А Лидия Графова зачем-то пустилась именно в такие «абстрактные» размышления. Причем, и себя зачем-то поставила в один ряд с персонажами очерка, не устрашилась показать себя заблуждающейся, обманывающейся, а потому поначалу несправедливой и неправедной. Она откровенно признается: «Девушка с волосами цвета луны — это три года моей надежды — увы! — не сбывшейся».
Она не стесняется рассказать о своем увлечении Таней, которая, как ей
казалось, даже научила ее, «золотое перо» центральной газеты, чему-то
новому: «Сама Таня показалась похожей на свои отнюдь не ученические стихи
— порывистая, чуть резковатая, слегка небрежная в одежде, не обращающая,
видимо, на неё, как и на рифмы в стихах, особого внимания. Свободный от мелочей, естественный человек. ... Говорила она мне о внутреннем, нравящемся ей одиночестве, и я видела в этом завидный, редкий дар личности — самодостаточность. Какая свобода! Да, она свободна, как дождь, как облако»...
Автор даже не скрывает совсем уж «криминального» факта: Таня увлекла ее, взрослую женщину, в ночное путешествие по городским крышам; они бегали по ним под луной, спрыгивая с одной на другую, и Лидия радовалась, что вот тоже может, как свободная девушка Таня, взлететь в небеса, словно персонаж шагаловской картины.
И вот теперь, в своем очерке, ей приходится раскаиваться, что непозволительно долго грубость Тани по отношению к матери оправдывала, искала причину в неинтересности самой Ирины Михайловны. Таня ведь не скупится на знаки внимания для других: может подарить огромный букет роз или даже помыть пол в помощь. Кому-то... А мать для нее - серая мышь... Графова догадывается - с опозданием, но открыто признавая теперь свои заблуждения: «Неужели вся сложность Таниной натуры в том, что она только играет в красивые чувства, которых на самом деле не испытывает?»
Так весь очерк выходит за рамки частной истории и переходит на новый уровень ее осмысления: о том, как сложно бывает отличить в жизни черное и белое, хорошее и плохое, яркое и серое, подлинное и притворное. О том, как рождается и преодолевается предвзятость, поспешная и поверхностная оценка. «Они, двое (только сейчас это осознаю), были мне как луна, повернутая неизменно одной и той же стороной, родительской... Ну а я, я в этой модели представлялась себе, разумеется, землёй, ради которой луна существует и вертится. Но что я знала, что хотела знать про обратную сторону луны? Как-то и в голову не приходило, что там свои моря, кратеры, вулканы».
По ходу всех этих рассуждений Графова вспоминает и повод, позвавший ее к этой истории; повод, необычайно актуально звучащий именно сегодня, хоть и прошло полвека после публикации: «Рассказал мне о Тане человек, которого знаю давно и мнение которого весьма уважаю. Как-то в беседе с ним всплыло слово «брутальность» ( слово украинское: брутальный — грубый, непочтительный, наглый, дерзкий, деспотичный — Из словаря). Мой собеседник сказал тогда, что в стремительном нашем времени, времени деловых, презирающих эмоции людей, его пугает всё напористей проступающая «брутальность». Именно ею он и охарактеризовал Таню. Но Графовой потребовалось три года, чтобы согласиться со справедливостью его вывода. Ее личные отношения с Таней прошли не через одно испытание, прежде чем автору стала понятна суть характера девушки. И вот беспощадный к себе вывод: «На танино последнее письмо я не ответила. Слишком оно красиво, эффектно. Так же красиво и эффектно, как приносить розы в подарок. Как мыть пол в чужом доме. Как совершать ради кого-то чужого добрый поступок, который ему, чужому, может быть, и ни к чему, а матери был бы спасительным глотком в пустыне. Но не ей — им, чужим. Они восхитятся. В них можно отразиться, как в зеркале. Я тоже была зеркалом. Так долго... И за это мне предстояло испытать гнетущее чувство вины перед матерью. Перед её матерью, перед своей — тоже».
Так очерк вдруг приобрел и еще одну дополнительную тему : о пробуждении совести, о правильном осознании этого понятия. Конец закольцевался с началом, где автор рассматривал свою журналистскую профессию как необходимость пробудить в человеке его собственную совесть.
Возможно, сегодня, когда подобные рассуждения и подобное восприятие человеческих отношений кажутся естественными, когда мы привыкли к психологии как неизменному и необходимому атрибуту нашего быта, новизна и острота той эссеистики Графовой ощутима не так пронзительно, как тогда. Но полвека назад это было сказано ВПЕРВЫЕ. И судьба очерка была неоднозначной. Предложенная Графовой рубрика «Наедине с собой», не сразу была принята даже некоторыми коллегами. На летучке шли споры. Газета считалась по знаменитой формуле тех лет «коллективным агитатором, пропагандистом и организатором». То есть, как опять же тогда говорили, «приводным ремнём» партии, проводником ее идеологических установок. К тому же газета была строго лимитирована в объеме: четыре больших полосы, но только четыре! Официальные материалы, идущие через ТАСС, полные тексты докладов съездов и пленумов партии и комсомола, обязательная событийная хроника от многочисленных собкоров с мест, репортажи об обязательных для освещения в газете государственных мероприятиях и торжествах... За место в номере шла постоянная борьба. И «золотых перьев» в «Комсомолке» всегда было не счесть. Писали они подвалами и чердаками, а то и полосами. А тут еще Графова со своими непонятными «Простыми истинами» и прочим «абстрактным гуманизмом»...
Но надо знать характер Лидии Графовой. Бойцовский! Бесстрашный! Одержимый! И газета недолго сопротивлялась ее напору. Тем более тексты она выдавала такие, что не оторвешься. Переписывала по нескольку раз, бывало, додумав что-то, снимала очерк из номера, чтобы еще раз пройтись по тексту. Можно, пожалуй, сказать, что выстраивала невиданный в советской журналистике жанр, который сегодня назвали бы проповедью.
Как раз в это время произошла ее встреча с Валерией Дмитриевной Пришвиной, которая привела ее, комсомолку, советскую журналистку, к вере в Бога. Проходя путь собственного духовного поиска, Лидия транслировала его и на читательскую аудиторию, которой явно не хватало эмпатии в общественных отношениях. «Комсомольская правда», наверное, единственная из советских газет этим свойством обладала, люди нередко обращались к газете как к духовнику. Читая в своем отделе писем ежедневно десятки человеческих исповедей, Графова уловила эту потребность людей, как и потребность найти в журналисте не только объективного судию, но и такого же живого и раздираемого противоречиями человека, каким были они сами. «Наедине с собой» - это был ее ответ на такую потребность.