузницей кадров для российской военной авиации. |
Стоит ли говорить, что летчик — одна из самых востребованных профессий не только в России, но и во всем мире. Хороших летчиков не так много, ведь в авиацию идут только по призванию. Кроме того, далеко не всех к работе пропускает медкомиссия, поэтому каждый хороший специалист на вес золота.
И если судьба человека сложится так, что он по какой-то причине окажется за границей, там он также легко сможет найти работу по специальности.
После того как будущий летчик получил профессию и прошел всю необходимую подготовку, его распределяют в одну из военных частей страны. Летчики-испытатели обычно служат при Министерстве обороны в летно-испытательных центрах.
Нередко, рано уйдя на пенсию, бывшие военные летчики, работают пилотами гражданских авиалайнеров. Многие становятся инструкторами или начинают преподавать в вузах.
В военной авиации карьерный рост происходит достаточно быстро. Новые звания присваиваются по выслуге лет, количеству полетов, а также досрочно за успешные военные операции и подвиги.
Государство не жалеет денег на армию, а уж на такую элитную ее часть, как авиация, и подавно, поэтому зарплата у летчиков всегда высока и колеблется в диапазоне от 50 до 100 тысяч рублей. Уровень доходов пропорционален званию, и если летчику удается дослужиться до полковника и выше, сумма может превысить вышеуказанные цифры. Военные пенсии также гораздо выше гражданских.
Пока существует армия, профессия летчик будет востребованной и престижной. Как мы видим, мир пока не пытается делать шаги к всеобщему разоружению и прекращению вооруженных конфликтов между странами и народами, поэтому вряд ли в ближайшую сотню лет отпадет необходимость в военнослужащих. Так что, выбирая профессию летчика, можно не сомневаться, что она гарантированно обеспечит рабочим местом. Что бы ни случилось, какие бы пертурбации ни произошли в мире, эта специальность всегда будет нужна, как никакая другая.
Олег Олейник, первый заместитель командира 116-й гвардейской штурмовой авиабазы гвардии полковник, военный летчик I класса (Беларусь):
— Невозможно научиться водить военный самолет с помощью компьютерных симуляторов. Когда человек сидит за джойстиком, он не чувствует связи с машиной. В самолете совершенно другие ощущения. Разве можно за компьютером ощутить перегрузку? Нужно чувствовать, как двигать ручку набора высоты. Хотя, конечно, и тренажеры тоже нужны. Когда я еще учился, у нас было такое упражнение: мы закрывали глаза, инструктор перещелкивал какой-то из тумблеров на тренажере, имитирующем пульт управления самолетом, а мы должны были определить, что именно сделано. Таким образом каждый летчик в совершенстве изучает кабину.
Кстати, летчики довольно суеверны. Например, цифры 13 в авиации нет как таковой. Парашюты нумеруются так: 12, 12-а, а потом уже 14. Я бы не сказал, что это действительно вера в приметы, но какая-то легкая опаска в этом есть: кто его знает, а вдруг это правда?
При полетах летчики испытывают огромные перегрузки — от 6 до 9G. Чтобы было понятно, G — это увеличение веса летчика. Если в среднем в полном снаряжении он весит около 100 кг, то при перегрузке в 5G его вес увеличивается в пять раз. Кстати, из-за этого в летчики не берут людей с плохим зрением, потому что даже контактные линзы из-за перегрузок начинают весить десятки грамм, не говоря уж об очках.
Во всем мире военные летчики — это будущие гражданские пилоты, если, конечно, у них есть желание водить пассажирские самолеты. Ведь тут слишком разные условия работы: в военной авиации летчик один, максимум двое, а в гражданском флоте — целый экипаж и полный салон людей.