Так почему же именно Грозного то и дело возводят на пьедестал наши кинематографисты, приписывая ему большинство достижений и успехов Иоанна Великого? Ведь кропотливый, требующий мудрости и дальновидности труд по созданию государства проделал именно Иаонн III Великий! И что парадоксально - практически бескровно присоединив к Москве около десятка других, прежде независимых княжеств и городов. В то время, как в Европе также шли междоусобные войны, велась борьба с ересью, лилась кровь. Но Иоанн Великий не брал в пример подобные образцы. В годы его правления казни были единичны и обоснованы. Сотни европейцев, многие с семьями, ехали служить на Русь, к Москве. Сюда же бежали из Литвы многие князья.
Уже к в 1493 году, за сорок лет до рождения «внука», на Руси были оформлены все признаки и атрибуты современного государства с единой армией и базой для её содержания - поместным землевладением, разработан и принят первый единый для всей Руси свод законов – «Судебник». Был воспринят от погибшей Византии её главный символ – двуглавый орёл и придумано название для нового рождённого государства – «Русия», позже «Руссия», которое оно носило почти двести лет, да так и осталось до сих пор в памяти и документах многих европейских стран. На высочайший уровень было поставлено оружейное дело, русские панцири расхваливал и выпрашивал у государя его друг крымский хан Менгли-Гирей. Был заново отстроен Кремль – лучшая и крупнейшая крепость в Европе того времени с новыми храмами и дворцами. Москва отправляла и принимала послов во многие государства Европы и Азии.
За всё время правления Иоанна Великого ни одно татаро-монгольское воинство не смогло ни разу преодолеть её тогдашних южных границ, - переправиться через реку Оку. Население значительно выросло. Современники отмечали, что вдоль всего пути из Новгорода или из Литвы в Москву встречались многочисленные деревни.
Авторитет Государя Иоанна III был непререкаем. Возможно, именно этот авторитет предков позволил Грозному просидеть на троне столь долго. Но сам он не только обрушил уважение народа к верховной власти, но и вообще привёл к краху всю династию Рюриковичей, правившую на Руси почти семь веков.
Но почему-то все достижения Иоанна Великого либо почти не упоминается в наших публичных, доступных всем источниках, либо приписывается Грозному.
Неужели кому-то хочется, чтобы в основании нашего государства стоял именно царь «Terrible»? А не тот, которого и на Руси и в Европе называли Великим и Грозным, Правосудом, «храбрейшим из всех князей русских»*? Таманский князь Захария де Гизольфи, просившийся к Иоанну на службу, объясняет в послании это своё желание тем, что «есмь хотящь и готов; токмо слышанья ради великих доброт и хвалу, юже имееши по всей земли». То есть он хочет служить Руси потому, что по всей земле идёт хвала и слава о великой доброте русского Государя.
* Густынская летопись, ПСРЛ, т. 40, СПб, 2003 г., стр. 142.
** СГГД. Ч. 5. М., 1894 г., стр. 3-4.
Почему творцы сериалов, документальных фильмов очень не желают, чтобы в основании нашего государства стоял в высшей степени нравственный государь с хорошей славой «по всей земли». Кому-то нужен именно основатель-злодей, «Terrible», мол, даже тут без злобы и ненависти мы, русские, не обошлись.
Я могу ещё понять Сталина, который разгромил школу историка М. Н. Покровского среди прочего и за то, что тот критиковал Ивана Грозного, и тот же Сталин запретил вторую серию художественного фильма «Иван Грозный» знаменитого кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна. Ибо Сталин, очевидно, сравнивал себя с этим государем и пытался доказать, что без жестокости невозможно создать крепкое государство. Но даже он не вынес художественной правды режиссёра.
Однако я не могу понять современных творцов и финансистов современных проектов, унижающих такими фильмами свою страну. Некоторые авторы этих «шедевров» ссылаются на то, что, мол, иностранцы клеветали на белого и пушистого Ивана IV. Но почему они не клеветали на могучего государя Иоанна III или на его сына Василия, которые принимали послов из десятков стран и тоже были описаны в их произведениях? Возможно, заморские очевидцы что-то и преувеличивали, «приукрашивали» в описаниях жестокостей Ивана IV. Но ведь сохранились русские документы, летописи, чьи авторы, вероятно, рисковали жизнью, описывая правду. Сохранились Разрядные книги – один из самых достоверных документов эпохи, где прямо и честно описаны многие «художества», говорящие о невменяемости грозного царя. Так зачем же воспевать эту невменяемость в бесконечных фильмах, подчёркивая, что это и есть создатель нашего государства, покоритель, объединитель, освободитель…
В истории любой страны, есть страницы, которые не принято воспевать и смаковать, оправдывая позорные поступки правителей необходимостью, временем, условиями жизни. Почему-то англичане и французы не снимают фильмы о том, как её граждане уничтожали чёрных и не очень чёрных рабов в своих колониях. Как грабили их страны. Плодовитые на многочисленные кинофильмы американцы не живописуют, как и какими способами они изводили коренное население индейцев на их родной земле, как захватывали в рабство африканцев и везли их в трюмах кораблей, выбрасывая по пути в море тысячи погибших. Мы не видим красочных немецких фильмов о том, как франко-немецкие крестоносцы захватывали славянские земли Южной Прибалтики, истребляя местное население, их города, капища с богами, переименовывая то, что не смогли стереть с лица земли.
Но ведь мы народ, «умом который не понять». Нам, оказывается, просто необходимо расцарапывать свои раны, выставляя напоказ самое срамное, что у нас есть, выдавая это за суть нашей истории. Или это есть такая особая, «возвышенная» форма проявление нелюбви к своей стране, непатриотизма?
Горе стране, которая возводит на пьедестал кровожадного убийцу. Иваном Грозным может восхищаться лишь человек, плохо знакомый с историческими документами.