В России планируется ввести единую школьную форму. Вместе с экспертами разбираемся, для чего это нужно и когда будет разработан стандарт одежды
Александр I в 1804 году принял «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». И это положило начало прототипу студенческой формы. Спустя 30 лет Николай I ввёл обязательную форму для всех гимназистов. В специальном указе прописывалось, какой она должна быть. В 1855 году стандарты поменялись, одежда стала частично походить на ту, которую носили чиновники.
Николай II сделал форму удобнее, школьникам предписывалось носить кители и гимнастёрки, зимой добавлялись светло-серые двубортные пальто и черные наушники, если было очень холодно. После революции 1917 года старую униформу отменили, посчитав это пережитком буржуазного прошлого. Новой не появилось, так как на тот момент у страны для этого не было денег. Единая школьная форма вернулась только после войны, в 1949 году. Она многими атрибутами напоминала дореволюционную. В 1962 гимнастерки сменились на серый полушерстяной костюм, а к 1973 он стал тёмно-синим.
В 1980 году выпустили новую школьную форму для старшеклассников. С развалом СССР в очередной раз всё отменили. В 2013 появились поправки в законе «Об образовании в Российской Федерации»1. В статье 38 говорится, что каждая школа может устанавливать свои требования к школьной одежде. В 2022 году пошли разговоры о введении единой школьной формы.
В 2022 году Министерство просвещения РФ в лице Сергея Кравцова заявило, что планирует внедрить единую школьную форму, однако у администраций учебных заведений будет право решать, какой она будет. Глава комитета по образованию Ольга Казакова объяснила, зачем выдвинута такая инициатива: «Школьная форма организует и дисциплинирует, поэтому детям важно ее носить».
Как отреагировало общество на грядущие изменения? Опрос рекрутингового портала Superjob показал, что:
Антонина Третьякова, психолог, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, комментирует:
— С моей точки зрения, люди, работающие в образовании, хорошо понимают, как тяжело будет воплотить эту идею в жизнь. В СССР универсальным был цвет формы и ее элементы. Например, для девочек это платье, фартук, съемный воротничок и манжеты. Но фасон, длина, ткани, из которых изготовлялись элементы формы, могли варьироваться. Для современных детей подобная степень свободы в одежде слишком мала. Они и их родители выросли в ситуации товарного изобилия, рекламы модных товаров. Для них неестественны и непонятны строгие ограничения в одежде.
Пока непонятно, какой окажется единая школьная форма. Судя по опросам, родители однозначно против, чтобы она была такой, как в Советском Союзе. Люди выступают за разработку чего-то нового, более современного. Некоторые не исключают, что на одежде появится патриотическая символика.
Для многих родителей главным параметром школьной формы является добротность материала, и Роскачество с ними соглашается. Предполагается, что благодаря новым ГОСТам будут ужесточены разные показатели ткани. Она обязательно должна поглощать и отдавать влагу, пропускать воздух. Одежду необходимо шить из натуральных материалов, так как синтетика притягивает пыль, которая оказывает отрицательное влияние на слизистые ребенка и может вызывать аллергическую сыпь. Кроме того, статическое электричество, которое накапливается в искусственных тканях, негативно воздействует на центральную нервную систему ребенка, что приводит к раздражительности и быстрой утомляемости.
Светлана Бобкова, преподаватель в психолого-коррекционной службе города Ярцево, рассказывает, что почти в каждой школе уже есть своя форма. Чтобы одна не походила на другую, введены свои отличительные черты, в том числе и логотипы. Например, в Смоленске каждая школа имеет собственную бирочку. В случае, если ребёнок потеряется, произойдут какие-то непредвиденные события, то можно будет быстро выяснить, из какого он учебного заведения. Очень предусмотрительно.
Роскачество уже начало работать над новым ГОСТом. Предполагается, что в окончательной редакции он появится ко второму полугодию 2024-го.
Отвечает Олег Долгицкий, специалист по государственному муниципальному управлению.
Источники