Десять лет назад вышел фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа». Главную злодейку - советского спецагента, полковника Ирину Спалко, любительницу фехтования и оккультных наук - там сыграла Кейт Бланшетт. А действие разворачивается в 1957 году, и в какой-то момент Индиана Джонс попадает в Неваду, где как раз идут испытания атомной бомбы, и спасается от взрыва и радиации лишь потому, что в последний момент забирается в освинцованный холодильник.
Спилберг очень точен в описании главных страхов 1957 года. Именно тогда, в 50-е, русские считались главными врагами Америки. Сенатор Джозеф МакКарти, яростный антикоммунист, превратил охоту на ведьм чуть ли не в государственную политику. И по всей Америке школьников учили, как спасаться в случае ядерной атаки. В фильме взрыв производят американцы, но это просто Индиана так попал - а реальным источником угрозы тогда считались русские. И да, холодильник вполне мог пригодиться.
Взять, например, девочку по имени Хиллари Родэм. Тогда, в 1957-м, ей было 9 лет. Ее тоже наверняка учили прятаться от бомбы. А в 1962-м, во время Карибского кризиса, ей исполнилось 15. Ровно 27 октября, в «черную субботу», когда кризис обострился до предела. И американцы, надо сказать, боялись Карибского кризиса сильнее, чем русские: у нас эти события, конечно, освещались в прессе, но истерия в газетах особенно не раздувалась, гражданам СССР не приходило в голову строить бункеры и запасаться консервами на случай ядерной войны. Американцы же об этом задумывались всерьез. Их паника неплохо описана в фильме 2000 года «13 дней» с Кевином Костнером, – да и много где еще.
И нетрудно представить, с какими умонастроениями 15-летняя девочка Хиллари (которая потом выйдет замуж и возьмет фамилию Клинтон) задувала свечки на торте, и как это потом отразилось на ее мировоззрении.
Когда мы удивляемся - с чего это многие американцы, особенно старшего поколения, относятся к нам с недоверием (и, откровенно говоря, не особенно нас любят), мы упускаем из виду огромное прошлое, включающее в себя десятилетия антикоммунистической пропаганды. Когда мы смотрим современные фильмы, полные дичайшей клюквы, в которых русские представлены то нищими варварами, то агентами КГБ, мы недоумеваем - но потому что просто не знаем традиции. Не видели фильмов, которые в довольно большом количестве снимались в Голливуде как минимум с 30-х годов.
При Хрущеве и Брежневе антисоветские картины в СССР негде было посмотреть (и за просмотр полагалась статья), а в 90-е, когда все стало можно, они уже представляли скорее архивный интерес. Только без них - и без страха, который столько лет прививался американцам - полностью понять все нюансы их отношения к русским нельзя.
Сейчас на экраны выходит довольно леденящий, адски клюквенный фильм «Красный воробей» про очередную русскую шпионку, сыгранную на этот раз Дженнифер Лоуренс. Прекрасный повод вспомнить (а для многих русских - впервые узнать) о том, как мы изображались в Голливуде.