Профессия копирайтер

Сегодня копирайтер — это одна из самых популярных интернет-профессий. О том, что входит в обязанности копирайтера и как им стать, поговорим в этой статье

Профессия копирайтер. Фото: shutterstock.com
Александра Трухина Копирайтер, номинант Национальной премии «Писатель года» Ольга Жукова Копирайтер Ольга Путинцева Автор КП

Что общего у листовки из салона оптики, поста об идеальном маникюре в соцсети и описания холодильника на сайте интернет-магазина? Все это – примеры текстов, продвигающих конкретный товар или услугу. Чтобы такой текст принес ощутимую прибыль, его лучше заказать у профессионального автора – копирайтера.

История

Слово «копирайтер» происходит от английских слов «copy» – рукопись и «writer» – писатель. Хотя реклама в письменном виде существовала с древних времен, профессия копирайтер появилась только в конце XIX века в США. Именно тогда рекламщики поняли, что на поведение потребителя можно влиять с помощью правильно составленного текста, и впервые наняли в штат копирайтера.

Полезная информация о профессии копирайтер

Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.

ПараметрДанные о профессии копирайтер
Срок обученияОт 14 дней
Средняя зарплата46 000 рублей
Где можно получитьНа курсах, самостоятельно
Необходимые качестваБольшой словарный запас, грамотность, дисциплина
Востребованность профессииВысокая
Где работать?Крупные компании, рекламные агентства, фриланс

Описание

Копирайтер – это автор, который на заказ пишет рекламные тексты. С помощью слова он помогает создать компании нужный имидж, повысить конверсию и продажи.

Копирайтеры работают с разными форматами текстов – пресс-релизами, объявлениями, коммерческими предложениями, лендингами, слоганами и продающими текстами. Последние обычно пишутся по особым формулам, например AIDA или PMPHS. Их цель – привлечь внимание читателя, рассказать о преимуществах какого-то товара, а в конце обязательно призвать к действию, например сделать заказ или оставить заявку.Также тексты могут быть информационными и развлекательными. Считается, что ими занимаются уже не копирайтеры, а веб-райтеры, но в России эти понятия часто путают. Веб-райтеры называют себя копирайтерами, а заказчики под словом «копирайтер» подразумевают мастера на все руки, готового взяться за любой текст.

Подготовить качественный и интересный материал, который бы еще и решал проблему заказчика, не так-то просто. Для этого копирайтеру нужно не только уметь излагать свои мысли на бумаге, но и понимать целевую аудиторию, ее потребности и боли, разбираться в маркетинге и психологии, иметь широкий кругозор и способность быстро находить нужную информацию.

Специализации

Обычно копирайтеры оказывают комплексные услуги, но можно выделить и конкретные специализации. Так, например, SEO-копирайтеры пишут тексты для продвижения сайтов в поисковых системах, а SMM-копирайтеры создают контент для социальных сетей. Некоторые останавливаются на каком-то одном направлении работы и пишут только тексты для лендингов, email-рассылок или занимаются исключительно имиджевым копирайтингом.

это интересно
Профессия редактор
Сколько знаменитых имен среди писателей, поэтов, журналистов! Эти люди на виду, о них знают, их имена пишут на обложках. Работа редактора менее заметна, но во многом именно ему обязаны знаменитости своей славой
Подробнее

Плюсы

У профессии копирайтер можно найти несколько важных плюсов.

  • Свободный график

Копирайтер-фрилансер сам выбирает удобное время работы.

  • Быстрое обучение

Чтобы стать копирайтером, не нужно несколько лет учиться в университете, будет достаточно и курсов.

  • Творчество

Благодаря этой профессии автор раскрывает свой творческий потенциал.

  • Востребованность

Для продвижения в интернете блогерам и компаниям постоянно нужен новый контент, поэтому недостатка в заказах нет.

Минусы

Также у профессии копирайтер есть и ряд серьезных минусов.

  • Нагрузка на зрение и спину

Копирайтер много времени проводит за компьютером, от чего могут появиться проблемы со зрением и осанкой.

  • Сжатые сроки

Иногда на подготовку материала дается мало времени. Специалист должен уметь рассчитывать силы, чтобы успеть разобраться в теме и сдать все в срок.

  • Низкие ставки

На начальном этапе копирайтерам на биржах предлагают ставку 20-40 рублей за 1000 знаков.

  • Конкуренция

Если за гуру копирайтинга компании готовы бороться сами, то новичкам найти первого клиента бывает трудно, так как конкуренция очень высока.

Где учиться в 2024 году

В вакансиях на позицию копирайтера довольно редко встречаются требования к образованию. Авторы приходят в копирайтинг из разных профессиональных областей, и это играет им на руку. Так, например, человеку с медицинским образованием будет проще писать на тему здоровья, а с техническим – о промышленном оборудовании.

Но знания в конкретной области – это еще не все. Многие инженеры понимают, как устроен двигатель машины, но не у каждого получится написать об этом понятную, да еще и продающую статью, поэтому в первую очередь копирайтер должен владеть словом. Некоторые работодатели предпочитают нанимать исполнителей с высшим филологическим или журналистским образованием.

В то же время копирайтинг тесно связан с рекламой, интернет-маркетингом и PR, поэтому профильное образование в этих сферах тоже может стать преимуществом при устройстве на работу.

Так как копирайтингу не обучают в колледжах и вузах, осваивать азы в любом случае придется либо самостоятельно по книгам и ресурсам в интернете, либо на специальных курсах.

это интересно
Профессия писатель
Древняя, как сама письменность, и изменчивая, как девичье настроение, профессия писатель привлекает своей доступностью и недосягаемостью одновременно
Подробнее

Учебные заведения

Будущим копирайтерам подойдут такие программы обучения, как «Реклама и связи с общественностью», «Русский язык и литература», «Филология», «Отечественная филология (русский язык и литература)», «Журналистика» и другие. Набор ЕГЭ для разных программ будет свой. Например, чтобы учиться на программе «Реклама и связи с общественностью», нужно сдавать экзамены по истории, обществознанию и русскому языку, а для поступления на журналистику – по русскому языку и литературе, а также пройти творческое испытание. Эти программы есть в большинстве государственных вузов России, например:

  • МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва);
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург);
  • Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского.

Курсы

Быстро освоить профессию копирайтер помогут платные и бесплатные онлайн-курсы для новичков. Среди самых популярных выделим следующие.

Курс «Копирайтинг от А до Я» от Skillbox. Слушатели этого курса 2 месяца учатся создавать сильные тексты для бизнеса. Каждый студент работает с наставником, а в конце сдает дипломную работу, которую можно указать в портфолио. Курс «Коммерческий редактор/копирайтер» от «Нетологии» длится 8 месяцев и состоит из трех модулей – основы работы с текстом, упаковка текста, управление командой. Можно приобрести все сразу или какой-то из модулей отдельно. В конце курса у студентов набирается 10 практических работ для портфолио.

Курс «Копирайтинг с нуля» от iklife.ru состоит из 6 блоков, 50 уроков с домашними заданиями и 7 практических занятий. Студентам предоставляется стажировка, а также доступ к базе работодателей.

Востребованность

Сегодня уже недостаточно просто иметь сайт или вести аккаунт компании в соцсети: нужно уметь выделиться, заинтересовать клиента и убедить его приобрести конкретный товар или услугу. Все это легко сделать с помощью качественного текста, поэтому копирайтеры были и остаются востребованными специалистами.

Устройство на работу и карьера

Копирайтеры могут работать на себя и искать заказы на биржах, через соцсети или получать их через посредников. Есть и другой вариант – устроиться на постоянную работу в офис компании, которой необходимо все время обновлять контент.

Новички обычно набивают руку на биржах фриланса. На таких площадках решающую роль играет высокий рейтинг, который нужно повышать с помощью тестовых заданий на уровень мастерства и положительных отзывов клиентов. Набравшись опыта, будет не сложно устроиться в контент-студию или рекламное агентство.

У этой профессии есть карьерный рост: копирайтер может стать редактором и руководить командой авторов и контент-менеджеров как штатный сотрудник какой-то организации или открыть собственную студию.

это интересно
Профессия журналист
Журналист — это именно тот человек, от которого зависит, какую информацию мы увидим или услышим в СМИ: по телевизору, на радио, в интернете
Подробнее

Уровень зарплаты

В среднем зарплата копирайтера составляет 46 тысяч рублей, но все зависит от опыта работы и умения себя продать. Так, новички на фрилансе получают всего 10 тысяч в месяц, а штатный копирайтер с хорошим портфолио и стажем зарабатывает от 70 тысяч рублей.

Перспективы в будущем

В ближайшем будущем копирайтинг не потеряет популярности, но будет эволюционировать. Изменения в этой сфере заметны уже сейчас: постепенно упор с SEO смещается на контент-маркетинг, тексты становятся короче, а требования к ним жестче – никто не хочет тратить время на «простыню» с низким процентом уникальности. В тренде – эксперты с узкой специализацией, которые глубоко разбираются в теме и находят индивидуальный подход к аудитории.

Отзывы специалистов

Александра Трухина, копирайтер с общим стажем 8 лет, номинант Национальной премии «Писатель года», автор курса и основатель сообщества копирайтеров WCLUB:

– Когда я только начинала заниматься копирайтингом, первое, что меня привлекло в этом виде деятельности, – удаленная работа. В 2012 году работать из дома казалось нонсенсом, который был моей повседневной реальностью.

Копирайтинг – это идеальный вариант для мам в декрете и студентов: написание постов и статей можно сочетать с лекциями в университете и дневным сном ребенка. Вы можете создавать тексты из любой точки мира и не быть загружены по 8-9 часов, как в офисе. В среднем рабочий день копирайтера длится примерно 2-4 часа в сутки, и это – если говорить о нескольких проектах одновременно.Единственная сложность, к которой все же можно легко привыкнуть, – погружение в неизвестную нишу, тему, продукт с каждым новым заказчиком. Есть старая шутка: копирайтер – человек, который пишет о том, чего у него нет. Однако я думаю, что именно в постоянном изучении новых тем и есть творчество, драйв, интерес.

Есть и другая особенность профессии: нужно уметь подстраивать стиль написания под разную аудиторию. Копирайтеру важно помнить, что просто хорошего текста недостаточно. Каждый читатель ждет, что с ним будут разговаривать только на его языке. Если вы пишете для студентов, употребляйте сленг и простые обороты, если рассказываете о премиальном продукте, представляйте, как думают люди с высоким доходом. Также важно вовлекать человека в диалог и делать так, чтобы он мог переслать ваш текст другу.

Новичкам я бы рекомендовала, во-первых, пройти специализированное обучение, чтобы кратно уменьшить количество ошибок на старте. В первую очередь стоит освоить то, как проводить брифинг с потенциальным заказчиком, что позволит делать тексты интересными и запоминающимися. Обязательно много читать и изучать психологию, чтобы понимать, как работает мышление людей.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ольга Жукова, копирайтер (Москва)

Есть ли бесплатное обучение для копирайтеров?

– Я не верю в бесплатные курсы, но если нет возможности потратить деньги на обучение, то посмотрите, как пишут тексты на сайтах и в соцсетях компаний, которые сейчас популярны. Они такими стали в том числе благодаря грамотной подаче с помощью текстов.

Подходит ли профессия копирайтер для удаленной работы?

– Это самая подходящая профессия для работы на удаленке. Более того, копирайтерам не нужен не только офис, но иногда и компьютер. Главное, чтобы всегда была связь и смартфон.

Что должен знать и уметь копирайтер?

– Копирайтер должен уметь быстро разбираться в любой незнакомой теме. Сегодня вас могут попросить написать текст про лифтовое оборудование, завтра – о том, как правильно выбирать кожаную куртку, а на третий день – про особенности выращивания пшеницы в средней полосе России. Отговорка «я – гуманитарий» не сработает.

Нужно ли копирайтеру портфолио?

– Наверняка можно найти работу без портфолио, но нужно понимать, что оплата будет соответствующей. Если вы новичок, то напишите несколько интересных постов на своих страницах в соцсетях и приложите хотя бы их в качестве портфолио. Уже так вы покажете, что умеете писать тексты.
КП
Реклама О проекте