Мечтать о собственном бизнесе можно бесконечно. Сделать мечты реальностью чуть сложнее. Совместно с экспертами представляем пошаговый план открытия кофейни в 2024 году с нуля, который поможет грамотно распределить время и вложения.
Как открыть кофейню и не ошибиться? Открывать бизнес с нуля бывает страшно. Начинающие бизнесмены хотят некую «волшебную кнопку», дающую гарантированный результат. Однако даже работа по найму не гарантирует ежемесячное получение максимального заработка. Ведь премия зависит от того, как вы справились с поставленными задачами. Рентабельность кофейни доходит до 30%, а срок окупаемости начинается от 6 месяцев. И все же волшебства не бывает, а финансовый результат зависит от эффективности ваших усилий.
Заведения по продаже кофе и напитков делятся на два направления:
Кофе-бары «to go» специализируются на продаже напитков на вынос. Основной упор делается на кофе, выбор дополнительного ассортимента минимальный. Это формат для динамичных гостей, которым удобнее быстро выпить напиток у стойки либо захватить с собой в дорогу. Площадь таких кафе небольшая, 6-10 кв.м. Инвестиции в открытие 300-700 тыс. рублей. Это – оптимальный вариант для открытия первого бизнеса.
Классические кофейни, как правило, располагают своей кухней. Гостям предлагается обширное меню десертов, выпечки, перекусов. Сюда приходят, чтобы провести время в уютной атмосфере. Открыть такое заведение объективно сложнее, особенно для предпринимателей без опыта работы в общепите. Затраты на открытие от 1 млн. рублей и выше. Бухгалтерский и налоговый учет в больших форматах тоже сложнее. Кроме того, требуется большее количество разрешительной документации.
Кафе любого формата может быть прибыльным. Однако рабочие процессы в них строятся по-разному — от выбора помещения до привлечения клиентов.
Зарегистрировать юридическое лицо можно в ближайшем отделении ИФНС либо МФЦ. Доступна и онлайн-регистрация.
Для кофеен без зала обслуживания больше подходит ИП из-за упрощенного бухгалтерского и налогового учета. Вот перечень документов, необходимых для регистрации:
Регистрация ИП занимает от 3 рабочих дней. После ее успешного завершения вы получаете на руки несколько документов:
Зачастую ИФНС работает по принципу «одного окна», и весь пакет документов можно получить сразу.
Для успешности кафе в первую очередь важны трафик и конверсия. Трафик — это количество людей, проходящих мимо заведения. Для оценки локации подсчет трафика обязателен, рекомендуем делать несколько коротких замеров в разные дни и разное время, а затем выводить среднее значение.
Конверсия показывает, какой процент людей из проходящего потока купят у вас кофе. Так, для уличных кофеен средняя конверсия равна 2%, то есть из 500 прошедших за час людей только десять станут покупателями. Выходит, если кофейня работает 12 часов, вы можете рассчитывать примерно на 120 чеков в день.
У нас, к примеру, средний чек на март 2019 года составляет 150 рублей. Умножив средний чек на их количество, вы получите прогноз дневной выручки заведения. В нашем примере это 120*150=18000 рублей в день или 18000*30,5=549000 рублей в месяц.
Разумеется, одних расчетов для оценки недостаточно. Оцените наличие ближайших конкурентов, их ассортимент и цены. Убедитесь, что вход в кофейню будет хорошо виден проходящему потоку. Обратите внимание на «точки генерации трафика» — места поблизости со схожей целевой аудиторией: учебные заведения, банки, сервисные центры и т. д.
Следующий важный показатель — это арендная ставка. Место для размещения кофейни в 6 кв. м. в Санкт-Петербурге стоит от 25000 рублей в сетевых гипермаркетах. В торговых центрах аренда будет заметно выше, в популярных ТЦ она превышает 200 тыс. руб. за остров. В бизнес-центрах стоимость аренды варьируется в диапазоне от 30 до 80 тысяч за место площадью 8-10 кв. м. Чем больше вы платите за аренду помещения, тем выше финансовый риск. Поэтому высокая стоимость аренды должна быть обоснована прогнозом продаж кофейни.
Где искать места для размещения:
Наши партнеры по франшизе основное оборудование для кофе-бара получают в безвозмездное пользование. В комплект входит профессиональная двухгруппная кофемашина и кофемолка. Некоторые поставщики тоже предоставляют в пользование кофейное оборудование при определенном объеме закупок вами кофейного зерна.
Желательно приобрести также блендер и соковыжималку. Тогда бариста смогут готовить на основе эспрессо более разнообразные и сложные напитки, увеличивая продажи кафе.
Для хранения ингредиентов в кафе обязательно наличие холодильника и морозильной камеры. В небольших кофе-барах достаточно портативных моделей, помещающихся под столешницей.
Витрина с десертами и выпечкой работает как магнит для гостей кафе, увеличивая продажи на 20% в небольших заведениях достаточно компактной настольной модели.
Основными ингредиентами в сегменте «кофе с собой» является кофейное зерно и молоко. При выборе поставщиков кофе ориентируйтесь на репутацию поставщика, соотношение цены и качества и бесперебойность поставок. Молоко для напитков должно быть жирностью не менее 3,2%, чтобы оно взбивалось в устойчивую пену, а ваши латте и капучино радовали клиентов.
От работы сотрудников кофейни напрямую зависит ее финансовый результат. Общительные и дружелюбные бариста, грамотно работающие с гостями, могут вывести кафе на плановые показатели продаж уже в первый месяц работы.
Поиск бариста начинайте не позднее, чем за 2 недели до открытия. Время потребуется на отбор кандидатов, обучение и стажировку на рабочем месте. Распространенные каналы для поиска — это профильные сайты (hh, restojob) и социальные сети, не лишним будет и объявление в самом кафе.
На личном собеседовании важно понять вовлеченность сотрудника, его личностные характеристики. Если он не рассматривает работу бариста как настоящую профессию либо ищет временную подработку, то надолго он в кофейне не задержится. Как правило, такие бариста чаще не соблюдают внутренние стандарты, опаздывают и пропускают смены. И, наоборот, заинтересованный сотрудник будет держаться за место и стараться работать наилучшим образом.
Для кофеен направления «to go» штат, как правило, состоит из двух бариста. Функции управляющего выполняет собственник бизнеса. Вспомогательный персонал (бухгалтер, юрист) работает на аутсорсе.
Если заведение стоит не на проходном месте, а немного во дворе или, к примеру, в углублении ТРЦ, то здесь уже нужно включать фантазию и будить в себе внутреннего массовика-затейника. Пройдитесь по ближайшим магазинам и офисам, где это возможно, познакомьтесь с сотрудниками, поболтайте. Расскажите им о себе и своём кофе или даже предложите скидку. Проверено, часть этих людей выберут ваше заведение даже несмотря на более высокую цену по сравнению с конкурентами, просто потому что запомнят вас как приятного человека — словом, это история про эмоции.
Многие бизнесмены и рекламщики будут доказывать вам, что с улицы по-прежнему хорошо приводят людей в заведение старые добрые промоутеры со скидочными флаерами. Это правда, но мы категорически против: такой метод — довольно сильный удар по экологии (неважно, куда попадёт листовка — в урну или дойдёт до заведения — переработать такую полиграфическую продукцию крайне сложно). Более того, не забывайте, что флаеры в ближайшей урне на улице будут часто дымить, а вам и вашим гостями этого не нужно.
Самым оптимальным вариантом (по вложениям он иногда даже дешевле листовок) будет запустить таргетированную рекламу в соцсетях. В интернете при желании можно найти много информации, которая даст вам набор знаний, достаточный для небольшой стартовой рекламной кампании, рассказывающей о вас потенциальным покупателям. Главное правильно понять, кто они — сотрудники торгового комплекса, офисные работники ближайшего БЦ, жители соседнего дома или студенты вуза, которые идут мимо вас на пары. Скорее всего, и те, и другие, и третьи, и ещё много кто, поэтому в таргетинге важен адресный подход.
Обычно целевую аудиторию кофейни описывают так: «женщины и мужчины, возраст 18-45 лет, средний доход». Это слишком общее описание и для практической работы с клиентами бесполезное.
Знание клиентов «в лицо» позволяет:
Например, мы поняли, что в одном из наших заведений основная аудитория – родители с дошколятами. Дети частенько просят у родителей кофе «как у папы». Однако кофеин вреден для хрупкой нервной системы детей. Поэтому мы предложили альтернативное детское меню на основе цикория. Теперь малыши могут почувствовать себя взрослыми без вреда для организма. Выручка кофейни увеличилась на 10%, так как родители покупают два напитка вместо одного. Словом, поймите, для кого вы открываете кофейню, и действуйте адресно.
Наименование | Сумма, руб. |
---|---|
Производство | 120000 |
Производство торгового острова, монтаж, подключение к сетям | 120000 |
Общие расходы | 100000 |
Обеспечительный платёж по Договору аренды | 50000 |
Первый полный месяц по договору аренды | 50000 |
Брендирование, полиграфия, промо на открытие | 29300 |
Оборудование | 338600 |
Кофемашина, кофемолка | 170000 |
Холодильник | 11000 |
Узел видеонаблюдения, видеокамеры, микрофоны | 13300 |
Программное обеспечение + оборудование | 55400 |
Музыкальный плеер | 1500 |
Терминал для безналичного расчёта | 6000 |
Витрина настольная | 27000 |
Весы кухонные электрические | 1400 |
Морозильная камера | 20000 |
Микроволновая печь | 4000 |
Интернет | 2500 |
Стаканы в столешницу для приборов и мешалок | 2000 |
Смеситель для питьевой (бутилированной) воды | 1500 |
Помпа для кофемашины (раковины) | 13000 |
Сифон для сливок | 10000 |
Инвентарь | 15310 |
Хозтовары и канцтовары | 2934 |
ИНВЕСТИЦИИ | 606144 |