Данные — очень важная информация для любой компании. По ним можно предсказать поведение клиентов, отследить спрос на определенный товар, улучшить сервис и повысить продажи. Обработка значений и показателей сформировала целую профессию — аналитик данных. Узнаем, чем заниаются эти специалисты в 2024 году
Сфера IT – это одна из самых быстро развивающихся отраслей мировой экономики. В этой сфере работает множество специалистов – программисты, системные администраторы, разработчики, тестировщики и аналитики данных.
Аналитик данных (Data Analyst) занимается сбором, обработкой и анализом информации. Он пишет запросы в базы данных, выявляет тенденции, проверяет гипотезы, проводит тесты и на основе результатов делает определенные выводы, которые помогают решить ту или иную задачу.
Чтобы хорошо выполнять свою работу, аналитик данных должен разбираться в математике, теории вероятностей, статистике, основах программирования и визуализации данных. Работа аналитиком подходит усидчивым и коммуникабельным людям с развитым логическим мышлением.
Мы собрали полезные данные об этой профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии аналитик данных |
Срок обучения | От 10 месяцев |
Средняя зарплата | 180 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, на онлайн-курсах |
Необходимые качества | Аналитический склад ума, структурность мышления, логика |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать | В любой компании, где есть возможность сохранять данные о продукте и поведении пользователей и клиентов |
Перечислим плюсы профессии аналитик данных:
Стать аналитиком данных можно за один год, причем как самостоятельно, так и закончив специальные курсы. При этом математическое образование будет хорошей базой, но оно не обязательно.
Специалисты из сферы IT имеют высокий доход, и аналитики данных – не исключение.
Аналитик данных может работать как в офисе компании, так и из дома.
За несколько лет стажер-аналитик может вырасти до старшего аналитика, а потом стать главой отдела.
В больших компаниях в отделе аналитики работает целая команда сотрудников. Более опытные коллеги всегда помогут новичкам.
Узнайте больше об обучении в Нетологии
Также у профессии аналитик есть и свои минусы:
Хотя работа аналитика довольно творческая, в основном она связана с рутинными действиями, например со сбором данных.
Сфера информационных технологий развивается очень быстро, поэтому нужно постоянно учиться и быть в курсе всех изменений.
Работа аналитика влияет на развитие компании. Иногда сотруднику приходится отстаивать свое мнение перед начальством и брать на себя ответственность за результат.
В колледжах и вузах нет специальности «Аналитик данных», но навыки, необходимые для этой профессии, можно получить на разных направлениях обучения, связанных с математикой и информатикой. Также эту профессию можно освоить самостоятельно или на специальных курсах.
Тем, кто хочет получить среднее профессиональное образование в этой области, подойдет программа «Информационные системы и программирование», которую предлагают многие средние специальные учебные заведения страны, например:
В университетах выбор программ обучения гораздо больше, чем в колледжах. Абитуриенты, желающие связать свою карьеру с аналитикой, могут выбрать одну из следующих программ:
Эти направления обучения есть в таких вузах, как:
Существует много онлайн-курсов, как платных, так и бесплатных, на которых обучают основам аналитики данных. При выборе курса важно обратить внимание на количество часов теории и практики и выбирать те, где много практических заданий. Длительность онлайн-курсов варьирует от 2-3 месяцев до 2 лет. Приведем несколько примеров платных курсов:
Курс «Аналитик данных: расширенный» от Нетологии
Для тех, кто предпочитает бесплатные курсы, существует несколько хороших вариантов:
Курс «Основы анализа данных в SQL, Python, Power BI, DataLens» от Нетологии.
Профессия аналитик данных входит в топ самых востребованных профессий не только в России, но и в мире. Сегодня ни одна крупная компания не обходится без услуг аналитика, так как результаты работы этого специалиста помогают понять, насколько эффективно работает бизнес и в каком направлении его следует развивать.
При наличии нужных профессиональных навыков, личных данных и портфолио устроиться на работу аналитиком может даже новичок. Начать лучше со стажировки, которая поможет увидеть все процессы изнутри. Для портфолио можно взять пару бесплатных проектов в той области, в которой кандидат хочет работать. Также большим плюсом будет, если кандидат разбирается в какой-то области: например, имеет опыт в сфере финансов, маркетинга, а не только в аналитике данных.
Первой ступенью карьерной лестницы после стажировки является позиция джуниора или младшего аналитика. Младший аналитик работает под контролем более опытных коллег и оттачивает навыки на конкретных задачах. Примерно через полтора года младший аналитик может получить повышение и стать аналитиком, а еще через год-два – старшим аналитиком. Вершиной карьеры в пределах одной компании будет должность главного аналитика.
Зарплата стажера составляет примерно 30 тысяч рублей, а аналитик данных с опытом в среднем зарабатывает от 70 тысяч рублей в месяц и выше. Доход зависит от региона, опыта и количества решенных задач, способностей и от того, умеет ли кандидат правильно себя подать.
Объемы данных постоянно растут, а значит, будут нужны и специалисты, которые смогут эти данные обрабатывать. Аналитики данных будут очень востребованы в ближайшем будущем, особенно сильные специалисты, занимающиеся сложными направлениями, например Big Data, машинным обучением и Microsoft Power BI.
Елена Щенявская, старший консультант дирекции аналитических и индустриальных решений, компания SAS Россия/СНГ:
– Профессия аналитик данных – одна из самых заманчивых для тех, кто всегда мечтал исследовать мир. Она не привязана к конкретной отрасли, и любой неопытный в какой-то сфере человек может с помощью алгоритмов анализа информации получить подсказки из данных на уровне бизнес-эксперта. Эта профессия позволяет окунуться в разные направления бизнеса и расширить кругозор. На одном проекте ты можешь изучать закономерности в поведении клиентов банка, а на другом проекте – анализировать причины оттока клиентов в фуд-ритейле.
Мне лично нравится находить инсайты, о которых не подозревает и продвинутый бизнес-эксперт. Есть в этом процессе некоторый азарт! В анализе данных есть место для творчества – ты придумываешь, какими параметрами описать бизнес-проблему, переложить ее на язык математики и нередко удивляешься тому, какие интересные закономерности на самом деле присутствуют в данных. Для меня это захватывающий процесс. Ну а не нравится то, что на сбор данных уходит 80% времени аналитика, и лишь оставшиеся 20% – на анализ, моделирование и интерпретацию результатов.
Для аналитика данных важно выработать в себе навык абстрактного мышления, и это возможно лишь путем решения большого количества задач. Я советую новичкам участвовать в разных конкурсах анализа данных, соревнованиях на Kaggle, смотреть, как решают задачи продвинутые аналитики, и постоянно обучаться на своем и чужом опыте.
Отвечает Иван Пакулин, маркетолог, преподаватель курса «Аналитика данных в медиа» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.