Сдать ЕГЭ по математике базового уровня в 2025 году необходимо для получения аттестата о среднем общем образовании. Какие вопросы ждут выпускников, как проводится экзамен — рассказываем в материале
ЕГЭ — своеобразный тест на уровень базовой математической грамотности, пройти его должен каждый выпускник. Положительный результат является условием получения аттестата. При этом результаты не дают возможности поступления в технический вуз: для этого нужна профильная аттестация.
Длительность ЕГЭ по математике базового уровня — 180 минут, экзаменационная работа включает 21 задание. Ученики могут пользоваться только обычной (не логарифмической) линейкой, использовать калькулятор нельзя. Справочные материалы есть в составе контрольно-измерительных материалов, но их объем ограничен.
Результат базового ЕГЭ по математике — оценка по 5-балльной шкале: именно в таком виде она вносится в аттестат.
Досрочно сдать математику в 2025 году можно было 29 марта. В основной период экзамен прошел 31 мая, резервный день был 24 июня. Ученики, получившие неудовлетворительную оценку за ЕГЭ, теперь могут пересдать предмет осенью.
ЕГЭ по математике базового уровня состоит из 21 задания, на их решение отводится 3 часа (180 минут). Ответ принимается в краткой форме: подробно описывать решение не нужно. Задачи требуют конкретного ответа, то есть понадобится не просто знание теории, но и умение применять ее на практике.
В тематику базового экзамена включены блоки из школьной программы 5-11 классов. Большинство заданий связаны с математическими вычислениями, решением уравнений и неравенств. Есть отдельный блок по геометрии, а также задачи, связанные с математическим анализом.
Приведем примеры заданий базового уровня по разным тематикам из актуальной демоверсии КИМов (контрольных измерительных материалов) Федерального института педагогических измерений.
Экзамены прошлых лет показывают, что большинство выпускников хорошо справляются с вычислительными операциями, сложность представляют работа с элементарными математическими моделями и стереометрические задачи. Традиционной ошибкой также является невнимательное чтение условий: на этот момент рекомендуется обратить особое внимание при подготовке.
За каждый правильный ответ выпускнику начисляется 1 первичный балл. Максимальное количество первичных баллов: 21.
В некоторых заданиях правильных ответов может быть несколько. Чтобы ответ был зачтен, необходимо указать хотя бы одно верное значение.
Ответы сверяются с эталонными: значение может быть целым или дробным числом, а также последовательностью цифр. Проверка проводится компьютером, что полностью исключает фактор субъективных ошибок. Если ответ распознан как неверный, результат экзамена можно оспорить.
Первичные баллы ЕГЭ по математике базового уровня переводятся в оценку по 5-балльной шкале. Шкала перевода для выпускников 2025 года будет опубликована после основного периода сдачи экзамена. Пока можно ориентироваться на данные 2024 года.
Количество верных ответов/баллов | Оценка |
---|---|
0-6 | 2 |
7-11 | 3 |
12-16 | 4 |
17-21 | 5 |
Для получения аттестата достаточно дать всего 7 правильных ответов из 20.
Сданный экзамен базового уровня не дает права подавать документы в вузы, где математика заявлена как профильный экзамен для абитуриентов. Зато можно поступать в колледжи: учреждения среднего профобразования набирают учеников на бюджетные места по конкурсу аттестатов.
Пересдача ЕГЭ по математике базового уровня возможна по следующим причинам:
Пересдать экзамен можно в резервные дни основного и дополнительного периода. В начале 2024 года Владимир Путин предложил дать выпускникам возможность пересдать один из предметов на собственное усмотрение. Пересдачи ЕГЭ планируется проводить до окончания приемной кампании в вузы, таким образом оставляя выпускникам второй шанс на поступление.
Апелляция возможна в стандартном порядке:
Поскольку правильность ответов оценивается автоматически, в случае неверного распознавания бланка с ответами присутствие ученика на конфликтной комиссии не требуется.
Елена Щербанова, репетитор по математике:
— Базовый ЕГЭ по математике проверяет общую математическую грамотность выпускников, не содержит сложных задач и абстрактных вопросов. С экзаменом легко справляются школьники с гуманитарным типом мышления, поскольку для большинства задач требуется элементарная логика и базовые знания.
На решение одной задачи у школьника есть всего 9 минут. Распределить время на экзамене я рекомендую следующим образом: сначала решить задания, которые кажутся простыми, проверить ответы и перенести значения в бланк работы. Это своеобразная разминка. Оставшееся время можно потратить на внимательное изучение задач, которые показались сложными: для правильного ответа зачастую достаточно внимательно прочитать условия. Нужно учитывать, что в некоторых заданиях может быть более одного правильного ответа. Но приводить все допустимые значения не требуется. Наоборот, я рекомендую этого не делать, поскольку дополнительных баллов это не принесет, а вероятность ошибки повышается.
Практика показывает, что отведенных на тестирование трех часов выпускникам хватает, чтобы справиться со всеми заданиями и несколько раз перепроверить себя. На мой взгляд, базовый ЕГЭ по математике — один из самых легких экзаменов, с которым справляется большинство школьников без каких-либо затруднений.
Алексей Постный, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок»:
— Задания базового уровня в большинстве своем проверяют основные умения: выполнение математических операций с целыми числами, обычными и десятичными дробями, использование формул, применение алгоритмов решения простейших уравнений и неравенств разных типов. Так что при подготовке стоит обратить внимание именно на эти навыки, которые можно отработать решением множества примеров и задач. А вот запоминанию формул и свойств можно уделить меньше внимания: на экзамене вам выдадут справочные материалы, в которых записано большинство необходимых формул и свойств.
Хорошистам и отличникам по математике такая направленность заданий не создает проблем. А вот для остальных она представляет существенные трудности. Ведь зачастую в школах таких учеников ориентируют на минимальные знания по предмету, не уделяя внимание развитию навыков. Для ученика решением проблемы будет отработка этих самых навыков: или самостоятельно (с помощью онлайн-тренажеров), или под руководством репетитора. А для учителя это хороший повод изменить подход к обучению.