Как проверить качество бензина на заправке

Всем водителям хочется заправлять свою машину только хорошим топливом. Оно и понятно: двигатель лучше работает, появляется небольшой прирост мощности, свечи дольше служат, дизель зимой не замерзнет. Да и вообще — чем лучше топливо, тем дольше служит машина.

Но мало у кого есть возможность проверить на 100% качество бензина заранее. Поэтому в среде автомобилистов появилось много баек о том, как самому распознать суррогат. Увы, большинство народных методов не работает.

Говорят, существуют люди, которые даже могут по цвету и запаху определить качество бензина. Но живьем таких гуру никто не видел, и секреты их мастерства остаются нераскрытыми.

Гаражное шаманство нас не особо интересует. Ведь есть надежные способы проверить качество топлива, которыми могут воспользоваться все.
Проверь документы
Не уверен, что бензин на заправке хороший, — попроси показать паспорт качества. Это документ с результатами проверки топлива в лаборатории. Для каждой партии каждого вида топлива делается свой паспорт качества — в нем указаны поставщик, экологический класс топлива, содержание серы и примесей, октановое число бензина, цетановое число и температура фильтруемости дизеля, другие ключевые параметры. Без этого документа на заправке топливо продавать нельзя по закону. На АЗС паспорта качества часто висят прямо в помещении, на стенде с информацией.
Лайфхак: на всякий случай посмотри на дату паспорта — она должна быть свежей. Обычно топливо на АЗС привозят раз в день-два.
По бумагам все хорошо, но сомнения остались? Здесь поможет только анализ в специализированной лаборатории. В таких случаях на больших сетевых заправках, например, на АЗС «Газпромнефть», персонал всегда готов помочь клиенту и отобрать пробу. Один образец опечатывается и остается на самой заправке, второй отправляется на исследования в лабораторию.
Третья проба передается клиенту. Он может отдать ее в независимую лабораторию по своему выбору. Но за это уже придется заплатить деньги.

А вот какие приемы определения качества топлива не работают:

Многие уверены: если сразу после заправки автомобиль начал вести себя «не так, как раньше, и явно хуже» — значит топливо на последней АЗС было плохим. Это не так. Во-первых, в системе все равно остался старый бензин, и ему понадобится какое-то время для сгорания. Во-вторых, исправный мотор даже на плохом топливе поначалу будет работать нормально. Рывки в движении могут говорить о том, что со дна бака поднялась грязь или в топливную систему попал конденсат.
Качество топлива было плохое, если после заправки загорелась лампочка «Cheсk». Необязательно. Возможно, просто пора пройти ТО. А еще лампочка может загореться, если долго заливать в бак не лучшее топливо, а потом купить качественный бензин — тогда происходит перенастройка электроники топливной системы.
Нельзя точно проверить октановое число бензина бытовым прибором. Такие устройства дают настолько приблизительный результат, что их даже не сертифицируют госорганы. Сами производители тестеров в инструкции предупреждают: изделие нельзя использования «при разрешении спорных ситуаций на АЗС». Результаты измерения топлива ручным октанометром зависят от температуры воздуха, компонентного состава топлива, от того, какой бензин изучали ранее, и еще от множества вещей. Кроме того, для получения хоть сколько-нибудь адекватного результата прибор нужно калибровать под топливо каждого отдельного производителя, что просто-напросто невозможно в домашних условиях. Иными словами, достоверный результат можно получить лишь в профессиональной лаборатории.
Смотри на объем
Риск недоливов топлива на АЗС сильно преувеличен. К примеру, в сети «Газпромнефть» все колонки на станции пломбируются уполномоченным поверителем и ежемесячно проверяются сервисной организацией на точность выдачи топлива. Если вдруг по какой-то причине обнаружатся отклонения, то насос будет отрегулирован заново. Точность налива определяется специальным мерником. Фактически это металлическая емкость со шкалой, которая способна показать точный объем налитой жидкости. Ее тоже сертифицируют и поверяют на точность. В холодное время года, в силу физико-химических характеристик топлива, допускается незначительное отклонение плюс-минус 50 миллилитров на 10 литров. Но это уже вопрос физических свойств жидкости, а не добросовестности АЗС.
А вот как определить недолив нельзя:

— По паспорту у машины объем бака 50 литров. А по чеку залили 56 литров. Заправщики хотят взять больше денег за якобы налитые литры, которые и поместиться-то не могли! Это доказательство обмана АЗС?

Нет — производитель указывает номинальный объем бака. Фактический объем может быть на 10−15% больше. Свободное место необходимо для увеличения объема бензина и паров топлива в теплое время. Если бак заполнен «под горлышко», то в жару есть риск, что топливо под внутренним давлением начнет где-то подтекать. Еще лишнее место в баке оставляют для предотвращения утечки топлива, когда автомобиль припаркован на горке при полной заправке — запас называется «резервной емкостью для увеличения».

— Насос вместе с топливом гоняет воздух, из-за этого фактически получается недолив — думают многие автомобилисты. На самом деле такое практически невозможно. У всех современных АЗС есть система газовозврата, которая убирает воздух из бензина. Воздух может попасть в пистолет только при механическом повреждении насоса. Это может произойти, если кто-то из водителей с большой силой дернул шланг пистолета — тогда внутри срабатывает предохранительный клапан, не дающий бензину выливаться. Вот тогда из пистолета может начать идти один воздух, но это уже считается поломкой. В этом случае необходимо сразу обратиться к оператору АЗС.
Наша справка
Экологический класс (аналог стандарта «Евро» в странах ЕС) — стандарт качества топлива, определяемый соответствующим техническим регламентом в странах Таможенного союза, в том числе и в России. Он устанавливает предельные нормы содержания в бензинах и других видах топлива вредных веществ, негативно влияющих на окружающую среду, здоровье человека и долговечность двигателя (содержание серы — не более 10 мг/кг).
В настоящее время Евро-5 является высшим экологическим классом в России и единственным видом топлива, разрешенным к обороту. Никаких Евро-6, Евро-7 и проч. не существует.

В чеке вы можете увидеть обозначение класса топлива как «К5». Все дело в том, что обозначения Евро-5, Евро-4, Евро-3 и Евро-2 используются в ЕС. А в России юридически этим видам топлива соответствуют экологические классы — К5, К4, К3 и К2. Экологические классы согласно Техрегламенту Таможенного союза и «Евро» в ЕС по требованиям к содержанию вредных веществ практически идентичны. В нашей стране, как и на Западе, разрешена продажа автомобильного топлива только класса К5 с содержанием серы не более 10 мг/кг.
Кстати: заправляясь на АЗС «Газпромнефть» до 15 июля, ты можешь выиграть билет на четвертьфинал, полуфинал или финальный матч Чемпионата мира по футболу FIFATM. Подробности розыгрыша — у операторов станций. А еще на «Газпромнефти» можно купить гамбургер в форме мяча, футбольную атрибутику и сфотографироваться с волчонком Забивакой — официальным талисманом мирового турнира.
Октановое число (ОЧ) — показывает способность бензина противостоять детонации двигателя при сгорании. Чем оно выше, тем оптимальнее режим работы двигателя, и тем больше мощности у при меньшем расходе топлива благодаря высокой степени сжатия. Каждый мотор рассчитан на работу с определенным октановым числом — это указано в инструкции к автомобилю. Рекомендуем придерживаться требований производителя.

Определяется октановое число двумя методами — исследовательским (в относительно мягком режиме работы одноцилиндрового двигателя) и моторным (на жестком режиме работы двигателя). Разницу между ними называют чувствительностью бензина. Обычно исследовательский метод дает большее число, чем моторный. В привычных нам марках бензина указывается октановое число именно по исследовательскому методу — АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100.
Предельная температура фильтруемости (ПТФ) — самая низкая температура, при которой дизельное топливо сохраняет текучесть и способно проходить через стандартизованную фильтрующую установку в течение определенного времени. Важнейший параметр дизеля в холодное время года и ориентир для автомобилиста. Чтобы дизельный автомобиль завелся и не заглох на морозе, заливайте топливо с температурой фильтруемости на несколько градусов ниже, чем самая низкая ожидаемая в ближайшее время температура воздуха, ведь на быстром ходу происходит дополнительное охлаждение автомобиля.

ПТФ по паспорту качества в норме, а машина не едет? Скорее всего, замерз конденсат в топливном фильтре. Особенно часто это происходит при нестабильной погоде, когда оттепели сменяются резкими морозами. В таком случае замена фильтра решает все проблемы.
Расход топлива (или по-научному «удельный расход») — количество израсходованного машиной горючего с учетом пройденного расстояния.

Увы, КПД даже самых современных двигателей внутреннего сгорания не превышает 50%. То есть 50−85% энергии, полученной при сгорании топлива, теряется в двигателе и трансмиссии. Причем чем меньше загружен двигатель, тем больше потери. Это является одной из главных причин увеличения расхода топлива при движении в городских условиях.

Вопреки распространенному убеждению, на расход влияют далеко не только свойства топлива. Расход резко увеличился? Не спешите сразу винить горючее. Проанализируйте и другие факторы — долгая дорога в горку, боковой ветер и осадки, тяжелый груз, низкое давление в шинах, работающие кондиционер, фары, магнитола и дворники, езда по пробкам, открытые окна. Все это может существенно ускорить сгорание топлива в баке.
Made on
Tilda