Медицинский центр — привлекательный бизнес, но очень ответственный. Начать работу в 2024 году можно только после полчения лицензии. А вот какая подготовка перед этим предстоит — расскажут эксперты в нашей статье, чтобы у вас точно получилось открыть медицинский центр с нуля и получать доход.
Продвижение медицинского центра – задача не из легких. Конкуренция на рынке медицины растет, клиенты становятся все более избирательными, поэтому все в вашем бизнесе должно быть продуманно до мелочей. Вместе с Ольгой Рублевой, кандидатом медицинских наук и главврачом сети клиник Инстамед, мы подготовили пошаговую инструкцию, как открыть медицинский центр с нуля и сделать так, чтобы клиенты не боялись доверять вам самое дорогое – свою жизнь!
Медицинский бизнес кажется привлекательным для многих предпринимателей… Спрос на медицинские услуги будет всегда. Однако препятствий в виде оформления бесконечных разрешительных документов и штурмов надлежащих инстанций будет также предостаточно . Но! Всему невозможному мы говорим: «Возможно!» Главное действовать поэтапно. На начальном этапе необходимо зарегистрировать ООО.Зарегистрировать ИП допустимо, но это можно сделать только на тот вид деятельности, по которому вы получили медицинское образование. По этой причине в основном для клиник регистрируется форма ООО.
Для регистрации ООО нужно выбрать учредителя (или учредителей), генерального директора, главного бухгалтера и внести минимальный уставной капитал в 10 тысяч рублей и открыть счет в банке. Довольно часто, особенно в небольших компаниях, учредитель сам же является генеральным директором и/или главным бухгалтером.
После регистрации ООО нужно определиться с помещением будущей клиники. Когда помещение выбрано, на него нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) в Роспотребнадзоре. Имея на руках санитарно-эпидемиологическое заключение, уже можно подавать документы на получение лицензии медицинского центра.
Чтобы не терять время, готовить документы для СЭЗ желательно за 2-3 недели до окончания ремонта в помещении. Список необходимых документов можно найти на официальном сайте Роспотребнадзора.
Следующим шагом после получения СЭЗ является подготовка документов и непосредственно получение лицензии на медицинскую деятельность. Нужно оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей, оплата производится безналичным путем со счета компании. Полный список документов можно посмотреть на официальном сайте Росздравнадзора.
Кроме учредительных документов организации, полученного СЭЗ, договора об аренде помещения или документов о собственности, потребуются регистрационные удостоверения на оборудование, расходные материалы, медицинскую мебель. На каждый вид деятельности, например, гинекология, урология, сестринское дело, ультразвуковая диагностика и др., существуют стандарты оснащения, которые в обязательном порядке нужно соблюдать, что бы успешно пройти процедуру лицензирования.
Еще потребуется представить трудовые договоры с сотрудниками, которые будут работать по лицензируемым специальностям, а так же представить копии их дипломов, сертификатов и других документов об образовании.
В случае неудачи, можно повторно подать заявку на повторное лицензирование по той или иной специальности. Исправив недочеты, можно получить необходимую лицензию.
Не обязательно сразу получать СЭЗ и лицензию на все специальности, можно получить разрешение только на самые востребованные, по которым можно начать работать. А уже после открытия клиники, если будет необходимость в других специальностях, можно повторно подавать документы, процедура будет такой же – получение СЭЗ и лицензии.
При выборе помещения важна хорошая транспортная доступность, оптимально наличие рядом станции метро или автобусной остановки.
При планировании так же важно расположение рядом жилых домов и учреждений, откуда будут приходить будущие клиенты. В зависимости от профиля клиники, это могут быть школа, детский сад или даже муниципальная поликлиника или женская консультация.
Не лишним будет оценить проходимость места предполагаемой клиники. Это вполне измеряемый показатель, существуют разные способы измерения. В расчет берется количество человек, проходящих мимо предполагаемой вывески в определенный отрезок времени. Измерения проводят в будни и выходные дни. Обычно, проходимость рассчитывают на 10 часов (примерный рабочий день). Для разных регионов показатели свои. При низкой проходимости получить желаемый поток пациентов, особенно в первое время, будет очень сложно.
Учитывая, что медицинские услуги — это лицензируемый вид деятельности, лицензия выдается на конкретное помещение, соответствующее определенным стандартам. Поэтому очень важно представлять направление деятельности будущего медицинского центра. Количество кабинетов, метраж, зоны для обращения с медицинскими отходами, санитарные комнаты и подсобные помещения регламентировано СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Как говорилось выше, для получения лицензии нужно представить оборудование, соответствующее заявленному списку специальностей. Заказать оборудование и мебель для клиники можно у крупных поставщиков, как правило, у всех есть интернет-магазины, где можно ознакомиться с фотографиями продукции, посмотреть параметры и наличие регистрационных удостоверений. Как правило, у большинства магазинов есть доставка, часто бесплатная при заказе большой партии. Такой способ значительно экономит время, однако есть и минусы: по фото или по характеристикам товара не всегда можно точно представить себе внешний вид и необходимые функции.
На начальном этапе, пока медицинский центр еще себя не окупает, стоит рассмотреть приобретение дорогостоящего оборудования в лизинг или в аренду.
Так же существуют варианты приобретения БУ оборудования, когда цена значительно ниже. В таком случае, нужно внимательно смотреть и проверять товар до его приобретения.
Что- то из расходных материалов необходимо приобрести заранее для прохождения лицензионной проверки. Это, как правило, шприцы, гинекологические зеркала, одноразовые пеленки, бахилы и др. Что-то можно заказать позднее, непосредственно перед началом приема пациентов.
Когда еще нет установившихся контактов с поставщиками расходных материалов, лучше заказывать у крупных и проверенных организаций. Впоследствии, контакты обязательно появятся, можно будет выбирать оптимальную цену, количество и способ доставки расходных материалов. Цены на «расходку» меняются постоянно, при следующих заказах лучше держать под рукой предыдущие счета для сравнения.
После открытия клиники, можно будет планировать предполагаемый расход одноразового инструментария и планировать закупки.
В любой клинике, независимо от направления деятельности, штат будет состоять из постоянных сотрудников и совместителей. В небольших компаниях, постоянных сотрудников может быть немного, при том, что 1 специалист может совмещать несколько должностей.
Количество совместителей зависит непосредственно от потребностей клиники. Перед тем, как пригласить соискателей на собеседование, нужно четко представлять количество ставок, часов, способы оплаты специалистов, т.к. заработная плата является основным мотивирующим фактором для большинства сотрудников. Как правило, специалисты получают либо фиксированную сумму либо процент от оказанных ими услуг. Последнее на начальном этапе для клиники более предпочтительно.
Перед началом работы нужно утвердить часы работы клиники, расписание приема врачей.
Существует довольно сложная модель гибкого планирования, когда нет постоянного расписания приема врачей, каждый определяет сам свои часы работы, в соответствии с загруженностью кабинета и наличием записи пациентов. Такая модель удобна тем, что врач выходит только при наличии записи к нему, при отсутствии пациентов, специалист не работает, соответственно оплачивать «просто так» ничего не нужно.
Что бы найти себе квалифицированных и добросовестных сотрудников, хороши все доступные средства. Полезно еще до открытия клиники разместить информацию о предстоящем открытии и наборе специалистов с номером телефона, на который будут звонить и будущие специалисты и потенциальные пациенты.
Искать персонал можно среди бывших коллег, в социальных сетях или с помощью различных сервисов по найму персонала.
Для привлечения первых клиентов хороши все инструменты: от размещения баннера о скором открытии клиники до рекламы на больших билбордах. Последний способ, конечно, гораздо дороже. В современных условиях медицинскому центру необходим свой сайт с постоянными обновлениями, размещением новой информации об акциях, специалистах и др. Реклама в газетах и журналах, публикации в Instagram, BKонтакте и FB – размещаться нужно везде, а затем анализировать, какой канал приносит больше всего клиентов.
1. Незаинтересованный персонал. При найме сотрудников, их квалификацию и опыт работы можно видеть по документам и резюме, это не вызывает сомнений. Часто, руководитель клиники видит большой опыт работы, наличие многочисленных сертификатов, нанимает сотрудника, а затем начинается самое интересное. На начальном этапе работы клиентов немного, а со стороны сотрудника мы можем видеть «прохладное» отношение к пациентам, нежелание объяснять, отвечать на вопросы («читайте на сайте, там все написано»), отсутствие эмпатии.
Чтобы понять, насколько нам нужен сотрудник, хорошо ли он выполняет свои обязанности, есть ли его заинтересованность в хороших отзывах о клинике должно пройти время. Что бы оградить клинику от подобных работников, лучше прописывать в договоре испытательный срок не менее 3 месяцев.
2. Ожидание большого количества клиентов сразу. При открытии медицинского центра в лучшем случае проходит 5-6 месяцев от принятия решения до открытия. Обычно, сроки более длительные. Проходит много времени, потрачены средства и понятно, что хочется как можно быстрее их вернуть. Но любая клиника должна проработать несколько месяцев, набрать свою базу клиентов, получить известность через «сарафанное радио». Поэтому не нужно с первых дней открытия укомплектовывать штат всеми специалистами и платить им зарплату при отсутствии клиентов.
3. Закупка дорогого оборудования и большого количества расходных материалов. Стоит внимательно отнестись к покупке оборудования. Возможно, приемлемым будет покупка в кредит или взятие в аренду на какое-то время. На оборудование, которое, прослужит долго и будет задействовано сразу, стоит потратиться (например, аппарат УЗИ или стоматологическая установка). По мере увеличения клиентской базы, спроса на различные услуги уже можно задумываться о дальнейшем приобретении оборудования.
Заказ «расходки» должен быть более или менее просчитанным. Расходные материалы нужны всегда, но, если тратить на них сразу много, может не хватить средств на текущие расходы, основными из которых являются зарплаты сотрудников.
На стоимость проекта влияют: в аренде или в собственности занимаемое помещение, его площадь, наличие ремонта (для медицинского центра существуют определенные правила, прописанные в СанПин), направления деятельности (стоматология, косметология, гинекология, кардиология, офтальмология и др.).
Получение необходимых документов (СЭЗ, лицензии). Собрать и правильно оформить все необходимые документы можно самостоятельно. Существует много компаний, которые помогают это сделать, стоимость их услуг варьирует от 40-50 тысяч рублей до 200 тысяч и выше, в зависимости от площади, лицензируемых специальностей и других факторов.
Заработная плата персонала. Здесь нужно исходить из численности постоянных сотрудников, без которых работа медицинского центра невозможна (администраторы, медицинские сестры, основные специалисты). Большую часть врачей лучше принимать на работу в качестве совместителей, с выходом под запись пациентов с оплатой в 30-40% от оказанных услуг. Кроме того, помимо зарплаты сотрудникам, необходимо отчислять ежемесячные взносы в ПФР, ФСС, на ОМС, в общей сложности 30%.
Наличие (или отсутствие) МИС-медицинской интеграционной системы, позволяющей создавать базу клиентов, вести электронную историю болезни, сохранять архив записей на прием, платежей тоже влияет на стоимость проекта в целом. Что бы сохранить данные пациентов, систематизировать их, видеть увеличение клиентской базы, МИС лучше подключить с первых месяцев работы. Стоимость зависит от выбора программы, количества пользователей, основных функций МИС.
Неизбежны расходы на создание и ведение сайта, публикации в социальных сетях. На этом можно сэкономить, при условии, что кто-то из друзей или знакомых готов помочь, особенно на старте предприятия.
Наименование | Цена, руб. |
---|---|
Госпошлина за регистрацию ООО | 4 000 |
Получение ЭЦП | 1 000 — 3 000 |
Курьерские услуги, услуги по подготовке документов для регистрации | 1 000 — 10 000 |
Госпошлина за получение лицензии | 7 500 |
Оформление и подача документов | 50 000 — 200 000 |
Аренда помещения в Москве (не центр) | 2 000 — 4 000 кв.м./месяц |
Аренда помещения в Московской области | 1 500 — 3 000 кв.м./месяц |
Зарплата бухгалтера | от 60 000 рублей (+30% ECH) |
Зарплата медицинской сестры | от 40 000 (+30% ECH) |
Зарплата администратора | от 30 000 |
Зарплата врача | 50 000 — 80 000 (+30% ECH) |
Зарплата уборщицы | 10 000 — 15 000 |
Медицинская интеграционная система (МИС) | 10 000 — 30 000 в месяц |
Реклама (сайт, соц.сети) | 5 000 — 40 000 в месяц |
Оснащение кабинета гинеколога | 400 000 — 1 500 000 |
Аппарат УЗИ | 600 000 — 3 000 000 |
Оснащение кабинета отоларинголога (без ЛОР-комбайна) | 600 000 — 1 500 000 |
Оснащение кабинета врача терапевта | 50 000 |
Установка пожарной сигнализации | 40 000 — 200 000 в зависимости от площади помещения |
Обслуживание пожарной сигнализации | 10 000 — 30 000 в месяц |
Самое главное, необходимо начинать свою работу только после получения лицензии и оказывать услуги населению только в соответствии с полученной лицензией.
Необходимо требовать от сотрудников неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм, это обезопасит учреждение от внеплановых проверок и просто жалоб недовольных пациентов.
Мы несем ответственность за жизнь и здоровье наших пациентов и сотрудников, поэтому необходим полный контроль над всеми рабочими процессами.