Текст: Евгений БЕЛЯКОВ
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Как чеканятся монеты к чемпионату мира по футболу
Многие туристы, приезжающие в Питер, заходят в Петропавловскую крепость. И даже посещают расположенный там «Музей истории денег». Вот только немногие знают, что в соседнем здании работает Санкт-Петербургский монетный двор. Одно из Северо-западных подразделений АО «Гознак», которое чеканит металлические деньги для государственных нужд. Причем не только обычные пяти- и десятирублевки. В преддверии чемпионата мира по футболу было выпущено несколько памятных монет, в том числе из драгоценных металлов. Корреспонденты «КП» побывали в секретных цехах этого учреждения, чтобы посмотреть, как чеканят коллекционные монеты, посвященные мундиалю.
От слитка — к заготовке
Основой для изготовления монет являются мерные слитки, золотые или серебряные. Их привозят из Центробанка. Внутри Монетного двора — небольшое металлургическое производство. Слитки отправляют в печь. При необходимости (например, чтобы получить 925-ю пробу) добавляют медь (7,5% от общей массы). Расплавленный металл вытягивают из печи. Его охлаждают и нарезают на пластины по 400 мм длиной.
Затем их прокатывают, чтобы получить нужную толщину. А потом из полученных листов металла вырезают круглые заготовки. Еще несколько операций, и они превратятся в настоящие монеты.
Первая операция — гурчение. Заготовку пропускают через специальный аппарат, в котором будущая монета под давлением делает полный оборот. Суть гурчения в том, что на заготовке появляется специальный бортик. Он нужен для двух вещей. Во-первых, благодаря ему на дальнейших операциях заготовки между собой не слипаются. Во-вторых, наличие бортика снижает усилие, необходимое при чеканке. Это экономит ресурсы.
Вторая операция — термообработка. Заготовки пропускают через специальную печь, где сначала их нагревают при температуре 700 градусов по Цельсию, а затем медленно охлаждают. Эта операция повышает пластичность и снижает твердость заготовок. В результате они становятся более подвержены холодному деформированию. В этом случае качество чеканки выше.
Третья операция — непосредственно чеканка. Станок работает следующим образом. В нем устанавливаются два штемпеля: лицевой и оборотный. Они тоже изготавливаются на Монетном дворе. Заготовка для монеты укладывается на нижний штемпель и сжимается (чеканится) верхним штемпелем. Усилие составляет около 2300 килоньютонов (для монет диаметром 39 мм). Это около двухсот тонн. Каждый штемпель меняют через каждые 20 — 100 изделий (в зависимости от износа).
Процесс чеканки идет круглосуточно — в три смены по 8 часов. Мастера работают вручную. Норма для каждого — 300 монет за смену. Автоматизировать процесс при производстве монет качества Proof (см. «Словарик КП») невозможно. Это резко увеличит долю брака, и будет сложно добиться коллекционного качества.
Как рассказывают сотрудники, если раньше норма для одного мастера на участке чеканки была около 100 монет за смену, то теперь она составляет не менее 300 монет. Производительность труда, как и везде, постоянно растет.
Инвестиционные монеты делаются проще. Они ценятся за вес металла, а не за коллекционные или художественные качества. Поэтому их чеканят не вручную, а с помощью автоматической подачи. Задача мастера — подавать заготовки и следить за качеством. В этом случае норма составляет около 1250 штук за смену.
Не все изделия годные
Сюда попадает вся продукция с участка чеканки. Контролеры с лупой проверяют каждую монетку — на предмет соответствия высоким стандартам качества. Если монета годная, она остается в лотке. Негодные отправляются на переплавку.
Дефекты бывают различные: микро-царапины, налипания во время чеканки, попавшая под пресс пыль. Отбор очень жесткий. Доля брака по монетам качества Proof — до 40%. Именно поэтому коллекционные монеты очень ценятся.
Ни грамма налево
На всех объектах «Гознака» действует режим секретности. Работа с драгоценными металлами жестко контролируется. На Монетном дворе постоянно проводится инвентаризация. На каждом этапе металл передается строго под отчет. Сколько получил, столько и должен отдать дальше. Причем речь не о граммах, а о десятых долях грамма. Любые отходы (стружка, капли металла, обрезки) собираются, взвешиваются и отправляются на переплавку.
У каждой операции есть свои нормы. В том числе нормы потерь, которые неизбежны в процессе производства. К примеру, во время переплавки происходит угар — может потеряться до 0,75 граммов с каждого килограмма. Пример: когда металл переливают из воронки, иногда вылетают раскаленные капли, которые потом превращаются в металлические шарики. Поэтому недостающий металл собирается из этих металлических капель.
Со своим металлом на производство нельзя. Каждый сотрудник Монетного двора в начале смены переодевается в рабочую одежду, проходит через металлоискатель. В конце смены — снова проход через рамку. Снимать требуется даже обручальные кольца.
БЫЛ СЛУЧАЙ
Как подделывают монеты
Как известно, среди коллекционеров больше всего ценятся экспонаты с дефектами. В нумизматике это особенно круто. На специальных форумах есть списки монет, которые стоят больших денег. Например, когда на изделии нет знака Монетного двора или другой заводской брак.
Сергей Евстратов, начальник производственно-технологического отдела Санкт-Петербургского монетного двора АО «Гознак»:

— Некоторые мошенники специально делают дефекты на обычных монетах, чтобы выдать их за редкие. К примеру, на каждой монете есть клеймо завода-изготовителя. Его шкурят, полируют и потенциальному покупателю говорят, что это брак монетного двора. Мол, есть всего 10 таких монет по всей России. Находились люди, которые покупали такие монеты за баснословные деньги.
КСТАТИ
Медаль весом пять кило в подарок
Заказывать чеканку может не только государство, но и частные клиенты. Обычно это делают сувенирные лавки, которые продают медали и жетоны туристам. Например, одно время пользовались спросом изделия со знаками Зодиака. Есть и разовые заказы. Например, на медали большой массы — весом 3 — 5 килограммов. На золотые у частников обычно денег не хватает, заказывают серебряные — к юбилею крупной компании или уважаемого человека. Расценки обговариваются индивидуально. Многое зависит от конкретных пожеланий клиента и других нюансов.
ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ
В какие драгоценные монеты можно инвестировать?
Есть два вида драгоценных монет — инвестиционные и памятные. И те, и другие есть в продаже в крупных банках.

Самая распространенная инвестиционная монета — «Георгий Победоносец». Она есть и золотая, и серебряная. Ее стоимость привязана к цене металла. И самый большой плюс — при покупке с покупателя не взимают НДС. Но другие минусы остаются: банки все равно делают наценки при продаже, за качеством монеты надо следить, хранить нужно в надежном месте.
Выбор коллекционных монет на порядки шире. Только в одном отделении банка вам предложат на выбор несколько десятков, а то и сотен разновидностей. Как из России, так и других стран мира. Неофиты в основном выбирают те, что красивее. А профессионалы-нумизматы охотятся за редкими видами (с ограниченным тиражом) или за определенной тематикой (например, дикие звери или конкретный вид спорта). Минус коллекционной монеты — купить ее в банке можно, а продать обратно нельзя. Вторичный оборот только от человека к человеку.
СЛОВАРИК «КП»
Proof — наивысшее качество. Зеркальное поле фона монеты. Рельефно-матовый рисунок.

Proof Light — здесь есть послабления. Маленькие точки допускаются. Но нормальный человек их все равно не увидит.

Uncirculated — обычное качество. Для инвестиционных монет и обычных медно-никелевых.
ВОПРОС РЕБРОМ
Можно ли заработать на коллекционных монетах
Как и при любом коллекционировании — прибыль получают те, кто досконально разбирается в предмете. Они могут отличить оригинал от подделки и понять, будет ли монета расти в цене. Конечно, предугадать это невозможно, но определенные признаки у таких монет есть. А дальше — вопрос скорости. Если тираж монет ограничен, их лучше купить заранее.

Коллекционные монеты лучше покупать в банках. Тогда вместе с самой монетой вы получаете сертификат, который подтверждает ценность и другие характеристики. Обычно коллекционные монеты изготавливаются из драгоценных металлов. Но оценивается они гораздо больше, чем стоимость лома самих металлов. На цену влияет художественная ценность и наценка банка. При перепродаже роль играет еще и коллекционная ценность. Это определяется рыночным способом.
ГАЛЕРЕЯ «КП»
Золотая 50-рублевка
Диаметр — 22,6 мм
Масса драгоценного металла — 7,78 г
Проба — 999
Качество — «пруф»
Тираж — 12 тыс. штук
Серебряные 3-рублевки
Диаметр — 39,0 мм
Масса драгоценного металла — 31,1 г
Проба — 925

Качество — «пруф»
Монета выполнена в 11 исполнениях
Тираж каждой монеты — 24,0 тыс. штук
Инвестиционные монеты: золотая и серебряная
Вес — 7,78 и 31,1 г. соответственно
Диаметр — 22,6 и 39,0 мм. соответственно
Проба — 999
Качество — «анциркулейтед» (без зеркальной поверхности)
Тираж серебряной монеты — 300 тыс. штук
Тираж золотой монеты — 100 тыс. штук
25 рублей из недрагоценных металлов
Диаметр — 27,0 мм
Тиражи — 19,75 млн штук (обычное) и 250 тыс. штук (специальное)
Монета выпущена в трех вариантах и двух исполнениях каждая — обычном и специальном (с цветным талисманом или кубком). Являются законным средством платежа
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Выбирали самые эффектные и динамичные позы футболистов»
Андрей Брынза, художник Дизайнерского центра АО «Гознак», который выполнил эскизы трех серебряных монет номиналом три рубля:

— На монетах обязательно должно было быть изображение городов, в которых пройдут матчи ЧМ. Окно на каждой из монет выполнено в форме стилизованного пера Жар-птицы. При выборе изображений важным критерием была не только узнаваемость города, но и ракурс символа — чтобы изображение смотрелось наиболее выигрышно. Летящий мяч с траекторией полета отгораживает верхнюю часть изображения от нижней, где изображен футболист в момент игры. Работа по поиску эффектных, динамичных поз футболистов длилась долго. Линии и пятна изображения должны были передавать его контрастность и динамику. А сама поза должна была иллюстрировать классическую футбольную технику владения мячом. Что касается технологических приемов, то основополагающим является рельефное изображение. Фон верхней части и фотографическое изображение городов выполнены способом лазерного матирования. Это делается при помощи компьютерной программы, но художник все равно работает над изображением, корректирует тональность, расставляет акценты.
«Хотелось передать состояние спортивного праздника и триумфа»
Сергей Козлов, консультант Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества Департамента наличного денежного обращения Банка России, автор эскиза одной из серебряных монет:

— Поиск художественного решения, как отобразить момент триумфа, когда главный трофей чемпионата оказывается в руках победителя, оказался непростым. Убрали все лишнее. Остались лишь руки, сжимающие кубок, вспышки софитов и лучи прожекторов в небе над стадионом. Технология лазерного матирования позволила изобразить на монете мягкий свет и отблески прожекторов, передающие настроение спортивного праздника и состояние эмоционального подъема. Веерным освещением удалось очертить границы переполненных трибун. Свет прожекторов дает ощущение сумерек, позднего вечера, апофеоза чемпионата. Чтобы руки, сжимающие кубок, не выглядели статичными, а вносили в пространство динамику, пришлось пересмотреть множество фотографий, выбирая требуемое расположение рук, подсознательно рождающее у зрителя эмоции присутствия и триумфа. Кроме лазерного матирования, при изготовлении монеты использовался классический рельеф, выборочное золочение и тампонная печать. Это большой набор технологий, продиктовавший жесткие условия лаконичного символизма.
Made on
Tilda