Сегодня копирайтер — это одна из самых популярных интернет-профессий. О том, что входит в обязанности копирайтера и как им стать, поговорим в этой статье
Что общего у листовки из салона оптики, поста об идеальном маникюре в соцсети и описания холодильника на сайте интернет-магазина? Все это – примеры текстов, продвигающих конкретный товар или услугу. Чтобы такой текст принес ощутимую прибыль, его лучше заказать у профессионального автора – копирайтера.
Слово «копирайтер» происходит от английских слов «copy» – рукопись и «writer» – писатель. Хотя реклама в письменном виде существовала с древних времен, профессия копирайтер появилась только в конце XIX века в США. Именно тогда рекламщики поняли, что на поведение потребителя можно влиять с помощью правильно составленного текста, и впервые наняли в штат копирайтера.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии копирайтер |
---|---|
Срок обучения | От 14 дней |
Средняя зарплата | 46 000 рублей |
Где можно получить | На курсах, самостоятельно |
Необходимые качества | Большой словарный запас, грамотность, дисциплина |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Крупные компании, рекламные агентства, фриланс |
Копирайтер – это автор, который на заказ пишет рекламные тексты. С помощью слова он помогает создать компании нужный имидж, повысить конверсию и продажи.
Копирайтеры работают с разными форматами текстов – пресс-релизами, объявлениями, коммерческими предложениями, лендингами, слоганами и продающими текстами. Последние обычно пишутся по особым формулам, например AIDA или PMPHS. Их цель – привлечь внимание читателя, рассказать о преимуществах какого-то товара, а в конце обязательно призвать к действию, например сделать заказ или оставить заявку.Также тексты могут быть информационными и развлекательными. Считается, что ими занимаются уже не копирайтеры, а веб-райтеры, но в России эти понятия часто путают. Веб-райтеры называют себя копирайтерами, а заказчики под словом «копирайтер» подразумевают мастера на все руки, готового взяться за любой текст.
Подготовить качественный и интересный материал, который бы еще и решал проблему заказчика, не так-то просто. Для этого копирайтеру нужно не только уметь излагать свои мысли на бумаге, но и понимать целевую аудиторию, ее потребности и боли, разбираться в маркетинге и психологии, иметь широкий кругозор и способность быстро находить нужную информацию.
Обычно копирайтеры оказывают комплексные услуги, но можно выделить и конкретные специализации. Так, например, SEO-копирайтеры пишут тексты для продвижения сайтов в поисковых системах, а SMM-копирайтеры создают контент для социальных сетей. Некоторые останавливаются на каком-то одном направлении работы и пишут только тексты для лендингов, email-рассылок или занимаются исключительно имиджевым копирайтингом.
У профессии копирайтер можно найти несколько важных плюсов.
Копирайтер-фрилансер сам выбирает удобное время работы.
Чтобы стать копирайтером, не нужно несколько лет учиться в университете, будет достаточно и курсов.
Благодаря этой профессии автор раскрывает свой творческий потенциал.
Для продвижения в интернете блогерам и компаниям постоянно нужен новый контент, поэтому недостатка в заказах нет.
Также у профессии копирайтер есть и ряд серьезных минусов.
Копирайтер много времени проводит за компьютером, от чего могут появиться проблемы со зрением и осанкой.
Иногда на подготовку материала дается мало времени. Специалист должен уметь рассчитывать силы, чтобы успеть разобраться в теме и сдать все в срок.
На начальном этапе копирайтерам на биржах предлагают ставку 20-40 рублей за 1000 знаков.
Если за гуру копирайтинга компании готовы бороться сами, то новичкам найти первого клиента бывает трудно, так как конкуренция очень высока.
В вакансиях на позицию копирайтера довольно редко встречаются требования к образованию. Авторы приходят в копирайтинг из разных профессиональных областей, и это играет им на руку. Так, например, человеку с медицинским образованием будет проще писать на тему здоровья, а с техническим – о промышленном оборудовании.
Но знания в конкретной области – это еще не все. Многие инженеры понимают, как устроен двигатель машины, но не у каждого получится написать об этом понятную, да еще и продающую статью, поэтому в первую очередь копирайтер должен владеть словом. Некоторые работодатели предпочитают нанимать исполнителей с высшим филологическим или журналистским образованием.
В то же время копирайтинг тесно связан с рекламой, интернет-маркетингом и PR, поэтому профильное образование в этих сферах тоже может стать преимуществом при устройстве на работу.
Так как копирайтингу не обучают в колледжах и вузах, осваивать азы в любом случае придется либо самостоятельно по книгам и ресурсам в интернете, либо на специальных курсах.
Будущим копирайтерам подойдут такие программы обучения, как «Реклама и связи с общественностью», «Русский язык и литература», «Филология», «Отечественная филология (русский язык и литература)», «Журналистика» и другие. Набор ЕГЭ для разных программ будет свой. Например, чтобы учиться на программе «Реклама и связи с общественностью», нужно сдавать экзамены по истории, обществознанию и русскому языку, а для поступления на журналистику – по русскому языку и литературе, а также пройти творческое испытание. Эти программы есть в большинстве государственных вузов России, например:
Быстро освоить профессию копирайтер помогут платные и бесплатные онлайн-курсы для новичков. Среди самых популярных выделим следующие.
Курс «Копирайтинг от А до Я» от Skillbox. Слушатели этого курса 2 месяца учатся создавать сильные тексты для бизнеса. Каждый студент работает с наставником, а в конце сдает дипломную работу, которую можно указать в портфолио. Курс «Коммерческий редактор/копирайтер» от «Нетологии» длится 8 месяцев и состоит из трех модулей – основы работы с текстом, упаковка текста, управление командой. Можно приобрести все сразу или какой-то из модулей отдельно. В конце курса у студентов набирается 10 практических работ для портфолио.
Курс «Копирайтинг с нуля» от iklife.ru состоит из 6 блоков, 50 уроков с домашними заданиями и 7 практических занятий. Студентам предоставляется стажировка, а также доступ к базе работодателей.
Сегодня уже недостаточно просто иметь сайт или вести аккаунт компании в соцсети: нужно уметь выделиться, заинтересовать клиента и убедить его приобрести конкретный товар или услугу. Все это легко сделать с помощью качественного текста, поэтому копирайтеры были и остаются востребованными специалистами.
Копирайтеры могут работать на себя и искать заказы на биржах, через соцсети или получать их через посредников. Есть и другой вариант – устроиться на постоянную работу в офис компании, которой необходимо все время обновлять контент.
Новички обычно набивают руку на биржах фриланса. На таких площадках решающую роль играет высокий рейтинг, который нужно повышать с помощью тестовых заданий на уровень мастерства и положительных отзывов клиентов. Набравшись опыта, будет не сложно устроиться в контент-студию или рекламное агентство.
У этой профессии есть карьерный рост: копирайтер может стать редактором и руководить командой авторов и контент-менеджеров как штатный сотрудник какой-то организации или открыть собственную студию.
В среднем зарплата копирайтера составляет 46 тысяч рублей, но все зависит от опыта работы и умения себя продать. Так, новички на фрилансе получают всего 10 тысяч в месяц, а штатный копирайтер с хорошим портфолио и стажем зарабатывает от 70 тысяч рублей.
В ближайшем будущем копирайтинг не потеряет популярности, но будет эволюционировать. Изменения в этой сфере заметны уже сейчас: постепенно упор с SEO смещается на контент-маркетинг, тексты становятся короче, а требования к ним жестче – никто не хочет тратить время на «простыню» с низким процентом уникальности. В тренде – эксперты с узкой специализацией, которые глубоко разбираются в теме и находят индивидуальный подход к аудитории.
Александра Трухина, копирайтер с общим стажем 8 лет, номинант Национальной премии «Писатель года», автор курса и основатель сообщества копирайтеров WCLUB:
– Когда я только начинала заниматься копирайтингом, первое, что меня привлекло в этом виде деятельности, – удаленная работа. В 2012 году работать из дома казалось нонсенсом, который был моей повседневной реальностью.
Копирайтинг – это идеальный вариант для мам в декрете и студентов: написание постов и статей можно сочетать с лекциями в университете и дневным сном ребенка. Вы можете создавать тексты из любой точки мира и не быть загружены по 8-9 часов, как в офисе. В среднем рабочий день копирайтера длится примерно 2-4 часа в сутки, и это – если говорить о нескольких проектах одновременно.Единственная сложность, к которой все же можно легко привыкнуть, – погружение в неизвестную нишу, тему, продукт с каждым новым заказчиком. Есть старая шутка: копирайтер – человек, который пишет о том, чего у него нет. Однако я думаю, что именно в постоянном изучении новых тем и есть творчество, драйв, интерес.
Есть и другая особенность профессии: нужно уметь подстраивать стиль написания под разную аудиторию. Копирайтеру важно помнить, что просто хорошего текста недостаточно. Каждый читатель ждет, что с ним будут разговаривать только на его языке. Если вы пишете для студентов, употребляйте сленг и простые обороты, если рассказываете о премиальном продукте, представляйте, как думают люди с высоким доходом. Также важно вовлекать человека в диалог и делать так, чтобы он мог переслать ваш текст другу.
Новичкам я бы рекомендовала, во-первых, пройти специализированное обучение, чтобы кратно уменьшить количество ошибок на старте. В первую очередь стоит освоить то, как проводить брифинг с потенциальным заказчиком, что позволит делать тексты интересными и запоминающимися. Обязательно много читать и изучать психологию, чтобы понимать, как работает мышление людей.
Отвечает Ольга Жукова, копирайтер (Москва)