Как открыть юридическую фирму с нуля в 2024 году

Сегодня в России действует множество юридических фирм, но открывать бизнес можно и нужно, ведь далеко не все оказывают качественные услуги. Поэтому если человек уверен в себе, готов не только работать с людьми, но и быть предпринимателем, пора действовать. А наша пошаговая инструкция от экспертов поможет запустить бизнес с нуля в 2024 году.

Как открыть юридическую фирму. Фото: globallookpress.com
Екатерина Антонова Основатель коллегии адвокатов «Антонова и партнеры»

— За последние годы появилось много юридических организаций, зарабатывающих недобросовестными методами. В таких «компаниях» целью является не оказание помощи, а заключение договора с клиентом. После этого они создают видимость активной деятельности: отправляет документы — зачастую неграмотно составленные, отправленные не по тому адресу, договариваются о встрече перед началом судебного заседания, сами опаздывают или не приходят вовсе. Эти факторы порождают недоверие потребителей юруслуг ко всем фирмам. С другой стороны, создают спрос на высококвалифицированную помощь, позволяют добропорядочным профессиональным юристам развиваться и увеличивать число клиентов, — рассказывает основатель коллегии адвокатов «Антонова и партнеры» Краснодарского края Екатерина Антонова.

Пошаговая инструкция по открытию юридической фирмы

Чтобы открыть юридическую фирму с нуля, прежде нужно определиться, в какой отрасли права вы хотите работать.

— Большинство споров гражданско-правового характера. Они включают включающие как гражданское, так и трудовое, семейное, земельное и иные отрасли права. Уголовная и административная отрасли также востребованы. Ориентироваться нужно не на популярность той или иной отрасли, а на свои интересы, знания, опыт и предпочтения, — объясняет Екатерина Антонова.

Система регистрации

Прежде чем создавать юридическую фирму нужно принять решение, как вести этот бизнес — выбрать организационно-правовую форму и налоговый режим. Есть три варианта: регистрироваться самозанятым, заводить ИП или ООО.

Самозанятым можно можно стать в считанные минуты при помощи смартфона и фирменного приложения ФНС «Мой налог». Или воспользоваться официальным сайтом налоговой службы. Заниматься бухгалтерией много не придется. Вашим помощником станет телефон и банковские приложения, которые ориентируются на самозанятых. Система прозрачна и интуитивно понятна.

— Несмотря на выгодные условия налогообложения, у самозанятых не должно быть работодателей и наемных работников. Для дальнейшего развития бизнеса, увеличения количества клиентов и дохода не получится привлечь новых сотрудников, — отмечает адвокат.

ИП и ООО открывают больше возможностей для масштабирования бизнеса. Но для них выше налог и более сложная система регистрации. Пакет документов нужно отправлять в ФНС. Налоговая в течение трех рабочих дней после получения должна зарегистрировать юридическое лицо или ИП, либо отказать в регистрации.

Моментом госрегистрации признается внесение налоговым органом записи в соответствующий реестр — ЕГРИП, ЕГРЮЛ. По окончании регистрации юридическому лицу или ИП выдается документ, подтверждающий факт внесения записи, учредительный документ юридического лица, а также документ о постановке на учет в налоговом органе.

Перечень документов

  • Для создание юридического лица

Подписанное заявление о государственной регистрации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительный документ, квитанцию об уплате государственной пошлины.

  • Чтобы открыть ИП

Подписанное заявление о государственной регистрации, копия паспорта или иного удостоверяющего личность документа, квитанция об уплате государственной пошлины, справка о наличии (отсутствии) судимости.

Документы можно отправить почтой, через МФЦ или электронно в отдел ФНС по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также придется определиться с ОКВЭД, по которому собираетесь работать. Эксперт «Комсомолки» рекомендует регистрировать 69.10 — «Деятельность в области права». Он включает наиболее общие виды экономической деятельности юридической фирмы, позволяющие представлять интересы доверителей в судах, подготавливать документы, осуществлять консультации и т.д.

Также если будете арендовать или покупать офис, то придется собрать документы на помещение. Занимаемая площадь должна отвечает санитарным правилам — эту область контролирует Роспотребнадзор и иметь документы по пожарной безопасности, за которой бдит Госпожнадзор.

это интересно
Как открыть ИП
Эксперты составили пошаговую инструкцию для начинающих, где подробно описывается весь процесс.
подробнее

Выбор места размещения

Офис для юридической фирмы может быть небольшим кабинетом или многоэтажным зданием. Его можно купить, арендовать, получить в безвозмездное пользование и т.д. При любом раскладе избежать коммунальных платежей за используемое помещение не удастся.

Что касается места размещения, то здесь как и в любом другом бизнесе, важна транспортная доступность. Если вы не намерены покорять состоятельных клиентов, тогда можно обойтись без гигантских площадей в пентхаусе небоскреба. Вполне можно остановиться на нежилом помещении на первом этаже многоэтажки или снять кабинет в офисном здании. Обратите внимание на количество свободных парковочных мест и не забудьте про людей, которые пользуются общественным транспортом: подход по тротуару должен быть удобным. Неплохо уделить внимание также маломобильным гражданам.

— Изучите инфраструктуру района, контингент, который там проживает, — отмечает эксперт.

Дополнительной рекламой ваших услуг может стать вывеска помещения. Поэтому если есть возможность выбрать помещение у оживленного перекрестка, где мимо будут ходить пешеходы и проезжать авто, все это также станет дополнительным акцентом, который может привести клиентов.

Заказ оборудования

Для открытия юридической фирмы самым необходимым является стол и стул. Однако современный офис так же нужно обеспечить техникой, чтобы в работе все было доведено до автоматизма. Производительные компьютеры, цветные МФУ, интернет — жизненно необходимы сегодня для функционирования юридической фирме.

— Нельзя пренебрегать клиентской зоной, в которой должен быть удобный диван, шкаф или вешалка для верхней одежды, кулер с водой, зона ожидания, где, например, можно выпить чашечку кофе. Должна быть мебель для личных вещей сотрудников: как минимум шкафы для одежды и личные тумбочки. Работа юриста очень трудоемка. Рекомендую приобрести специальные кресла, в которых работать будет максимально удобно. Можно также подумать о комнате отдыха для персонала, — отмечает основатель коллегии адвокатов «Антонова и партнеры» Екатерина Антонова.

Где все это приобрести? Перед предпринимателями открыты два варианта. Первый отлично подойдет для тех, кто хочет оплачивать все с расчетного счета юрлица по безналу. Это найти рознично-торговую компанию, которая продает оборудование для офисов. В каталогах собраны сразу все что нужно бизнесу: мебель, расходники, компьютерная техника. Правда цены выгодными не будут — чуть выше среднерыночных. Зато все можно заказать в одном месте и зачастую с бесплатной доставкой в офис.

Второй вариант подойдет новичкам, которые инвестируют в бизнес личные средства и обладают запасом наличных. Если готовы потратить время, то все можно выбрать в обычных розничных магазинах или на интернет-площадках. Приличная экономия, но существенная трата времени.

Покупка расходных материалов

При запуске юридической фирмы с нуля одной только канцелярией и бумагой не обойтись. Приготовьтесь литрами закупить чернила для МФУ. Лучше сразу при покупке устройства выясните цену комплектующих к нему, расход и доступность краски.

К числу расходников стоит причислить платные версии справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», «Система Юрист». Не лишним будет оформить подписку на профессиональную периодику, кодексы, научную юридическую литературу, чтобы руководитель и подчиненные были в курсе того, что происходит в мире.

Наем персонала

— Все зависит от размера организации. Необходимо сформировать коллектив юристов, по мере увеличения нагрузки-помощников юристов, нанять бухгалтера или воспользоваться бухгалтерскими услугами частных лиц. Так же должен быть секретарь-референт (помощник руководителя, делопроизводитель) и технический персонал. Я также считаю, что можно привлекать менеджеров по продажам юридических услуг, — рассказывает Екатерина Антонова.

это интересно
Бизнес-процессы предприятия
«КП» простыми словами объясняет бизнес-процессы предприятия: рассказываем про виды, особенности и правила внедрения
подробнее

Как привлечь первых клиентов

  1. Запустить удобный и понятный для клиентов сайт.
  2. Вложиться в его продвижение. Для этого лучше обратиться к профильным специалистам, которые занимаются SEO продвижением.
  3. Начать сотрудничать со СМИ: от традиционных видов рекламы до помощи журналистам в создании редакционных материалов.
  4. Охватить социальные сети. Но не просто насоздавать страничек в каждой и забросить. В идеале определиться со стратегией продвижения. Возможно стоит нанять SMM специалиста. При должной харизматичности руководителя и сотрудников можно продвигать бренд через личные страницы.
  5. Заложить бюджет на рекламу. Эффективное является контекстная — на сайтах и в поисковиках. При грамотно построенной рекламной кампании могут сработать видеоролики, фотосъемки и наружное размещение.

Распространенные ошибки

Когда начинающие предприниматели решают открыть юридическую фирму с нуля, то большинство совершает одни и те же ошибки.

  • Юристы спешат арендовать большое помещение и, после непродолжительной работы, не могут окупить аренду.
  • Берутся за все дела сразу, тогда как нужно определиться с занимаемой нишей.
  • Нанимают большое количество персонала, или обещают слишком высокую заработную плату и не могут впоследствии ее выплатить.
  • Начинают юридическую практику без наличия минимально необходимой базы знаний и жизненного опыта.
  • Думают, что в этой сфере услуг можно сразу заработать больших денег.
это интересно
Деньги на открытие и развитие бизнеса
Эксперты дают советы начинающим бизнесменам по вопросу поиска стартового капитала.
Подробнее

Сколько стоит открыть юридическую фирму

— Открытие юридической фирмы сегодня обойдется в приличную сумму. Нужно ответственно подходить к принятию таких решений, так как велик риск потерять вложения. Стоимость открытия юридической фирмы «под ключ» в зависимости от региона России может варьироваться в начальных суммах затрат от 1 до 3 млн рублей, — резюмирует наш эксперт.

Пункт расходовПриблизительные траты
Два стационарных компьютера-моноблока70 000 рублей
Два ноутбука80 000 рублей
МФУ10 000 рублей
Компьютерная периферия (клавиатуры, мыши, колонки)5000 рублей
Офисная мебель (по три кресла, стула, шкафа, стола)100 000 рублей
Диван и два кресла для ожидания50 000 рублей
Кулер5000 рублей
Регистрация, оформление организационно-правовой формы, проверки инспекцийоколо 20 000 рублей
Аренда помещенияот 30 000 рублей
Косметический ремонт помещенияот 20 000 рублей
Подписка на онлайн-сервисы и профессиональную периодику20 000 рублей
Закуп канцелярии и бумаги5000 рублей
Бюджет на рекламуот 50 000 рублей
Зарплатный фонд и затраты на бухгалтериюиндивидуально
Создание сайтаот 50 000 рублей

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте