Турагентская деятельность долгие годы привлекает сотни тысяч людей в нашей стране самого разного возраста. Собственные путешествия по выгодным ценам, многочисленные рекламные туры, да еще и деньги за это платят немалые. Так ли все радужно на самом деле, особенно в 2024 году? Разбираемся вместе с экспертами, как открыть турагентство с нуля и сделать успешный бизнес.
В первую очередь, разберемся простым языком с понятием «турагентство». Турагент – это некий посредник, который продает уже готовые и сформированные Туроператором туры и получает за это некое вознаграждение от Туроператора (т.е. туры продаются по цене Туроператора, наценять на них и пытаться продать Клиенту дороже, чем есть на самом деле – не нужно). По сути, это просто продавец туристических услуг. Но чтобы продержаться на рынке долго и получать от работы хорошую прибыль, нужно быть очень хорошим продавцом, потому что только в Москве зарегистрировано десятки тысяч турагентств и около 15% из них ежегодно закрываются.
— Прежде чем открывать турагентство, на мой взгляд, нужно немного разобраться в отрасли и специфике работы. Лучше всего это получится, если устроиться работать турагентом или его помощником в какое-нибудь турагентство (желательно большое, сетевое или просто успешное по определенным показателям, чтобы там не пришлось скучать). Идеальным периодом будет весна-лето, т.к. в этот период на работу берут почти всех (и с опытом, и без опыта). Перед летним сезоном всегда не хватает рук, работа кипит, возникает много самых разных ситуаций как с Клиентами, так и с Туроператорами. Этот период будет отличной школой, после которой вы либо наберетесь смелости открыть свое агентство, либо навсегда забросите эту мысль, — отмечает Маргарита Пшинник, бывшая владелица и генеральный директор туристического агентства с годовым оборотом 45 млн. рублей.
Итак, вы решили, что хотите свой туристический бизнес. Теперь нужно официально его зарегистрировать. Большинство выбирает в качестве правовой формы ООО (Общество с ограниченной ответственностью), но некоторые работают и под ИП (Индивидуальный предприниматель). В случае с ИП предприниматель в конфликтных (судебных) ситуациях платит сразу своим имуществом, с ООО (на первых стадиях конфликта) – уставным капиталом, который может быть всего 10 000 (десять тысяч) рублей.
Выбираем название – оно может быть любым, даже тем, что уже кем-то используется. Совсем необязательно давать официальное имя с туристическим уклоном. Если вдруг турагентская деятельность не заладится, потом сможете использовать это юридическое лицо для других дел. Я руководствовалась правилом «как корабль назовешь – так он и поплывет», и вот уже почти 10 лет турагентство, созданное мной, стабильно чувствует себя на туристическом рынке и неоднократно было среди лидеров продаж по Москве. Название турагенства может быть таким же как название ООО, а может быть другим или его может не быть совсем. Если вы решите работать под франшизой, то вам не придется об этом думать. Если решите развивать себя как самостоятельный бренд, то оно пригодится хотя бы для ведения социальных сетей и какой-то минимальной рекламы. Опыт показывает, что слишком долго думать над ним не стоит – здесь главное наполнение, а не внешний вид.
Далее, решаете кто будет генеральным директором, кто – учредителем. Если вы один – все просто, если в компании с подружкой или мужем, то договариваетесь до регистрации компании. Также на этом этапе нужно выбрать систему налогообложения компании. Лучше проконсультироваться с бухгалтером, знающим специфику работы агентского бизнеса и, в частности, турагентства. Большинство работают на упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы» со ставкой 15%.
Можно подготовить все необходимые документы самим:
А можно обратиться в компанию, специализирующуюся на таких услугах. Самое главное, не забыть прописать в видах экономической деятельности будущей компании код ОКВЭД 79.11 – деятельность туристических агентств. Без него партнеры откажут в договорных отношениях, и деятельность будет незаконна.
После того как ваша компания «родилась» юридически, вы можете приступать к работе. На этом этапе было бы здорово понять, а что именно вы хотите продавать:
Или просто универсальное турагентство, каких большинство. Если вы еще не определились, то можно пока не относить и не рекламировать себя как что-то узкоспециализированное. В ходе работы вы поймете, кто больше всего, зачем и почему к вам обращается, с кем и с чем больше нравится работать, и при необходимости переквалифицируетесь только в продажу люксовых Мальдив. Но нужно понимать, что незнакомый человек скорее всего не пойдет покупать тур за полмиллиона в темную коморку под лестницей какого-то полузаброшенного особняка в кривом переулке. Поэтому было бы здорово продумать и просчитать свои возможности о том, какой офис и где вы хотите иметь.
На этом этапе можно рассмотреть работу по франшизе. Это может быть бренд какого-то известного туроператора (Корал, Санмар, Интурист, Анекс, Туи, Пегас и др.) или сети турагенств (Горячие туры, Магазин горящих путевок, 1001 тур, Розовый слон, Слетать.ру, География и пр.). Обычно у них есть предпочтения по расположению, размеру и оформлению офиса, что с одной стороны сужает ваши поиски, а с другой – накладывает определенные обязательства и добавляет расходы. На начальном этапе, возможно, это неплохой вариант – привлекательность бренда может дать Клиентов, но это не точно.
Большинство стараются открыть офис ближе к центру города, чтобы было удобнее добираться с любой стороны. Но это приводит к огромной конкуренции и высоким ценам на аренду. Кто-то выбирает торговые центры из-за большой проходимости. А есть совершенные счастливчики, которые открыли единственный офис в какой-нибудь рабочей почти промзоне и не имеют отбоя от Клиентов, потому что в обеденный перерыв, перед работой или после все к ним заходят по пути, чтобы не ехать отдельно в другое место. Выбирать место нужно по многим факторам;
На самом деле, самое первое время можно работать и дома, если вы к этому готовы, и у вас есть клиенты. Свои первые полгода я принимала в однокомнатной квартире. Но это были почти все знакомые или знакомые знакомых. Никакой рекламы и даже сайта не было. Был только студенческий форум университета, который мы с мужем закончили. Моего тогда еще молодого человека там хорошо знали по его активности, и он просто написал в далеком 2009 году «Мы открыли турагентство, мы свои, обращайтесь», и почти каждый день мне начали приходить письма на подбор тура. В те годы Клиентам не обязательно было выбивать кассовый чек, можно было заполнить на прием денежных средств бланк строгой отчетности, которые можно было купить или заказать со своими реквизитами в типографии.
Итак, вы нашли фактическое место работы. Его необходимо обустроить. Для офисных помещений у Роспотребнадзора существуют специальные санитарно-эпидемиологические требования, например, СанПиН 2.2.4.3359-16, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и некоторые другие, которые указывают на определенные температуры в помещении, наличии специальной подставки для ног и т.п. По факту строго соблюдать это нужно только в случае проверки, о которой вас уведомляют заранее, ну и для вашего личного комфорта. За мои девять лет работы, к счастью, ни одной такой проверки не было. А вот уголок потребителя хорошо бы иметь всем. Его можно собрать самостоятельно, а можно купить готовый (например, у «Байбородин и партнеры» — это крупнейшая и самая популярная юридическая компания, специализирующаяся на услугах именно для туристических агентств. Поэтому как минимум хорошо заглядывать к ним на сайт, чтобы узнать последние новости, а также можно обращаться в самых разных ситуациях – разработка договора, ответ на претензию, регистрация компании, бухгалтерский аудит и многое другое). Уголок потребителя в турфирме должен содержать
Из оборудования турагенту нужен лишь телефон (свой мобильный вполне подойдет), персональный компьютер, принтер с расходными материалами, сканер (последний можно заменить вполне хорошими приложениями для смартфона), вай-фай роутер, стул и стол. Остальное по вашему желанию, для красоты и информативности.
На этапе оборудования рабочего места необходимо отправить в Роспотребнадзор уведомление о начале деятельности и заключить договора с нужными вам туроператорами. Обычно это занимает один день, но некоторые партнеры могут рассматривать документы дольше. После заключения хотя бы нескольких договоров с туроператорами необходимо зарегистрироваться и вступить в реестр турагентств Турпомощи.
Перед началом деятельности необходимо ознакомиться с главным Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в последней редакции (т.к. там бывают важные изменения и в последнее время часто). Другие основные нормативные документы, касающиеся туристической отрасли и работы, находятся на сайте Ростуризма.
И не забудьте позаботиться о разработке договора между Клиентом и вашей компанией. Образец можно взять с сайтов туроператоров – они выкладывают рекомендуемые формы, подглядеть у других крупных туристических агентств или приобрести в юридической компании.
Итого на регистрацию компании, оборудование рабочего места и начало работы в туризме нужно сейчас примерно 100 000 рублей. Может чуть меньше, если не обустраивать офис и привезти личный стол, компьютер и принтер из дома.
Если вы новичок в туризме и имеете ограниченный бюджет, то первое время стоит поработать самому за всех – менеджер, курьер, визовый сотрудник. Во-первых, вы повысите свою компетентность, во-вторых, в последующем будете знать, что именно требовать от сотрудников и как их контролировать.
Наем персонала – огромная боль любого предпринимателя. Вы должны понять, сколько и за что вы готовы платить, как это считать, что должен делать и знать ваш сотрудник. В туризме существует очень много разных схем. Наиболее популярна – минимальный оклад плюс проценты от проданного тура или от комиссии с него. Кто-то получает всего 10%, а кто-то 70% от комиссии. Это зависит от того, кто привлек Клиента, что именно делал менеджер (только проконсультировал или забронировал, сам по туру все сделал, отправил, конфликтные ситуации решил и т.п.). Мое мнение, что на менеджера, который непосредственно может бронировать туры, нужно брать человека с опытом от 1 года. Турагент должен знать основные направления в зависимости от сезона, курорты, отели (хотя бы несколько для семей, для тусовки и т.п.), бюджет направлений, туроператоров по направлениям, перевозчиков, особенности бронирования и оформления страховок, туров, внесения данных туристов, правила оформления виз и их необходимость, основные поисковые системы, особенности узкого продукта, на продажу которого он претендует (круизы, лагеря и т.п.). Идеально сразу предложить подобрать вариант для какого-то туриста или по вашему запросу. Так вы оцените скорость подбора, специфику и качество. При письменном ответе еще и грамотность. Если вам человек понравился, можете предложить ему пару схем начисления заработной платы, например: 20 тыс. рублей оклад + бонусы 30% от комиссии или 30 тыс. рублей оклад + бонусы 20% от комиссии. По выбранному варианту можно сразу сделать два важных вывода – умеет ли сотрудник считать и готов ли много работать. На моей практике работало 100%. Любая ошибка менеджера может обойтись вам очень и очень дорого.
Можно брать помощника с перспективой, который с первых дней отвечает на телефон, слушает, что говорите и делаете вы, собирает документы на визу по списку и готовит их к сдаче, читает про бронируемые именно у вас отели. Толковый и ответственный человек спустя месяца три сможет забронировать свой первый тур сначала по какой-то одной стране, потом подключит другие.
Каждый сезон туроператоры организуют платные рекламные туры (хотя для лидеров продаж бывают и с большими скидками), когда за суммы сильно ниже стоимости обычного тура показывают страну, рассказывают об особенностях и смотрят отели. Можно отправить сотрудника в такой тур или съездить самому и все подробно потом рассказать.
Однако, проблема в том, что большинство реально классных тревел агентов со временем уходят в свободное плавание, чтобы не быть ни у кого под каблуком, а остальные либо не очень ответственны, либо не умеют/ не хотят решать большинство проблем.
Искать сотрудников можно на популярных сайтах типа hh.ru – размещаете свою вакансию и параллельно ищете сами по оставленным на сайте резюме и приглашаете к себе. Полезно заглядывать на профильные сайты типа турдом или разные группы в facebook и вконтакте. Самое надежное, конечно, поискать среди знакомых, но новичку это может быть сложновато, т.к. знакомых в этой отрасли еще почти нет.
Практически сразу вам нужен будет бухгалтер. Даже если доходов не будет, нужно будет сдавать нулевую отчетность в налоговую и уведомления в разные фонды. Вариант на аутсорсинге очень подойдет. Главное, найти того человека, который умеет вести турагентскую деятельность и понимает, как и что там считать. Бухгалтер из какого-то удаленного города стоит в разы дешевле, чем в Москве (среди моих знакомых были рассказы про бухгалтеров про 5 тыс. рублей за квартал, в Москве порядка 10-30 тыс.рублей в месяц только для расчета налогов и сдачи отчетности, при этом отчеты агента и закрывающие документы будете готовить и собирать вы сами, но в этом легко разобраться). Сдавать отчеты сейчас можно все в электронной форме. Многие банки предлагают вести бухгалтерию, если вы имеете у них счет, но мой опыт заключается в том, что они не разделяют деятельности и всем считают все одинаково без особенностей вашей компании. В итоге вы можете переплатить налогов примерно в десять !!! раз больше, чем нужно.
Самой распространенной ошибкой новичка является заблуждение, что быть турагентом может любой, деньги приходят легко и много, а ты только путешествуешь и наслаждаешься жизнью. Даже те, кто вступают в какую-то сеть и начинают работать под франшизой, думают, что за них все сделают – Клиентов пригласят, проблемы все решат. Но это, конечно, не так. Хороший турагент должен отлично знать туроператоров, направления, системы бронирования, отельную базу, доплаты, визовые формальности, юридические основы. Только опыт дает понимание, с кем, по какому направлению и когда лучше работать, когда и что лучше бронировать. Одним поиском тура тут не обойтись. Пока у нас на рынке нет единой системы бронирования, и каждый туроператор работает по своим правилам. В итоге, не все турагенты справляются с задачей даже корректно внести данные в эту систему и получается либо вылет в другой день, либо штраф за неверное бронирование. Часто менеджеры не могут ответить на вопросы касаемо договора и вообще забывают взять подпись с Клиента в нем, а потом турагентство несет потери, потому что Клиент просит вернуть деньги или сделать какие-то изменения, ведь договор-то он не подписывал. Многочисленные проблемы возникают с неверным оформлением документов на визу и не сдачу их в нужные сроки. За всем этим следит Турагент! И, к сожалению, как минимум моральная ответственность, но часто и материальная за любые действия или бездействия туроператора ложится на Турагента. Ведь именно он общается с Клиентом и выслушивает его мнение о перенесенном рейсе, не заселении в отель, некомпетентной работе гида и т.п.
Важно уметь слышать Клиента как в конфликтной ситуации, так и на этапе подбора тура. Есть те, кто много знают, но крайне не уверены или не умеют общаться с людьми – Клиент это чувствует и не особо верит такому менеджеру. Бывает наоборот, менеджер чрезмерно самоуверен в себе и продает то, что считает нужным лично для себя, в итоге может получить по возвращению недовольного туриста. А если вы открыли турагентство и взяли себе в подчинение менеджеров, то нужно следить не только за работой компании в целом, но и за каждым сотрудником. Взять нужного, уметь поддержать, научить, направить, замотивировать. И на мой взгляд, немаловажно уметь общаться с сотрудниками Туроператора. В моей практике было десятки примеров, когда в одном и том же туре, купленном у одного туроператора через разные турагентства при возникновении проблем, с моими Клиентами решали вопросы, делали компенсации, а с другими – нет, потому что я придерживаюсь определенных правил в общении и работе с партнерами, а кого-то это мало интересует, и он не хочет решать никакие вопросы. Были случаи, когда мне звонили знакомые туристы, купившие тур в другом месте и говорили, что их не селят в отель, а их турагент ушел на выходные до понедельника, и я помогала им. Турагентство – это бизнес, а не развлечение. Поэтому здесь также важны компетенция, знания, умения, желание.
Итак, все готово, сидите ждете запросы. А откуда же их взять? Отовсюду! Как только вы стали турагентом для успешности своего дела будет здорово кричать об этом на каждом углу – знакомые, родственники, соцсети, тусовки, вечеринки, встречи с друзьями, форумы, родительские чаты. Все, кто хоть как-то с вами пересекались, должны знать, что вы тот, кто может подарить им незабываемый отпуск!
На самом деле большинство успешных турагентств работают за счет «сарафанного радио». Поэтому просто начните работать и работать хорошо.
Когда захочется больше Клиентов подключайте соцсети – пишите туда смешные и не очень истории, новости и выгодные предложения. Пишите в свои личные аккаунты и создавайте отдельные под брендом компании. О том, на какой площадке это делать лучше, единого ответа нет. Этого зависит от того, какая аудитория вам больше нужна по достатку, возрасту и интересам. Пишите в школы и предлагайте туры на каникулы для учителей и групповые для детей. Договаривайтесь с кем-то, кто может вас порекламировать за бартер или некие суммы. Это особенно развито в сети инстаграм и мессенджере телеграм. Раскладывайте листовки в подъезде, ближайшем магазине. Вешайте объявления с хорошими предложениями на окна и двери своего офиса. Ищите самые разные каналы. Когда-то такой находкой стали сайты с купонами на скидку. Это была почти бесплатная реклама на огромную аудиторию, а большинство Клиентов пришедших по акции оставались надолго (если оказывать свои услуги с должным качеством в независимости от чека).
Лично я рекламу в поисковых системах считаю очень дорогой и неэффективной в условиях огромной конкуренции. Она может хорошо работать на узких услугах или в местах, где вы почти единственный. Делайте емайл рассылки по тем Клиентам, кто уже с вами отдыхал или, кто только дал свои контакты типа «кидай сюда, когда появится что-то очень классное». Наш первый сайт появился году в 2011 и был очень примитивным. До него было ЖЖ с ежедневными предложениями.
Современный сайт с последними модными тенденциями в этом деле, собственными фото, красивым наполнением появился только в конце 2016 года. После этого мы стали давать ссылки на предложения с него во всех своих подборках и рассылках, и постепенно он стал очень рабочим и приносил достаточное количество заказов, которые можно было оставить прямо там. На мой взгляд, любая уважающая себя компания должна иметь хороший работающий сайт, но вкладываться в него нужно тогда, когда у вас есть те, кто будет его посещать.
И, пожалуйста, не давайте скидки, любите и уважайте себя. Делайте свою работу качественно, относитесь к каждому Клиенту так, как хотите, чтобы относились к вам, и все обязательно получится!
Помощь в подготовке документов для регистрации ООО через сторонние компании стоит в Москве порядка 20 000 рублей, при условии, что вы имеете юридический адрес. Здорово, если юридический адрес будет также и фактическим адресом компании, чтобы не было проблем с доставкой документов из органов и какими-то проверками. Но на самом деле, это не так страшно.
Также нужно оплатить гос. пошлину за государственную регистрацию юридического лица в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
После регистрации компании нужно открыть счет в любом понравившемся вам банке. Имейте ввиду, что банк может отказать в открытии счета, но это не повод расстраиваться. К счастью, у нас их много. Я предпочитала выбирать из топовых.
Аренда офиса в Москве начинается от 20 000 рублей в месяц до сотен тысяч даже в простом торговом центре. На мой взгляд, идеально иметь официальный договор на аренду и возможность оплачивать ее по безналичному расчету со счета компании, тогда эти суммы можно будет вписать в официальные расходы компании и уменьшить налог, а кроме того, это некая гарантия того, что вас не выставят на улицу одним днем с оборудованием и без возврата залога.
В вопросе принятия денежных средств достаточно простой вариант – сотрудничество с компанией Pay travel. Их терминалы стоят по всей Москве и в других городах. Они выступают платежным агентом — принимают оплату, выдают официальный чек и перечисляют денежные средства на ваш расчетный счет или сразу туроператору за забронированный тур. Также у них есть достаточно выгодные условия по эквайрингу – принятию денежных средств посредством оплаты картой по ссылке. С 1 июля 2019 года все туристические агентства должны привести свой бизнес в соответствие Федеральному закону 54-ФЗ. Для этого необходимо приобрести, поставить на учет в ФНС и настроить онлайн-кассу (обойдется это примерно в 12-15 тыс. рублей). С этим тоже помогает вышеуказанная компания или можно подключить другую, подходящую под вашу деятельность.
Если решите работать по франшизе какого-то туроператора или агентской сети, то, возможно, придется платить ежемесячное роялти и/или вступительный взнос, которые могут достигать 20 000 рублей. Также у многих из них есть определенные требования к офису и его расположению.
Наименование | Примерные затраты, руб |
---|---|
Госпошлины за регистрацию ООО в 2019 году | 4 000 |
Взнос учредителя в уставный капитал | 10 000 |
Аренда офиса | 30 000 |
Обеспечительный платеж по офису | 30 000 |
Регистрация кассы | 15 000 |
Стационарный компьютер | 20 000 |
МФУ | 7 000 |
Стол письменный | 2 000 |
Кресло офисное | 3 000 |
Стулья для посетителей | 800 |
Мелкая канцелярий (бумага, пилот, файлы, ручки, скрепки, степлер и т.п.) | 3 000 |
Тумба | 3 000 |
Бухгалтерское обслуживание | 5 000 |
Опционально, для большего комфорта: | |
Лампа настольная | 1 000 |
Вешалка напольная | 2 000 |
Чайник | 2 000 |
Однокразовые стаканчики, чашки, ложки, угощения (сахар, чай, конфеты) | 1 000 |
Шкаф полузакрытый | 6 000 |
ИТОГО | 144 800 |