Финансовая грамотность в школах России

В скором времени в школах появится обязательное обучение финансовой грамотности. Что это за предмет, как будут организованы уроки и какие темы войдут в новую программу — в материале КП

Арина Антоненко
Автор КП
Анна Мусихина
Академический директор и методист курса по финансовой грамотности Летней программы онлайн-школы Skysmart
Ирина Киселева
Учитель математики школы № 1679 города Москвы
Инвестирования в сомнительные компании, невыгодные кредиты и необоснованные траты – реалии современной жизни требуют знаний в финансовой сфере. Очевидно, что навык обращения с деньгами нужно развивать с детства. В этом плане введение в школы элементов финансовой грамотности – давно назревшее и своевременное решение государства.

Предмет финансовая грамотность

С 1 сентября 2022 года в школах вводится обязательное преподавание финансовой грамотности. При этом часовая нагрузка на учеников не увеличится, так как отдельного урока по новой дисциплине не предусмотрено. Развивать финансовую грамотность будут в рамках других, привычных для школьников предметов.

Уроки финансовой грамотности

Уроки финансовой грамотности будут проводиться для учеников с 1 по 9 классы. В начальной школе дети смогут получать знания в сфере обращения с деньгами в рамках таких предметов, как математика и окружающий мир. В 5-9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.

У школ есть один учебный год для того, чтобы переработать имеющиеся программы, включив в них часы для обучения новым навыкам. К слову, большинство российских школ уже факультативно включали материалы по развитию финансовой грамотности в свои учебные планы. Преподаватели посещали специальные курсы по основам финансово-экономических отношений. После повышения квалификации педагоги разрабатывали дидактические бизнес-игры, финансовые головоломки, организовывали проектную деятельность в рамках смежных предметов. Теперь на региональных методических объединениях полученный опыт перенимают и другие учителя.

    Программа занятий по финансовой грамотности

    При разработке программ занятий по финансовой грамотности были учтены возрастные особенности обучающихся. Для учеников начальной школы информация будет преподноситься в игровой форме. Планируется сделать упор на формирование навыков безопасного поведения в интернете – в первую очередь при совершении платежей и денежных переводов. Также ребят познакомят с понятиями «доходы» и «расходы», научат анализировать семейный бюджет и составлять личный финансовый план.

    Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности Летней программы онлайн-школы Skysmart считает введение финансовой грамотности в уроки начальной школы обоснованным:

    — Что такое деньги, дети начинают понимать лет в 6-7. Чтобы в будущем человек не жил от зарплаты до зарплаты, соизмерял желания с возможностями и не набирал полные карманы кредитов, его нужно учить обращаться с финансами задолго до того, как он сам начнет зарабатывать. А еще лучше – до выдачи первых денег на мороженое. Финансовое воспитание помогает понимать ценность денег и спокойно обсуждать темы, связанные с финансами. Через много лет он будет, не стесняясь, требовать прибавки к зарплате, вести семейный бюджет и откладывать деньги. Но главное – он будет считать деньги инструментом для достижения целей, а не чем-то, что определяет его личную ценность и важность
    В средней школе ученики научатся оценивать риски предпринимательской деятельности, определять недобросовестные финансовые организации, деятельность которых связана с мошенничеством. На уроках математики дети будут заниматься расчетом цен на товары, стоимости товаров услуг и налогов. Часть уроков географии будет направлена на определение качества жизни и финансового благополучия людей.

    Учителя также уделят внимание проблеме агрессивной политики банков, объяснят тонкости кредитов и инвестиций, затронут темы страхования и пенсионных выплат. Кроме того, планируется, что к 9 классу подростки сами смогут составлять заявления и доверенности, заполнять декларации.
    Российские школьники с большим воодушевлением принимают нововведение. Анна Мусихина рассказывает:

    — Опрос, проведенный онлайн-школой Skysmart, показал, что 11,2% старшеклассников хотели бы посещать внеклассные занятия, посвященные бизнесу, а среди бытовых навыков, которые интересны подросткам, финансовая грамотность лидирует, немного обгоняя даже вождение и кулинарию – около 75% детей в возрасте 10-17 лет сказали, что хотят научиться обращаться с финансами.

    Мнение эксперта

    Ирина Андреевна Киселева, учитель математики школы №1679 города Москвы
    — Не встречала еще ни одного первоклассника, который не знает, что такое деньги. Причем дети с большим удовольствием обсуждают, что и как выгоднее друг у друга можно обменять или сколько шоколадок они смогут купить на перемене в буфете. Детям очень нравятся уроки по финансовой грамотности, они с удовольствием обсуждают, как выгоднее, решают задачи. Например, в прошлом учебном году я со своим пятым классом начала изучать проценты. На этапе актуализации дети взахлеб рассказывали, где в повседневной жизни мы можем с ними столкнуться, рассказывали, что с помощью знаний о процентах можно сэкономить при покупке или преумножить деньги, инвестируя в ценные бумаги.
    Детям было особенно интересно решать задачи следующего характера: сколько денег будет на вкладе через три года? А сколько денег было бы у тебя сейчас, если бы в прошлом году ты купил не iPhone, а акции компании Apple? Вот все локти кусали. Но это, конечно, задачи уже более сложные – на сложные проценты. Систематически я даю детям задачи практического содержания, благодаря которым начинается активное обсуждение и параллельное изучение таких понятий, как доход, расход, бюджет, выгода, валюта, подушка безопасности и так далее. Также каждый год хотя бы один ученик делает проект или доклад на эту тему, а после рассказывает всему классу, как и на что лучше распределять финансы.

    В моем детстве меня не учили «беречь деньги», и жизнь преподнесла мне урок только в 22 года, когда без какой-либо подушки безопасности я слегла в больницу на два месяца – в тот раз я поняла, насколько может быть опасно жить «в кредит». Я начала изучать финансовую грамотность. Я понимаю, что в жизни может случится любая ситуация, и надо себя защитить финансово. Поэтому я считаю необходимым научить детей финансовой грамотности, на то я и учитель.

    В следующем учебном году я планирую на дополнительных занятиях играть с детьми в настольную игру «Денежный поток (для детей)», которая учит тому, что нужно не только откладывать, но и увеличивать свои активы, грамотно инвестируя.
    Опрос
    Как вы считаете, нужны ли уроки финансовой грамотности в школах?
    Спасибо за Ваш ответ!
    Фото на обложке: shutterstock.com