Закон о телемедицине
С 1 января 2018 года вступил в силу долгожданный закон о телемедицине. Сегодня услуги в этой области регулирует Закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Он открывает новые возможности для пациентов и врачей, однако, реализация его на практике в разных регионах страны идет не одинаково, что связано с техническими сложностями1.
Как сегодня работают телемедицинские технологии, каждый ли может ими воспользоваться, и как это работает на практике, «КП» узнала у ведущих экспертов по телемедицине, принимавших участие в работе над законом.
– Есть несколько типовых ситуаций, в которых активнее всего будут применяться телемедицинские технологии, – говорит директор Научно-практического центра медицинской радиологии Департамента здравоохранения Москвы, главный внештатный специалист по лучевой диагностике города Москвы, доктор медицинских наук, профессор, врач-рентгенолог Сергей Морозов. – Первая – это консультация в формате «врач-врач».
Чаще всего такие консультации требуются для отбора пациентов на бесплатное высокотехнологичное лечение, то есть на сложные дорогостоящие операции по полису ОМС. Врачи крупного медцентра, куда планируется отправить больного, должны рассмотреть его документацию, а для этого люди вынуждены лично ехать на комиссию. Теперь же официально все можно будет оформить дистанционно с помощью врача «на месте», не тратя время, силы и средства на дальние поездки. Важно отметить, что такие консультации могут происходить как внутри региона, так и на федеральном уровне. Кроме того, медики будут получать полноценную оплату по тарифам ОМС именно за дистанционную работу с документами пациента, а это дополнительная мотивация оперативно решать вопрос о необходимости, условиях и срочности госпитализации.
Технологии телемедицины
– Другой удобный сервис, который появляется благодаря телемедицине, это дистанционный контроль состояния здоровья. Он происходит в формате «врач-пациент». Сходив к врачу на первичный прием, в дальнейшем пациент направляет доктору данные о своем состоянии в электронном виде, – продолжает доктор Сергей Морозов. – Это могут быть результаты анализов, обследований, а также данные от сертифицированных медицинских приборов, которые используются на дому: глюкометров, тонометров (для измерения давления), холтеров (для записи сердечного ритма). Врач дистанционно анализирует результаты и корректирует терапию, действия пациента, в том числе может сделать дополнительные назначения, выписать электронный рецепт.
Важно
— Все это возможно только после первичного очного приема у врача, – подчеркивает эксперт.
– Многие заблуждаются, думая: теперь смогу отослать доктору итоги своих анализов, покажусь на камеру, и мне поставят диагноз. Такого закон не допускает! – предупреждает директор Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы Давид Мелик-Гусейнов. – Другое дело, если человек, скажем, сломал руку, сходил к врачу, ему сделали рентген, наложили гипс. Потом периодически можно будет связываться с доктором для контроля состояния с помощью телемедицинских технологий, если самочувствие в норме и нет необходимости в новых манипуляциях. Словом, речь идет именно о вторичных приемах либо медицинском наблюдении, сопровождении пациентов, которым уже поставлен диагноз.
Чтобы проводить телемедицинские консультации, врачу не нужна какая-то специальная лицензия. Достаточно будет обычной, которая позволяет вести медицинскую деятельность. Телемедицинские услуги предоставляют как государственные, так и частные организации. Причем частные учреждения могут оказывать услуги платно и по полису ОМС.
Доступ к лучшим врачам
«Где карту выдавали, туда и идите» – до сих пор подобное можно было услышать насчет результатов анализов, УЗИ и прочих обследований. Если понадобилась консультация в другом медцентре, пациент, как курьер, должен был лично доставить выписки с предыдущего места лечения, а то и переделывать анализы заново. Теперь же легализованы и четко прописаны технологии, которые позволяют в электронном виде пересылать все необходимые данные из медицинских лабораторий не только напрямую врачам, которые назначали обследования, но и в другие медцентры2.
– Это открывает пациентам оперативный доступ к лучшим медицинским специалистам, – поясняет врач-рентгенолог Сергей Морозов. – Предположим, в некой условной поликлинике нет эксперта по интерпретации продвинутых исследований, например, позитронно-эмиссионной томографии. Или есть специалисты по МРТ, но нет «узкого» профессионала по МРТ желчных путей. Тогда уполномоченный сотрудник поликлиники берет итоги исследования и отправляет их на консультацию врачу в другой медцентр. При этом по тарифу ОМС поликлиника получит деньги за проведение исследования, а оставшуюся часть за описание итогов обследования получит врач-консультант, выполнивший такую работу дистанционно. Помимо быстроты получения ответа, это отличная возможность предоставить пациентам консультации высококвалифицированных специалистов, при этом, не заставляя больных совершать многочисленные и дорогостоящие поездки.
Как это работает на практике
– В первую очередь телемедицинские технологии в рамках ОМС (то есть бесплатно для пациентов) будут развиваться там, где медпомощь менее доступна физически – в географически отдаленных районах, – считает директор Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов.
Если говорить о каждом уголке нашей страны, то абсолютно во все поликлиники и больницы новые технологии дойдут через 10-15 лет, так как еще предстоит преодолеть «цифровое неравенство», то есть отсутствие электронных технологий в поликлиниках, больницах и навыков у медработников. Что касается технической стороны, то и пациенты, и врачи загружают и передают данные через специальные информационные системы с высокой степенью защиты: с шифрованием, деперсонализацией информации. Все это четко прописано в законе.
Вопрос в тему
Когда можно обратиться к своему врачу за онлайн-консультацией?
– Врачи обязаны оказывать медицинскую помощь, поэтому, если у пациента есть желание получить ее в телемедицинском формате и этот вид помощи может быть предоставлен в таком формате, то доктор должен выполнить пожелание больного, – поясняет Давид Мелик-Гусейнов. – Какие именно медицинские услуги могут предоставляться в рамках телемедицины, уже прописано в обновленном законодательстве, в специальных приказах Минздрава3.
Совет
Чтобы узнать, есть ли телемедицинские сервисы в вашей поликлинике/больнице и можно ли получить дистанционную консультацию конкретно в вашей ситуации, проще всего обратиться в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС. По закону страховщики обязаны консультировать пациентов в том числе по таким вопросам, и на практике, как правило, без проблем делают это.
Какие сервисы можно использовать для телемедицинских консультаций?
Теоретически общаться с врачом можно по телефону, скайпу и в популярных мессенджерах. Но законодательство рекомендует делать это в личном кабинете пациента на сайте медицинской организации. Дело в том, что сайты медицинских организаций подключены к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения или ЕГИСЗ4. Обмен информацией между врачом и пациентом происходит по защищенным каналам связи, после того как участники консультации подтвердят свою личность. Кроме того, вся нужная пациенту и медицинским работникам информация (результаты анализов, назначения врача, электронные рецепты) остается в его электронной медицинской карте. При общении в мессенджерах и по телефону информация не сохраняется в медицинской карте и не защищена от мошенников.
5 важных советов пациентам, как не нарваться на мошенников
- Внимательно ознакомьтесь с сайтом: на нем обязательно должно быть указано юридическое лицо, то есть медицинская организация, которая оказывает телемедицинские услуги. Также важно, чтобы были указаны ФИО врачей, их специализация.
- По закону будет создан Реестр медицинских организаций и медработников, которые вправе оказывать телемедицинские услуги. Убедитесь, что выбранная вами клиника и врач включены в этот реестр (пока его нет, но со временем появится, и можно будет найти его, элементарно введя ключевые слова в поисковую систему).
В состав Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) входят такие системы как:
- Федеральный регистр медицинских работников,
- Федеральный реестр медицинских организаций.
В них указаны организации, которые вправе оказывать телемедицинские услуги. Убедитесь, что выбранная вами клиника и врач включены в этот реестр. Кроме того, медицинские консультации оказываются через специальную систему, внедренную в ЕГИСЗ, с строгим учетом проведенных и запланированных консультаций.
- Обязательно сохраняйте информацию обо всех сделанных вам назначениях, делайте скриншоты. Фиксируйте все элементы консультации, чтобы у вас были подтверждения на случай, если возникнут проблемы и понадобится предъявить претензию клинике за некачественные телемедицинские услуги.
– Даже если вы не будете обращаться в суд, а представите клинике всю зафиксированную вами информацию, это уже будет иметь серьезное психологическое воздействие, а значит, высока вероятность, что вашу претензию удовлетворят, не доводя до суда, – говорит наш эксперт Сергей Морозов. - Перед заказом и оплатой внимательно читайте описание услуги: что именно вам гарантируется в рамках онлайн-консультации. Стоит руководствоваться и здравым смыслом: в экстренных и неотложных ситуациях следует обращаться за медицинской помощью очно.
- – Не забывайте, что первичный диагноз может быть поставлен только на очном приеме, – напоминает Давид Мелик-Гусейнов. – Если клиника или врач предлагает вам постановку диагноза онлайн, это тревожный сигнал. Такие действия выходят за рамки закона и могут говорить о недобросовестности, низкой квалификации врача и т.д. С такими организациями лучше не связываться.
Источники:
- Золотухина Вероника Геннадьевна, Рассолова Алина Абдурахмановна КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научные записки молодых исследователей. 2022. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-primeneniya-telemeditsiny-v-zdravoohranenii-rossiyskoy-federatsii Дата обращения: 11.12.2024
- Назарова Надежда Александровна, Валуева Надежда Игоревна ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2022. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-pravovogo-regulirovaniyatelemeditsiny-v-kontekste-tsifrovizatsii-zdravoohraneniya-v-rossii Дата обращения: 11.12.2024
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/#review Дата обращения: 11.12.2024
- Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/ Дата обращения: 11.12.2024