Красносельский район можно назвать Москвой в миниатюре. Подобно тому, как меняется от центра к окраинам столица, меняется и этот район, протянувшийся от Лубянки до ТТК.
Ближе к центру, внутри Садового кольца, — царство «старой» Москвы со всеми ее прелестями и горестями: уютными переулками, дореволюционными домами, памятниками и храмами, почти полным отсутствием новостроек и заоблачными ценами за квадратный метр. За Садовым — суровый индустриальный город советской эпохи с хрущевками, тремя вокзалами и, при этом, отличной транспортной доступностью. Еще дальше — с обеих сторон от ТТК — множество автомобилей, промзоны и невысокие цены на квартиры при статусе принадлежности к ЦАО. Вместе с экспертами разбираемся, стоит ли покупать жилье в Красносельском районе, в какой его части, и сколько оно будет стоить.
Территория, которую сегодня занимает Красносельский район, была известна еще в ХV веке — здесь, в начале дороги на Ярославль, располагалось село Красное. В то время великий князь Василий I передал село во владение своему сыну, позднее известному как Василий Темный. Новый хозяин села оказался талантливым управленцем. При нем Красное и получило свое название, буквально означающее «красивое»: село, и без того расположенное в живописном месте, привели в порядок и обустроили, сделав его по меркам тех лет максимально комфортным для жизни. Но Москва разрасталась быстро: не прошло и трех веков, как Красное село было присоединено к столице, а его улочки получили название Красносельских.
Современный Красносельский район относится к Центральному административному округу Москвы. По форме он напоминает треугольник, который вершиной устремлен в сторону Кремля, и расширяется на северо-восток. Соседние районы: Мещанский, Тверской, Басманный и Сокольники.
4,96 км2 — площадь Красносельского района |
7-е место площади занимает район в ЦАО |
49 тыс. человек проживают в Красносельском районе |
Плюсы
Минусы
Красносельский район считается одним из наиболее доступных в ЦАО. Все дело в его неоднородности — в район включены как более элитные локации внутри Садового кольца (Лубянка, Мясницкая улица, Сретенский бульвар), так и территории за его пределами, окруженные железнодорожными развязками, промзонами и ТТК. Если в первом случае цены на жилье — и на первичное, и на вторичное — будут стремиться к бесконечности, то во втором можно найти достаточно бюджетные варианты.
Редкие и недешевые: новостройки Красносельского района
Плотная историческая застройка внутри Садового, большое количество промзон за его пределами делает реализацию крупных новых проектов практически невозможной. Потому застройка происходит точечно, а стоимость земли не позволяет девелоперам возводить жилые комплексы уровнем ниже бизнес-класса. Планируя приобрести жилье в новостройке, уточняйте его статус — многие ЖК продают не квартиры, а апартаменты, что подходит не для всех покупателей.
Дореволюционные дома и ветхие хрущевки: вторичное жилье в Красносельском районе
На рынке вторичного жилья ожидаемо гораздо более богатый выбор. Жилой фонд поражает разнообразием. Внутри Садового кольца можно встретить предложения о продаже квартир в бывших усадьбах и дореволюционных доходных домах. За его пределами преобладают многоквартирники советских времен, «панельки», частично обветшавшие и попавшие под программу реновации. Особняком стоят жилые комплексы, построенные в 2000-х годах, которые относятся к категории вторичного жилья, однако пользуются наибольшим спросом как компромиссный вариант между более старыми и ветхими домами и неподъемно дорогими новыми ЖК.
Выгодное вложение: стоит ли инвестировать в жилье в Красносельском районе
Жилье в ЦАО — практически всегда отличная инвестиция на будущее. Это касается и покупки квартиры под дальнейшую аренду, и под перепродажу.
— Красносельский район является перспективной локацией с точки зрения инвестиций в недвижимость, — комментируют представители Авито Недвижимость. — Благодаря льготной программе по ипотеке, распространяющейся на новостройки, низкому уровню ипотечной ставки на вторичное жилье и нестабильному курсу рубля, средняя стоимость жилья уверенно растет. Поэтому текущую ситуацию можно назвать благоприятной для приобретения качественной недвижимости, однако перед покупкой стоит проверить жилье на наличие юридических рисков.
По карману: цены на недвижимость в Красносельском районе
Текущие цены на жилье в Красносельском районе приводит Александр Козлов, коммерческий директор «Концерн РУСИЧ»:
Стоимость квартир на первичном рынке жилья
Студии | от 13,9 млн руб. до 22,7 млн руб. |
Однокомнатные | от 10,7 млн руб. до 20 млн руб. |
Двухкомнатные | от 18 млн руб. до 86 млн руб. |
Трехкомнатные | от 16,9 млн руб. до 123 млн руб. |
Стоимость квартир на вторичном рынке жилья
Студии | от 9 млн руб. до 14,3 млн руб. |
Однокомнатные | от 8 млн руб. до 17,8 млн руб. |
Двухкомнатные | от 9,7 млн руб. до 62 млн руб. |
Трехкомнатные | от 12 млн руб. до 125 млн руб. |
Транспортное ядро района — площадь трех вокзалов. Это буквально сердце Краснопресненского — даже географически она находится в самом его центре. Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы, а также их пригородные платформы, с одной стороны, обеспечивают жителям района удобство транспортной доступности — на электричках и МЦД можно путешествовать и по Москве, и по нескольким подмосковным направлениям, на поездах — совершать поездки в другие города. С другой стороны, подобное место — источник вечного шума, многолюдья и суеты, поэтому жизнь вблизи трех вокзалов — удовольствие сомнительное.
Станций метро в районе семь, и все они удобно располагаются по всей длине Красносельского. В какой бы части района вы ни жили, скорее всего, пешая доступность до ближайшей станции вам будет обеспечена.
Территорию района с другими частями Москвы, помимо метро, связывает наземный транспорт: это полтора десятка автобусных маршрутов, шесть трамвайных, и — изюминка района — троллейбусный маршрут Т, последний сохранившийся в Москве после прекращения движения столичных троллейбусов в августе 2020-го. Маршрут Т — дань памяти и знак уважения московскому троллейбусу, существовавшему с 1933 года.
Основные автомобильные магистрали района — ТТК, Проспект Сахарова, Садовое кольцо, проспект Мира, Каланчевская, Краснопрудная и Русаковская улицы. Несмотря на количество крупных дорог, местные жители жалуются на частые пробки и общую загруженность транспортной системы. Ситуация ухудшается близостью Бабаевской фабрики и периодически выстраивающейся к ней очередью из фур, а также не всегда рациональным благоустройством — расширение тротуаров приводит к сокращению количества полос на дорогах и, как следствие, к еще более длинным пробкам. Парковка в районе, как и везде в центре, преимущественно платная.
Государственная медицина представлена сетью взрослых и детских поликлиник и их филиалов. Медучреждений немного, но, поскольку плотность населения района сама по себе невелика, с нагрузкой они справляются. Частных медицинских центров в районе тоже в достатке. Встречаются как узкопрофильные клиники (стоматологические, гинекологические, урологические и т.д.), так и многопрофильные.
В Красносельском районе работают более десяти государственных детских садов и несколько частных. Открыты школы и лицеи, как общеобразовательные, так и с углубленным изучением отдельных предметов. Наиболее известные из них — частный лицей «Ступени», Пушкинский лицей №1500 и школа №1525, ранее известная как лицей «Воробьевы горы». Отдельно стоит упомянуть, что на территории района находится французский лицей имени Александра Дюма для детей французских граждан, проживающих на территории России.
Помимо учреждений общего образования, в Красносельском районе находятся музыкальные, спортивные, церковно-приходские школы, детские культурные и досуговые центры.
В районе расположены корпуса известных российских вузов: Высшей школы экономики, Московского государственного педагогического университета, Академии Глазунова, Института мировых цивилизаций и т.д.
Назвать Красносельский район зеленым, увы, нельзя — парковых зон здесь немного, а те, что есть, — совсем небольшие. Чаще всего жители гуляют в скверах и на бульварах, эпизодически расположенных в разных частях: кусочек Сретенского бульвара на юго-западе района, Лермонтовский сквер напротив сталинской высотки, Грохольский сквер на западе.
Впрочем, относительно близко находятся парки соседних районов, чем особенно любят пользоваться жители приграничных локаций.
Красносельский — типичный индустриальный район. Здесь мало зелени и много промзон, в том числе до сих пор функционирующих. Подобное сочетание неизбежно приводит к напряженной экологической обстановке. Ситуацию ухудшает огромное количество машин и пробки, в которых они оказываются. Но есть и смягчающий фактор: соседство с Сокольниками и находящимся в них Лосиным островом несколько улучшает ситуацию.
Музеи, театры, концертные залы — варианты культурного досуга представлены здесь в изобилии и под любой интерес. Неравнодушны к поездам — отправляйтесь в Музей железной дороги. Цените прекрасное — вам в Музей наивного искусства. Сладкоежки найдут для себя что-то интересное в Музее истории шоколада, а представители госслужбы могут узнать историю своей профессии в Музее таможенного дела и Музее истории ОВД. Театралам тоже есть, где разгуляться: театр Et Cetera, Театр русской драмы, камерный театр «Диалог» и другие — далеко ходить не придется, но билетами стоит озаботиться заранее.
Также в Красносельском районе открыты четыре библиотеки и несколько кинотеатров, причем среди последних есть те, что работают в формате антикафе — вы арендуете зал и смотрите кино только со своей компанией.
В Красносельском работают несколько торговых центров, есть отдельно стоящие крупные хозяйственно-строительные магазины. По району разбросаны супермаркеты известных торговых сетей в разных ценовых сегментах: от эконом- до премиального. Однако магазины рассредоточены неравномерно, поэтому не у всех жителей продуктовые магазины оказываются в ближайшей пешей доступности.
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Основанный в XIV веке и прошедший через множество невзгод, как и многие православные обители. Сегодня этот монастырь является действующим, к нему также относятся несколько расположенных отдельно церквей и скитов.
Адрес | 2-й Красносельский переулок, 7 |
Сталинские высотки
Из семи сталинских высоток, в Красносельском районе находятся две. Первая располагается рядом с Комсомольской площадью, другая — на площади Красных ворот.
Адрес | Каланчевская ул., 21/40 и Садовая-Спасская ул., 21 |
Необычные памятники
Прогуливаясь по району, легко набрести на некоторые весьма неожиданные достопримечательности.
Памятников в Красносельском множество, вот самые интересные из них:
Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
— Красносельский район имеет сложную конфигурацию: его территория начинается на Лубянке и выходит за пределы ТТК. Поэтому локации имеют разную степень привлекательности и пользуются спросом среди разных категорий покупателей. Территория внутри Садового кольца (между Мясницкой и Большой Лубянкой, переходящей в Сретенку) — это уютный центр города с тихими переулками. Локация считается престижной и содержит множество объектов инфраструктуры — в первую очередь культурно-развлекательных. За пределами Садового кольца находится менее престижная локация. Площадь трех вокзалов, множество железнодорожных путей и промышленная зона отпугивают потенциальных жильцов.
Александр Козлов, коммерческий директор «Концерн РУСИЧ»:
— Из неоспоримых плюсов района — развитая транспортная инфраструктура, на его территории находятся 7 станций метро, железнодорожный узел с тремя вокзалами, а также крупные городские магистрали — ТТК, Садовое кольцо. На 2020-й год Красносельский район находится на 11-м месте в рейтинге столичных районов по уровню цен на жилье, что также является преимуществом для тех, кто мечтает жить в центре, но не хочет переплачивать. Отталкивающим фактором для многих покупателей выступает высокий пассажирский трафик, который неизбежен из-за функционирующих вокзалов, а также промзоны с крупными производствами — «Московский молочный комбинат №1», «Большевичка», «Мостекстильпром».
Ирина Евдокимова, руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG:
— Красносельский район является одним из самых развитых в плане транспортной инфраструктуры. На территории района расположен крупнейший в столице железнодорожный узел, включающий в себя три вокзала: Ярославский, Казанский и Ленинградский. Социальная инфраструктура Красносельского развита меньше по сравнению с другими районами ЦАО. Сосредоточение крупных производственных комплексов, скопление большегрузного транспорта, размещение привокзальной инфраструктуры негативно отражается на выборе потенциальных покупателей, в то же время, предоставляется возможность приобрести сравнительно недорогое жилье в центре города.
Анна, 38 лет, директор по маркетингу:
— Два года назад я приобрела в ипотеку жилье в новостройке в районе Сретенского бульвара — двухкомнатные апартаменты. Этот кредит я до сих пор выплачиваю. За время жизни в районе я ни разу не пожалела о своем решении выбрать дом именно здесь. Я воспитываю дочь, и мне важно, чтобы она могла получить хорошее образование, была включена в культурную жизнь. Недалеко от нас есть отличная школа, куда она ходит, а каждые выходные я стараюсь водить ее в театр или музей. Я не фанат личного транспорта, поэтому шаговая доступность до основных достопримечательностей лично для меня — большой плюс.
Из минусов могу выделить разве что вечный гул машин — Москва ведь никогда не спит, а ее центр — тем более. Однако к нему быстро привыкаешь. И не хватает зелени, конечно — все укатано в бетон. Но мы часто ездим в гости к родителям в Подмосковье, поэтому недостаток свежего воздуха компенсируем там.
Петр, 20 лет, студент:
— Я родился и вырос в Красносельском районе, мой дом находится недалеко от станции метро «Красные ворота». Сейчас я учусь в Вышке, мой корпус находится в 20 минутах ходьбы от дома. Во многом поэтому я до сих пор не съехал из родительской квартиры.
Район мне нравился всегда — я его изучил как свои пять пальцев, далеко уезжать отсюда мне бы не хотелось. Я планирую покупку собственной небольшой квартиры после окончания университета, думаю, что останусь в Красносельском.