Как открыть салон красоты с нуля в 2024 году

О собственном деле мечтаем если не все мы, то, во всяком случае, многие из нас. Один из наиболее рентабельных вариантов — открытие салона красоты. Как это сделать с нуля и быстро начать зарабатывать в 2024 году, рассказывает эксперт в пошаговой инструкции.

Как открыть салон красоты. Фото: pixabay.com
Ирина Ерошкина Основатель сети салонов маникюра и педикюра Юлия Стешина Журналист КП

Плюсы кажутся очевидными: понятная бизнес-схема, широкое поле деятельности, обширный выбор инструментов, извечная востребованность. Однако прежде, чем бросаться с головой в круговорот планов, задач и трат, важно четко определить для себя поэтапность действий. Эффективнее всего перенять опыт успешных предпринимателей, уже освоивших эту нишу, чтобы избежать неприятных сюрпризов в дальнейшем, а также самостоятельно изучить всевозможные направления и определить наиболее подходящие.

Пошаговая инструкция по открытию салона красоты

Начать нужно с фиксации для себя конечной цели. Что вы хотите получить в итоге: супертрендовый барбершоп или классический салон полного цикла, эконом-класс или премиум бьюти-бар, широкую сеть масс-маркета или авторский бутик? От выбора зависит многое: от объема первоначальных вложений и выбора локации до позиционирования и методов привлечения аудитории.

Есть вы планируете заведение класса люкс с широким спектром услуг (от стрижек и маникюра до медицинских процедур), то обойтись малой кровью не получится — начальных инвестиций потребуется не менее 5 миллионов рублей в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах меньше. Если в планах захват большого сегмента рынка — тут необходимы серьезные вложения в упаковку и подачу сервиса, в отлаженность бизнес-процессов, а также в маркетинг и разработку стандарта. А если же речь идет про салон эконом-класса, специализирующийся на простых услугах (ногтевой сервис, парикмахерские услуги и простейшие уходовые процедуры), то начальные финансовые вливания составят примерно 1,5 миллиона рублей, открытие по франшизе обойдется дороже. Инвестируя в салонный бизнес, важно понимать, что в первые года два большой прибыли, скорее всего, не будет, поэтому нужно заблаговременно подготовить ресурсы для текущих трат на аренду, оборудование, рекламу, зарплаты, налоги и так далее.

Конечно, затраты зависят не только от формата заведения, но и от конкретного населенного пункта и условий предоставления помещения. В салонном бизнесе очень высокая конкуренция, и, хотя тут каждый найдет своего клиента, определенный формат студий красоты уходит в прошлое совершенно точно. Речь идет о малобюджетных, крайне скромных и монофункциональных салонах. Да, открыть такое заведение можно и за 300-500 тысяч, ведь всего-то и понадобится, что небольшая комнатка, минимальная мебель, зеркало и простой набор косметики и инструментов. Однако не стоит забывать о том, что клиент, в первую очередь, ценит качество сервиса и возможность сэкономить время, получив сразу несколько услуг в одном месте, поэтому даже низкая цена не удержит аудиторию на долгий срок. Если бюджет пока не позволяет размахнуться, попробуйте начать с аренды нескольких столиков в уже открытых салонах.

Выбор локации и подготовка помещения

Рентабельность будущей студии красоты во многом зависит от правильно выбранного места расположения. Идти нужно от поставленной цели, от желаемого типа клиентов и, конечно, от бюджета. В случае среднего и эконом-классов подойдут места с повышенным трафиком: остановки общественного транспорта (особенно станции метро!), супермаркеты, городские школы, кофейни. Если же вы выбираете сегмент люкс, позаботьтесь, чтобы рядом с салоном была хорошая парковка, рестораны, бутики, магазины современного питания. Совет: не бойтесь конкуренции. Если локация вам подходит, но там уже уютно расположились несколько салонов, не нужно сразу исключать место из списка потенциальных расположений вашего заведения. Главное, проанализировать соперников и предложить клиенту что-то свое, чего в этой конкретной локации еще нет.

Ориентируйтесь на плотность человеческого трафика. Чтобы рассчитать проходимость, придется потратить некоторое время, но это даст свои плоды. Важно замерить поток утром, вечером, в будни, в выходные и по праздникам. На помощь вам придут специальные мобильные приложения для подсчета прохожих, а также Яндекс.пробки и самый обычный ручной механический счётчик. Для эконом- и бизнес-сегмента презюмируется, что поток людей должен быть не меньше 500-600 человек в час. С премиум-салонами все проще и одновременно сложнее: локация заведения класса люкса по большей части не зависит от трафика, тут следует работать с брендом и имиджем: вечеринки на открытие, приглашенные на праздники звезды, шумиха в соцсетях. Но будет совсем неплохо, если рядом окажется топ-супермаркет вроде Азбуки вкуса, Бахетле, Глобуса гурме и тд. Однако помните, что важно найти именно поток вашей целевой аудитории.

В сфере косметических сервисов популярно понятие «магнит трафика», причем для каждого сегмента он свой. В основном это инфраструктура в шаговой доступности и крупные транспортные узлы (но ни в коем случае не удаленные от города вокзалы и аэропорты!). К сожалению, «антимагнитов трафика» намного больше — сюда относим окраины, пустыри, стройки, кладбища, трассы, дамбы и даже большие парки. Кстати, несмотря на кажущуюся привлекательность неосвоенных конкурентами свежепостроенных домов, в таких местах не стоит рассчитывать на быструю окупаемость, особенно в регионах. Если резюмировать, то наибольшее внимание при выборе локации нужно уделять этим факторам: проходимость, плотность застройки развитость инфраструктуры, удобство транспортной или пешей доступности, выбор локации конкурентами.

Совет: не соглашайтесь на краткосрочную аренду, даже если не до конца уверены в выбранной локации. Ведь, если собственник подыщет более выгодного арендатора, придется все начинать сначала, а для зарождающегося бизнеса это огромный риск. Кроме того, лучше в течение нескольких лет развиваться в одном месте, нарабатывая базу преданных клиентов и укрепляя свои позиции.

Как открыть салон красоты
Рентабельность будущей студии красоты во многом зависит от правильно выбранного места расположения. Фото: pixabay.com

Помещение вашего будущего салона красоты должно соответствовать ряду требований, закрепленных правилами СанПиН 2.1.2.2631‑10 от 18 мая 2010 года № 59, то есть включать комнату для дезинфекции инструментов, отдельные кабинеты для каждой процедуры, а также подсобные помещения. Поэтому, даже если ваша цель — маленький бьюти-бар с минимальным набором услуг, придется подобрать объект площадью не менее 50 квадратных метров. Для заведений покрупнее советуем выбирать прямоугольное вытянутое помещение примерно от 70м² до 150м² (при асимметрии площади будет сложнее эффективно разместить рабочие места). Смотрите сами: на одно рабочее место уйдет около 3-6м² в зависимости от вида услуг, на клиентскую зону следует выделить около 20-40м², подсобка займет 4-7м², мойка потребует около 4м², ну, а стойка администратора — примерно 10м². А ведь хочется выделить и место для аквариума или столика с журналами, поставить кикер или украсить салон деревцами в горшках. Как же быть?

К счастью, сегодня популярны минимализм в оформлении и стратегия «простой чистоты» в расстановке, позволяющие разумно распределить площадь помещения, организовав еще одно рабочее место и сохранив драгоценные метры. Опытные предприниматели советуют сэкономить на отделке помещения и сделать вложения в дизайн минимальными — важнее максимально быстро запуститься и закупить качественную косметическую и уходовую продукцию и оборудование. Конечно, тяжело удержаться от излишних трат на внешний вид любимого детища, но важно держать себя в руках, по началу проведя лишь необходимую отделку. Но даже для элементарной подготовки помещения к запуску меньше 100 тысяч рублей потратить не получится. Вот несколько лайфхаков: стены можно закрыть шкафами и стеллажами, заставленными стильными упаковками всевозможной косметики, стабилизированный мох добавит свежести в любой интерьер, а мягкий приглушённый свет, удобные кресла и лёгкая ненавязчивая музыка привнесут уют и помогут расслабиться как гостям, так и работникам.

Система регистрации и перечень документов

Не забудьте, что перед тем, как заключать договор аренды, вам придется пройти через несколько согласований и получить нужные документы. Первым делом нужно получить разрешения на запуск работы от местной администрации, Санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора и Пожарной инспекции.

Итак, какие же именно документы требуются для открытия салона красоты? Все не так страшно: вам понадобится заключение СЭС о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям (тут не забудьте про требования упомянутого выше СанПиН 2.1.2.2631‑10!), заключение МЧС о соблюдении правил пожарной безопасности, а также разрешение на открытие от местной администрации. Однако на этом список не заканчивается.

Большинству салонов придется в обязательном порядке обзавестись специальной лицензией, если в список предоставляемых сервисов будут входить медицинские услуги (пилинг, татуаж, пирсинг, массаж, косметология и прочие процедуры, травмирующие кожу). Лицензия оформляется на основании двух документов: постановление Правительства от 16.04.12 № 291 и приказ Минздравсоцразвития от 11 марта 2013 года № 121н. Требования законы таковы: оборудование должно быть зарегистрировано в Росздравнадзоре и иметь сертификаты соответствия; работники, оказывающие услуги в вашем салоне, должны иметь медицинское образование и сертификаты специалиста; помещение должно отвечать определенным требованиям (СанПиН 2.1.2.2631‑10); у вас должен быть заключен договор на техобслуживание оборудования с лицензированной организацией; вами должно быть разработано положение о внутреннем контроле безопасности и качества медицинской деятельности.

Важно: если вы планируете открывать салон в качестве индивидуального предпринимателя, то для получения лицензии вы лично должны иметь медицинское образование и пятилетний опыт работы, даже если сами услуги оказывать не собираетесь. Если же вы выбрали открытие через юридическое лицо, то точно такие же критерии должны применяться к руководителю организации.

Кроме разрешительных документов (будто бы их недостаточно), в вашем салоне должен быть устроен уголок потребителя, включающий перечень документов текущего года, то есть:

  • Копия свидетельства о госрегистрации ООО или ИП;
  • Копия листа с кодами ОКВЭД (обязательно указывается основной вид деятельности, если дополнительных кодов много, то выборочно);
  • Книга жалоб и предложений;
  • Закон о защите прав потребителей (брошюра или распечатка);
  • Правила продажи (брошюра или распечатка);
  • Информация об особенностях обслуживания льготных категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, участников Великой отечественной войны и др.);
  • Контактные данные территориального подразделения Роспотребнадзора, контролирующего вашу деятельность;
  • Контактные данные руководителя организации или ИП, которым принадлежит торговая точка, или ответственного работника.

Заказ оборудования и покупка расходных материалов

На рынке сейчас огромное количество самой разнообразной продукции, инструментов, оборудования, поэтому нужно четко понимать, какие материалы нужны для запуска работы. Конечно, все зависит от предполагаемого спектра услуг. Обычно для студий красоты закупка сводится к двум категориям: косметическая и уходовая средства и оборудование различных масштабов.

Если говорить о красках, косметике, моющих средствах и тем более медицинских препаратах, то тут важно не экономить, покупать у проверенных поставщиков, проверять продукт на гипоаллергенность и не ограничиваться несколькими марками — посетители ценят разнообразие. Отлично, если удастся договориться о кобрендинге или совместной акции с одной из косметических марок. Учтите, что закупку у производителей придется производить целыми блоками, поэтому стоимость не будет маленькой, особенно если речь идет о известных брендах.

Оборудование студии тоже напрямую зависит от потребностей будущего салона. Если объем небольшой, вполне можно приобрести его и в розницу. Если открывать, например, парикмахерскую эконом-класса, то на каждое рабочее место нужно закладывать порядка 30-40 тысяч рублей, а для продвинутого барбершопа понадобится уже порядка 60-100 тысяч. Главное, при покупке вы должны понимать, что инструмент должен быть удобным как для гостя, так и для мастера.

Как открыть салон красоты
Нужно четко определиться, какие материалы нужны для запуска. Фото: pixabay.com

Наем персонала

При основании нового салона красоты перед руководителем встают две основные проблемы — поиск подходящего по всем параметрам помещения и наем высококвалифицированного и опытного персонала. Если с первым вопросом мы разобрались, то со вторым может возникнуть еще больше сложностей. Экспертов в бьюти-сфере тяжело привлекать, да и вообще на рынке наблюдается нехватка настоящих профессионалов. Поэтому за них идет ожесточенная конкуренция, возникает текучка и «салонная миграция».

Где же найти таких специалистов? Искать можно как в соответствующих образовательных учреждениях, на различных конкурсах и мастер-классах, так и на hh.ru и даже Авито. Если позволяют ресурсы, то хорошим ходом будет сделать страничку на вашем сайте «работа у нас» и собирать туда трафик с запущенной рекламы. Лайфхак: повесьте старое доброе объявление на двери — оно действительно работает, а также поищите через знакомых. Причем рекомендую начинать сразу, как только выбрали помещение, чтобы не простаивать и не платить аренду почем зря. Но не раньше — мастера любят работать рядом с домом, поэтому сначала стоит определиться с локацией и помещением.

Мастера — люди творческих профессий, поэтому, чтобы успешно организовать их работу, важно к каждому найти свой подход, положительно настроить и правильно замотивировать. А у довольного мастера и клиент всегда останется доволен — еще не раз придет к вам в студию, принося прибыль и укрепляя репутацию. Вот почему опытные мастера — залог успеха для любого предпринимателя бьюти-бизнесе. Совсем идеальный сценарий, если мастер приходит к вам со своей, уже лояльно настроенной, клиентурой.

На первых порах стоит договариваться с мастером о фиксированном окладе, чтобы он не страдал из-за скачков потока клиентов и не сбежал в первый же месяц. После 6-8 месяцев стабильной работы выгоднее и для вас, и для мастера станет сдельная оплата. Обязательно учтите в инвестициях в бизнес зарплаты сотрудникам: в зависимости от уровня и оказываемой услуги зарплата мастера может составлять от 30 до 150+ тысяч в месяц.

Привлечение первых клиентов

Главное правило для новичков — не распыляться. Конечно, любая реклама хороша, но вам важно грамотно распорядиться бюджетом. Например, размещение анонса в газетах, радио и журналах для неизвестного бренда равносильно пальбе из пушек по воробьям, тогда как в социальных сетях нужно стараться заявлять о себе больше: сделайте странички во Вконтакте и не бойтесь использовать Одноклассники.

Для студий красоты сезонность играет достаточно большую роль: весной и летом поток усиливается в несколько раз. Поэтому не забывайте запускать больше акций, предлагать новые тарифы и услуги в низкий сезон. Но и в популярное время не стоит завышать цены и — помним, что потерять клиента намного проще, чем расположить. Наоборот, лучше попробовать выделиться из толпы: принять участие в социальных акциях, посотрудничать с модными домами и запустить марафон или челлендж.

Как открыть салон красоты 1232 770
Как открыть салон красоты. Фото: pixabay.com

Однако правила меняются, когда речь заходит про траты на день открытия. Тут важно успеть привлечь как можно больше внимания. Если люксовые салоны могут позволить себе устроить шумную вечеринку со звездами и шоу, то маленькие студии должны по максимуму продвигать посты в соцсетях, рекламировать открытие среди знакомых, рассказывать о бренде на форумах жильцов, придумывать различные завлекающие акции.

Вне всяких сомнений, студия красоты — очень выгодный бизнес. Заинтересованность в косметологическом и эстетическом сервисах у населения только растет, постоянно появляются новые услуги и возможности на любой вкус и кошелек. Но крайне важно не обмануться легкостью решения запустить собственный бизнес, ведь для фактического открытия понадобится немало сил и ресурсов. Вот почему сначала нужно детально проработать бизнес-план, выделить бюджет, предупредить все риски, подобрать персонал и помещение и запланировать рекламную деятельность. Главное, перейти от желаний к действиям.

Сколько стоит открыть салон красоты

ВИД ТРАТКЛАСС ЭКОНОМ
Аренда помещения (площадью около 50 м²) за месяц50 000 – 100 000
Оформление помещения (без капитального ремонта)до 100 000
Оформление эктерьера30 000 – 45 000
Организация одного рабочего места (мебель)35 000 – 45 000
Закупка материалов и оборудование (на 1 рабочее место)55 000 – 65 000
Государственные пошлины и оплата лицензий/страховок90 000
Зарплаты сотрудникам (1 сотрудник, за месяц)50 000 – 60 000
Реклама40 000 – 70 000
Total (начальных инвестиций)500 000 – 1 000 000
ВИД ТРАТКЛАСС БИЗНЕС
Аренда помещения (площадью около 50 м²) за месяц60 000 – 150 000
Оформление помещения (без капитального ремонта)200 000 – 300 000
Оформление экстерьера30 000 – 65 000
Организация одного рабочего места (мебель)35 000 – 45 000
Закупка материалов и оборудование (на 1 рабочее место)60 000 – 100 000
Государственные пошлины и оплата лицензий/страховок90 000
Зарплаты сотрудникам (1 сотрудник, за месяц)60 000 – 100 000
Реклама40 000 – 70 000
Total (начальных инвестиций)700 000 – 2 000 000
ВИД ТРАТКЛАСС ПРЕМИУМ
Аренда помещения (площадью около 50 м²) за месяц300 000 – 600 000
Оформление помещения (без капитального ремонта)от 1 000 000
Оформление эктерьера90 000 – 150 000
Организация одного рабочего места (мебель)200 000 – 700 000
Закупка материалов и оборудование (на 1 рабочее место)100 000 – 150 000
Государственные пошлины и оплата лицензий/страховок90 000
Зарплаты сотрудникам (1 сотрудник, за месяц)100 000 – 200 000
Реклама100 000 – 300 000
Total (начальных инвестиций)7 000 000 – 20 000 000

Указанная стоимость является примерной, основывается на среднезначных показателях и не учитывает региональные особенности.

Отзыв эксперта об открытии салона красоты с нуля

Ирина Ерошкина, основатель сети салонов маникюра и педикюра, эксперт в области финансового моделирования и стратегии развития бизнеса, поделилась мнением:

«Бизнес – это ребенок, он рождается, развивается и ему необходима поддержка. В первые полгода выстраивается система, работа, команда и здесь важно понимать, располагаете вы временем на это или нет. Это время мы посвящаем себя бизнесу, потом бизнес работает на нас.

Чтобы салон не нес убытки, важно обязательно закладывать финансовую подушку. Забюджетируйте первые 3 месяца, чтобы быть готовым к работе салона в минус. Для старта необходимо обезопасить себя и свой бизнес.

Еще один важный момент, который стоит учитывать предпринимателям – это сезонность. Если вы открываете салон маникюра и педикюра, делайте ставки на начало весны или лето. В силу высокого спроса на услуги это позволяет бизнесу быстрее окупиться и легче войти на бьюти-рынок с минимальными потерями.

Не забывайте про предпринимательскую гибкость и навык видеть возможности для развития. Развиваетесь вы – развивается бизнес. Сейчас идет тенденция на сотрудничество и наставничество для обмена опытом, поэтому люди часто выбирают сетевой бизнес, но это не всегда и не для всех хорошо. Сеть – это свои правила, они могут идти в разрез с вашими собственными представлениями о ведении бизнеса. Но это хороший опыт единения с более сильной экспертизой, отлаженной системой работы, которые можно перенять. Мы живем на очень высоких скоростях, внешняя экономическая ситуация диктует собственникам принимать решения быстро, поэтому здесь чужой опыт способен сделать ваш бизнес сильнее».

Популярные вопросы и ответы

На самые популярные вопросы отвечает основатель сети салонов маникюра и педикюра, эксперт в области финансового моделирования и стратегии развития бизнеса Ирина Ерошкина.

Через какое время салон красоты окупается и выходит на прибыль?

В среднем, салон красоты окупается и выходит на прибыль в течение года-полутора лет, здесь все зависит от формата. Например, в небольшой студии в Москве, по площади в районе 50–60 метров, окупаемость в среднем составит 12 месяцев.

Какие ошибки чаще всего допускают при открытии салона красоты?

1. Недостаток финансового планирования
Часто люди просто не учитывают, что им понадобятся деньги на первые 2–3 месяца и, если нет подушки безопасности, то можно сразу уйти в ноль. Обычно салон начинает приносить прибыль только через 3–4 месяца.

2. Неправильный подход к набору персонала
Многие просто заполняют вакансии и не обращают внимание на то, что в любом деле нужны профессионалы. Выбор команды – это важный этап, который отражает успех вашего бизнеса в глазах клиента каждый день.

3. Отсутствие ценности постоянных клиентов
Каждый клиент – ценность, особенно если они выбирают ваш салон из раза в раз. Привлечение новых клиентов – это стратегически правильно для регулярного клиентопотока и прибыльности, поэтому каждый, кто переступает порог вашей студии, уже несет большую ценность для бизнеса. И здесь не имеет значения новый это клиент или постоянный.

Что выгоднее: открыть салон красоты самостоятельно или по франшизе?

Одним из преимуществ франшизы является возможность приобрести готовый, уже упакованный опыт и масштабировать его. Однако, есть и недостатки – присоединяясь к сети, вы подчиняетесь ее нормам и правилам, которые не всегда могут резонировать вам, как предпринимателю. Это не гибкая система. Например, если у вас открыта маникюрная студия, а клиенты интересуются лазерной эпиляцией, владелец франшизы может отказать в предоставление услуги. Итог – потеря клиентов, которые могли бы приносить доход еще и с этой дополнительной услуги. Таких нюансов множество.

Кроме того, есть обязательные платежи, которые неизбежны. Если вы открываете салон и не обладаете знаниями и опытом, ошибки становятся очевидными. В результате это может привести к закрытию. На мой взгляд, лучший вариант – учиться на опыте других людей, которые с нуля прошли этот путь и знают, как не споткнуться.

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте