Сергей: Мне в детстве никаких карманных денег вообще не давали. Хочешь денег – иди и заработай. И я шел и зарабатывал.
Дарья: И что же ты делал?
Сергей: Машины мыл, объявления по подъездам расклеивал, наловленную дедом рыбу у пивнушки продавал.
Дарья: Ты хочешь, чтобы наши дети стояли на перекрестке и мыли чьи-то машины? Ну уж нет!
Сергей: Ну пусть бутылки или банки собирают. На мороженое точно хватит!
Дарья: Еще чего! Они что, нищие? Если твои родители не давали тебе ни копейки – это не значит, что теперь ты должен их копировать.
Сергей: А почему нет? Нормальный метод воспитания. Я вырос и до сих пор много работаю, а не диван «проминаю».
Дарья: Надо дать детям счастливое детство, баловать, пока есть возможность. Что о нас люди скажут, когда увидят, как твой сын копается в помойке?
Сергей: А ты, наоборот, ни в чем им отказать не можешь. У нас уже не дом, а склад модных вещей, кроссовок и гаджетов. Куда им столько? Вот у меня в детстве…
Дарья: Да что ты все о своем «суровом» детстве заладил – еще про игрушки деревянные расскажи!
Сергей: Ну ладно, с работой и сбором бутылок я перегнул. Но давай найдем «золотую середину» и выработаем общую политику. Им уже пора начинать рассказывать, что деньги не из воздуха берутся, а зарабатываются.
Очень часто мы поступаем с детьми так, как поступали с нами наши родители. Увы, в вопросах финансовой грамотности в советские времена и в 90-е годы почти никто не разбирался. В эпоху СССР единственным финансовым инструментом был вклад в Сбербанке. А в «лихие» годы единственный навык, который развился у многих, - жесткая экономия. И в этой стратегии цель была одна - выжить, свести концы с концами. О том, как распоряжаться свободными деньгами, никто не учил. Их либо не было, либо они тут же тратились на что-то нужное. В таких условиях использовать опыт предыдущих поколений не очень хорошая идея. Уж очень много всего поменялось.
Сергей: То есть, нужно давать деньги, но ограничивать сумму? Я так иногда с женой поступаю. Но она почему-то не рада.
Дарья: Кхе-кхе, вообще-то я и сама зарабатываю, если ты забыл. А траты бывают незапланированные. И у детей они наверняка будут. Что, если они попросят «добавки» на что-то нужное, как тут устоять? Ты же купил себе новый смартфон. А он у нас вообще-то не был запланирован...
Сергей: Это инвестиция в мою мобильность!
Дарья: Купи мне тогда абонемент в спа-салон. Это будет инвестицией в мою привлекательность.
Сергей: Ну ладно, убедила. Мы тоже не безгрешны. Но давай все-таки по уму все сделаем. Не хочется, чтобы из них транжиры выросли.
Чтобы развить умение, необходимы теоретические знания и практические навыки. Как с иностранным языком. Нужно и слова знать, и правила, но главное - научиться говорить на нем. Поэтому, прежде чем дать ребенку деньги, нужно обсудить основные правила. На что эти деньги выдаются, как он собирается их тратить, что будет, если превысить лимит. Финансовая сфера всегда коварна – желаний много, а ресурсы ограничены. Умение обращаться с деньгами – это еще и тренировка воли и управления эмоциями. Но глупо учить ребенка правилам, которые вы не соблюдаете сами. Есть в этом какое-то лицемерие, а дети его тонко чувствуют. Понаблюдайте за своим финансовым поведением, будет ли оно хорошим примером? Если нет, то начинать нужно с себя. Следующие шаги мы подскажем!