Даже невоцерковленные люди знают главные православные праздники — Пасху и Рождество. Это великие для христиан дни. О них говорят и рассказывают с телеэкранов. Ведь как бы мы ни относились к вере, невозможно отрицать, что православие для русского человека — часть культурного кода.
Если прийти на службу в храм, то окажется, что в христианстве гораздо больше торжественных поводов и памятных дат. Одна из них — это память Сорока святых Севастийских мучеников.
За что же они пострадали и почему мы о них вспоминаем?
— Праздник окутан аурой легенды, которая долгое время была поистине популярна у наших предков. Сегодня о нем мало кто знает. В истории Сорока святых присутствует нравоучительная составляющая, впрочем, как у большинства христианского вероисповедания, — рассказал философ, религиовед Александр Крицкий.
Когда отмечается праздник
В церковном календаре за праздником закреплено конкретное число: Церковь чтит память Сорока святых Севастийских мучеников 22 марта.
История Сорока святых Севастийских мучеников
Из 2025-го перенесемся в III век нашей эры. На троне Римской империи восседает Константин Великий — правитель, который после трех сотен лет гонений признал права христиан. Но сами понимаете: что принимают в столице, до окраин доходит с запозданием.
На периферии державы была провинция Армения. С современной странной ее роднит лишь название и кусок земли. Большая же ее часть располагалась на территории Турции. Одним из крупных городов была Севастия. Главным на этой земле был полководец-язычник Агриколай.
Шел 320 год. В него и произошли трагические события, которые превратили сорок человек в Севастийских мучеников.
Семь лет как Константин легализовал новую веру. Но в Армении до сих пор сильно идолопоклонство. В один из дней Агриколай велел воинам принести жертву тотемам. Послушались все, кроме сорока солдат. Они объявили себя христианами и не могли пойти против совести.
Церковная легенда гласит, что Агриколай сначала пытался пряником, а затем кнутом подчинить бунтовщиков. В итоге кинул их темницу. Но вера была крепка. Братья во Христе молились и услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Разным пыткам подвергли узников. Вывели на озеро зимой и поставили в ледяную воду. На берегу растопили баню — в соблазн мученикам. Один не выдержал и побежал греться. Но как только ступил на порог — упал замертво.
Долго держались Севастийские мученики, даже стража уже спала. Не спал лишь один воин Аглаия. Внутри него шла борьба. Вдруг стало тепло — лед на озере растаял. В лучах света стражник увидел, как над страдавшими появились венцы — 39 по числу стоящих в воде. Так воин понял, что есть истинная вера. Обнажился и присоединился к узникам.
Командование пришло в ярость. Повелело до смерти избить сорок святых Севастийских мучеников. Умирая, узники славили Христа. Их тела сожгли на костре, а кости бросили в реку.
Через три дня Сорок святых явились севастийскому епископу и попросили достать их останки из воды. Священник так и поступил, мощи похоронили с честью.
Вот такая трагическая история праздника Сорока святых Севастийских мучеников. Память о подвиге за веру и чтят христиане.
Традиции праздника Сорока святых
Прежде о церковных. Накануне 22 марта стоит посетить литургию в храме. Во время проповеди батюшка наверняка расскажет историю Севастийских мучеников.
На Руси христианские праздники часто в сознании людей накладывались на народные. Так, за день до Сорока святых — весеннее равноденствие. Дата хоть и астрономическая, но для людей земли очень важная — она возвещает окончание зимы.
Из теплых краев в это время возвращаются птицы, поэтому хозяйки приговаривали: «Жаворонок весну благословил». При этом пекли сдобу в форме этих красивых птиц. Выпечку раздавали детям. А те, перед тем как съесть, проводили ритуал. Кто-то просто клал хлебную птичку на окно, а кто-то насаживал жаворонка на палку и шел кликать весну. Иногда традиция предписывала раскрошить сдобу и покормить птиц.
Есть и такое объяснение почитания жаворонка в этот день. Дескать птица во время полета часто пикирует вниз, но не разбивается. Как пташка смиренна и доверяется Богу, так и Сорок святых доверили свои жизни Христу.
В чем смысл праздника
Он выдвигает на первый план самопожертвование и нетерпимость к предательству, о чем свидетельствует трагическая судьба мучеников. Чтобы спастись, достаточно было отречься от веры, но они не поддались. Уверен, что этот праздник специально стараются отодвинуть на последние ряды. Некоторые силы не заинтересованы в подобном духовном воспитании. Житие является отличным примером преданности ко всему своему. Не обязательно религии. Например, любви к Отчизне, языку, культуре, — считает Александр Крицкий.
Как звали Сорок святых Севастийских мучеников
История сохранила имена Сорока святых. Вот они: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаия.