ЕГЭ по иностранному языку в 2025 году

Полезные советы

Анна Устинова
Автор КП

Общая информация

Иностранный язык — это предмет на ЕГЭ по выбору. Часто выпускники отдают предпочтение именно этому экзамену, потому что он требуется для поступления на многие направления подготовки. Среди них филология, туризм, реклама и связи с общественностью, культурология, история и другие.

На экзамен по иностранному языку отводится 190 минут. За это время выпускник сдает письменную часть работы. Устная часть экзамена проводится в отдельный день. Время на устный экзамен — 17 минут вместе с подготовкой. На экзамене по китайскому языку на говорение отводится 14 минут. Говорение — единственная часть экзамена, которую школьник может пропустить и не сдавать.

Основные изменения в ЕГЭ по иностранному языку

В ЕГЭ по европейским иностранным языкам 2025 уточнены формулировки задания 38 письменной части, а также формулировки и критерии оценивания задания 4 в устной части. Задания с 19 по 24 письменной части теперь могут быть даны как на одном, так и на двух текстах.

В экзамене по китайскому скорректированы формулировки задания 28 письменной части, задания 3 устной части и дополнительных схем оценивания выполнения задания 28 письменной части и
задания 2 устной части, а также критерии оценивания ответов на задание 28 письменной части и задание 3 устной части.

Расписание

ЕГЭ по иностранному языку проходит в два периода: досрочный и основной. Для каждого периода предусмотрены резервные дни.

В 2024 году досрочный период сдачи ЕГЭ по иностранному языку назначен на 30 марта и 14 апреля.

В основной период 13 июня школьники сдавали письменную часть экзамена, а 16 и 17 июня — устную часть. Резервные дни намечены на 27 июня и 1 июля.

Задания

Структура контрольных измерительных материалов схожа для каждого из пяти языков, предлагаемых для сдачи экзамена. Задания ЕГЭ по иностранному языку делятся на две части: письменная и устная. Письменная часть состоит из четырех разделов: аудирование (9 заданий), чтение (9 заданий), грамматика и лексика (18 заданий), письмо (2 задания).

В заданиях на аудирование экзаменуемый должен прослушать записи и установить соответствие, а также выбрать один из трех правильных ответов.

В заданиях на чтение нужно ознакомиться с текстами. После этого нужно установить соответствия между заголовком и текстом, подставить фразы в предложения и ответить на вопросы по прочитанному фрагменту.

Задания на грамматику и лексику предлагают экзаменуемому подобрать правильную форму слова. В первом случае учащийся формирует слово из данного инфинитива, а во втором — выбирает один из четырех ответов.

Последняя часть письменного экзамена проверяет письменную речь. Она состоит из двух частей: письма и комментария в контексте условного проекта. Оба ответа должны иметь четкую структуру.

В устной части предусмотрено четыре задания. Выпускнику предлагается прочитать текст, задать вопросы к картинке, ответить на вопросы в формате интервью и сравнить два изображения.

Критерии оценивания

За каждое задание с кратким ответом выпускник получает по одному баллу. Развернутые ответы (раздел "Письмо") оценивает комиссия экспертов. Важным требованием к письменной части является решение коммуникативной задачи. Если этот критерий не выполнен, за все задание ставится 0 баллов. Проверяется также умение выпускника выражать свое мнение в письменной форме.

В устной части оценивается восприимчивость речи, соответствие ответа поставленной задаче, а также полнота содержания.

Баллы

Минимальный проходной балл для сдачи экзамена — 22, для поступления в университеты — 30. Вузы могут устанавливать свой проходной балл — эту информацию стоит уточнить на сайте учебного заведения.

Что касается китайского языка, то минимальный первичный балл для сдачи экзамена 17 (22 тестовых), для поступления в вуз — 24 (30 тестовых).

Пересдача

Если выпускник не доволен своим результатом, он может подать заявление на вторую попытку. Результаты первой при этом будут анннулированы.

Также если выпускник не согласен с результатами экзамена, он может оспорить их, подав апелляцию. Заявления принимаются в течение двух дней со дня публикации результатов ЕГЭ.

Мнение эксперта

Татьяна Юрьевна Одинцова , преподаватель английского языка, педагогический стаж 12 лет:

— Самой большой проблемой на экзамене ежегодно становится эссе. С 2022 года это задание носит проектный характер. Ребятам не всегда удается правильно интерпретировать тему высказывания. Очень часто они отходят от темы и в результате получают 0 баллов. Этот раздел и по статистике получил самый низкий процент выполнения задания (62,6%).

На втором месте — устная часть, которую нужно сдавать на компьютере. Выпускники часто волнуются, забывают слова или не могут совладать с техникой. Более того, часто приходится ждать своей очереди по несколько часов.

Третье место я бы отдала заданиям по аудированию. Сложности обычно вызваны не очень хорошим качеством техники или записи (на это жалуются многие ребята). Но большая часть ошибок связана с невнимательностью и недостаточно развитыми умениями слушать.

Проблемы возникают также из-за огромного количества мифов и слухов, которые существуют в интернете о ЕГЭ. Чтобы их избежать, и учителю, и ученику стоит внимательно изучить критерии оценивания и кодификатор.

Если говорить о преимуществах ЕГЭ по иностранному языку, то стоит отметить соответствие международным стандартам. Несмотря на то что мы идем своим путем, придерживаясь российского федерального стандарта, разработчики КИМов стараются прислушиваться к мнению учителей, учеников. Каждый год мы получаем слегка обновленные версии экзамена. Так, например, у нас появилась возможность выбора тем эссе в ЕГЭ. В целом формат заданий очень похож на зарубежные экзамены. Более того, грамматические и лексические темы абсолютно соответствуют тому, что проходят в школе.

Из недостатков экзамена я бы отметила большое количество мифов, которые окружают ЕГЭ. Устная часть, на мой взгляд, тоже довольно слабое место экзамена. Текущий формат неплохо бы усовершенствовать.

При подготовке в первую очередь я рекомендую заниматься повышением общего уровня языка. Чтобы получить высокие баллы, учащийся должен обладать высоким уровнем (В2 /В2+ по общеевропейской шкале). Тем не менее, зная требования к экзамену, сдать его на средний балл вполне возможно.

Необходимо слушать как можно больше. И это не столько аудирование из экзамена, сколько интервью, фильмы и сериалы на иностранном языке. Не стоит пытаться заучить наизусть какие-то отрывки из устной или письменной части, лучше чаще тренироваться. И наконец, не заниматься только по тестовым сборникам, важнее всячески расширять свой словарный запас.

Говоря о конкретных заданиях, я могу дать следующие рекомендации. Чтобы успешно справиться с заданиями на аудирование, нужно чаще слушать. Не пытайтесь понять каждое слово, а старайтесь уловить смысл.

Задания по грамматике и лексике легко выполнить успешно, если не торопиться. Многие ученики заносят в бланк ответа слова с ошибками просто из-за невнимательности.

В письме и эссе прежде всего нужно уметь считать слова. К сожалению, очень часто ребята торопятся и не считают количество слов. В письме, если слов меньше 90, работа проверяться не будет. Превышение лимита слов (больше 275) чревато тем, что проверят только официально разрешенное количество слов (250).

При подготовке к устной части не заучивайте тексты заранее. Чаще описывайте картинки, анализируйте их содержание и старайтесь замечать детали. Помните, не существует никаких "секретных" фраз. Есть только критерии оценивания и кодификатор. Содержание и оценка определяются именно этими двумя достаточно прозрачными документами. Задача ученика на ЕГЭ — продемонстрировать усвоение школьной программы.

Подумайте, как подготовка к экзамену поможет повысить уровень языка в целом. Не занимайтесь только механическим решением тестов. Готовьтесь к ЕГЭ с удовольствием, понимая, что жизнь не ограничивается только этим экзаменом.

КП
Реклама О проекте