Электронные трудовые книжки
в России

В январе 2020 года в России ввели электронные трудовые книжки. Разбираемся, что это такое, в чем их плюсы и минусы

Владимир НИКОЛАЕВ

Обеспечение безопасности персональной информации сотрудников

Проблема номер один — обеспечение безопасности этой базы. Чтобы никто не смог по злобе или неаккуратности удалить у работника сведения, например, о его работе на Крайнем Севере. Ведь это уменьшит размер его пенсии.

Нужно поставить барьер и на пути ловкача, который наоборот захочет такие сведения вписать в свою более скромную трудовую биографию. Ну и чтобы система не обрушилась от вирусной или хакерской атаки. «Здесь может быть применима система блокчейн, которая будет максимально исключать возможность некорректной информации о предыдущей работе и опыте кандидата», — пояснили КП в пресс-службе сервиса Rabota.ru.

Когда ввели

За 2019 год были внесены необходимые изменения в законодательство и решены технические вопросы. И с 1 января 2020 года работодатели начали передавать сведения о работниках в Пенсионный фонд в электронном виде. Включая и сведения о совместителях.

Как она выглядит

Трудовой книжки в физическом смысле со временем вообще не будет, даже пластика. «Она будет виртуальной», сообщили КП в Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», которая принимает участие в разработке проекта.

Бумажную трудовую можно выкинуть?

В принципе, да. Впрочем, те, кто не доверяет виртуальной реальности, могут оставить и бумажный вариант. Более того, если работник захочет, новые сведения о трудовой деятельности кадровики должны по старинке вписывать и в привычную трудовую книжку. По сути, дублировать электронные записи. В будущем храниться книжка будет у самого работника. Хотя и от традиционного варианта хранить ее в отделе кадров окончательно не отказались.

Как будем устраиваться на работу

Трудовой договор можно будет заключить в электронной форме. А заверить — электронной подписью. Техническую возможность для этого, как и личный онлайн-кабинет для работника, будет обязан безвозмездно предоставить работодатель.

ЧЕМ ХОРОШ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ

Легко восстановить

Потеря бумажной трудовой книжки — это реальная трагедия. Единственное спасение — нотариально заверенная копия. А если ее нет, придется ходить по адресам, вспоминать по крупицам трудовую биографию. Да и есть ли ныне те предприятия, на которых человек работал, например, лет 20 назад? Нужно будет посидеть в архивах. Кто-то скажет: ну и шут с ней, с книжкой! И ошибется. Потому что она может здорово помочь работнику в спорах с Пенсионным фондом: где человек, работал, сколько лет, на каком производстве — все это влияет на размер пенсии.

С электронным документом в этом плане намного проще. Все сведения дублируются в специальной базе. Страницы не истреплются, чернила не размоются и не выцветут.

Охраняет пенсию

Работник может быть абсолютно уверен, что его с зарплаты производятся отчисления в Пенсионный фонд, и они будут учтены при выходе на заслуженный отдых. Сведения о необходимых платежах от работодателя формируются автоматически.

Защищает права

Не будет и проблем с выдачей документа при увольнении. При цифровом режиме бессмысленно говорить желающему уволиться сотруднику: «А я тебе трудовую не отдам!»

Работник в любой момент может запросить из ПФР сведения о своей трудовой деятельности в режиме реального времени и проверить их правильность. Оперативный доступ к такой информации имеют не только работники и работодатели, но и государственные органы, а также суды.

Экономит время

Не надо бегать со своими трудовыми документами или их заверенными копиями из одного ведомства в другое. А ведь помимо ПФР и нового места работы трудовая может понадобиться, например, при оформлении виз, пособий (в органах соцзащиты), кредитов (в банках).

Заинтересованные структуры и без работника могут посмотреть всю нужную информацию о нем.

Меньше волокиты будет и при оформлении перехода с одной работы на другую, и при приеме на удаленную работу.
Ускорилось и внесение записей. Раньше они делались только от руки. Помарки, исправления — крайне нежелательны. В электронной системе будет применяться не просто печатание на клавиатуре (с возможностью исправления опечаток), но и автоматизированное применение стандартных формулировок — например, «уволен по собственному желанию».
Мнение эксперта
Александр Ветерков, генеральный ди⁠ректор сервиса по поиску работы и сотрудников Rabota.ru:

— Во введении электронных трудовых больше плюсов. Увеличивается сохранность информации, защищенность соискателя от недобросовестного работодателя, повышение качества самого документооборота, стандартизация, снижение человеческого фактора, большая прозрачность для государства.

К минусам следует отнести риски утечки данных или их потери в случае сбоя, но хочется верить, что они невелики. Вероятно первичное увеличение затрат у компаний на приобретение специального программного обеспечения. Также могут быть сложности у кадровиков и у сотрудников, особенно тех, кто не очень дружит с компьютерами. Но это вопрос решаемый — мобильные телефоны освоили все.

Made on
Tilda