Аптечный бизнес достаточно сложный и строго регламентируется законом. Если вы решили открыть аптеку с нуля, важно изучить все нюансы и тщательно подготовиться. В 2025 году вести такой бизнес особенно ответственно. Наши эксперты помогут разобраться со всеми этапами в пошаговой инструкции.
Открыть аптеку с нуля в 2025 году — это задача, требующая анализа фармацевтического рынка, изучение спроса, понимание госрегулирования. Рассказываем, как грамотно запустить аптечный бизнес и можно ли это сделать без медицинского образования.
Перед тем как открыть аптеку, важно учитывать многие аспекты: от выбора помещения и соблюдения санитарных норм до составления бизнес-плана и выбора оптимальной системы налогообложения. Вместе с экспертами подготовили пошаговую инструкцию по открытию аптеки с нуля в 2025 году.
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Составили таблицу, в которую внесли важную информацию об открытии аптеки.
Код ОКВЭД для аптек | 47.73 |
Организационно- правовая форма | ООО или ИП |
Налоговый режим | общий (ОСНО), упрощенный (УСН), автоматизированный упрощенный (АУСН) |
Требования к персоналу | профильное фармацевтическое образование, наличие медкнижки, прохождение медосмотра |
Аптечные организации делятся на следующие категории (приказ Минздрава №780н):
Аптека при медицинской организации. Чаще это государственные аптеки, но также могут встречаться частные организации. Такой формат не подходит для самостоятельного стартапа, так как требует значительных вложений и согласований.
Требования для открытия аптек отличается в зависимости от вида аптеки, формата бизнеса.
Для регистрации аптеки основным кодом ОКВЭД указывают 47.73 — «Розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)». Аптеку можно открыть только с основным кодом. При необходимости ассортимент можно расширить через добавление новых кодов.
Процесс лицензирования на аптечную деятельность зависит от статуса организации. Аптечные учреждения, относящиеся к федеральным органам власти, лицензируются Федеральной службой по здравоохранению. Остальные аптеки — региональными органами исполнительной власти.
Согласно закону о лицензировании (1), оформленная лицензия — бессрочная. Лицензирование включает хранение, производство, отпуск, перевозку и реализацию лекарств. Если аптека планирует реализовывать наркотические или психотропные лекарства, потребуется дополнительная лицензия, а также соблюдение строгих требований к помещению. Для стандартной фармацевтической деятельности достаточно базовой лицензии. Работа без такого разрешения грозит административной и уголовной ответственностью, вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Для открытия аптеки необходимо заключить договор аренды помещения, который обычно оформляется на срок 11 месяцев. Такой подход позволяет избежать обязательной регистрации договора в Росреестре. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора требуется предоставить:
Помещение, выбранное для аптечной деятельности, должно соответствовать следующим требованиям.
Техническое оснащение аптеки. Аптека должна быть оборудована системами приточно-вытяжной вентиляции, водопровода (с доступом к горячей и холодной воде), канализации и отопления. Температура в помещениях должна поддерживаться на уровне не выше +25 °C. Если аптека расположена в городе, обязательна установка системы охранной сигнализации. Для обслуживания маломобильных граждан нужно предусмотреть пандус или кнопку вызова сотрудников.
Разделение помещений. Помещение аптеки должно быть функционально разделено на отдельные зоны: торговый зал, помещение для хранения лекарств, зона для приемки товаров,
холодильные зоны, помещение для размещения некондиционных или просроченных лекарств, а также карантинные зоны для временного хранения препаратов, комната для отдыха и питания сотрудников, санузел.
Контроль за качеством лекарственных препаратов. Аптека должна быть оснащена гигрометрами для измерения влажности, кондиционерами и осушителями воздуха.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Помимо всего перечисленного, в аптеке должны быть отдельные зоны для работы с медикаментами, регулярная дезинфекция помещений и контроль влажности воздуха.
Стенд с информацией для потребителей. В торговом зале на видном месте необходимо разместить информационный стенд, содержащий: копию лицензии, контакты контролирующих органов, закон о защите прав потребителей, информацию о льготном обеспечении лекарственными препаратами, книгу отзывов и предложений, выписку о правилах продажи товаров, данные о предельно допустимых ценах на жизненно необходимые препараты.
Вывеска аптеки размещается на внешней стороне здания. На аптечной вывеске необходимо обязательно указать:
Для аптек, работающих в круглосуточном режиме, предусмотрены дополнительные требования: их вывески должны быть оборудованы подсветкой, а также кнопкой вызова сотрудника для удобства посетителей.
Все необходимое оборудование для работы аптеки должно иметь техпаспорта и быть установлено до получения лицензии. Аптечное пространство продумывается таким образом, чтобы обеспечить как комфорт для клиентов, так и соблюдение санитарных требований.
Минимальный набор оборудования для аптеки:
Аптека обязана соблюдать минимальный ассортимент лекарств (2), список которых утвержден законодательно и промаркирован. Лекарства размещаются на стеллажах, в шкафах или поддонах. Препараты с особым режимом хранения, например, психотропные или наркотические, помещаются в сейфы или металлические шкафы. Огнеопасные средства должны находиться вдали от источников тепла. Фальсифицированные или недоброкачественные препараты изолируются в специальной карантинной зоне.
Препараты с ограниченным сроком годности фиксируются в электронных или бумажных журналах учета. Лекарства подлежит отдельной регистрации, если они относятся к категории предметно-количественного учета (ПКУ), либо являются рецептурными.
Стоимость лекарств из перечня жизненно важных (ЖНВЛП) регулируется государством. Для каждого субъекта РФ установлены предельные надбавки, а цены фиксируются в протоколах согласования с поставщиками. Невыполнение этих требований может привести к штрафам или приостановке деятельности аптеки.
Все сотрудники аптеки обязаны иметь медицинские книжки и регулярно проходить медосмотры. Они должны носить спецодежду, соблюдать требования личной гигиены, регламент уборки помещений, правила входа и выхода из рабочих зон. Также вводится регламент внутренних трудовых процессов, который закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с этими правилами под личную подпись. Заведующий аптекой должен иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы в аптечном бизнесе более трех лет. Работники аптеки должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование.
При запуске аптеки по франшизе вы получаете готовую бизнес-модель, которая уже прошла проверку временем. Франчайзер предоставляет вам детальные инструкции по поиску и обустройству помещения, заключению контрактов с поставщиками, найму сотрудников и даже может предложить запуск онлайн-аптеки. Кроме того, вы начинаете работать под узнаваемым брендом, что облегчает привлечение клиентов. На рынке представлено множество франчайзинговых предложений, которые отличаются как по стоимости, так и по набору услуг. Стоимость открытия аптек по франшизам, по данным из открытых источников, в среднем варьируется от 390 тыс. до 2,5 млн рублей.
Разберем основные этапы открытия аптеки.
Для открытия аптеки необходимо выбрать ИП или ООО. Если планируется производство лекарств или дистанционная продажа, требуется ООО. ИП подойдет для реализации лекарств офлайн, но сам предприниматель обязан иметь профильное фармацевтическое образование.
УСН чаще выбирают для небольших организаций, так как она проще в администрировании и предполагает меньшие налоговые ставки. ОСН больше подходит для крупных предприятий без ограничения по числу сотрудников и доходу, но с обязанностью платить НДС, налог на имущество и подавать многочисленную отчетность.
Это документ, подтверждающий, что помещение соответствует установленным санитарным требованиям. Его получение представляет собой один из обязательных этапов при лицензировании бизнеса, особенно если деятельность связана с медициной, фармацевтикой или продуктами питания.
Заключение выдается Роспотребнадзором на основе проведенной экспертизы, которая проверяет параметры микроклимата, освещенности, уровня шума, воздухообмена, а также соответствие мебели, оборудования и других элементов требованиям санитарных норм. Срок рассмотрения заявления и выдачи СЭЗ в электронном виде составляет до 20 рабочих дней.
Онлайн нельзя продавать рецептурные препараты, наркотические или психотропные вещества, а также медикаменты с содержанием этилового спирта выше 25%. Для получения разрешения на дистанционную торговлю лекарствами нужно:
Для начала предпринимательской деятельности потребуется открыть расчетный счет в банке. Он необходим для передачи выручки, оплаты товаров, аренды и расходов, начисления зарплаты сотрудникам, а также для приема безналичных платежей от клиентов и партнеров.
Для торговли необходима регистрация и использование онлайн-касс. Исключение: аптеки в сельской и труднодоступной местности, медицинские пункты (фельдшерские, амбулатории), работающие на территориях без интернета. Для торговли в интернете удобнее использовать онлайн-кассы, интегрированные с системой обработки заказов. Такие устройства исключают необходимость печати бумажных чеков. Современные кассы регистрируются полностью онлайн, что значительно упрощает процесс.
Своими рекомендациями поделились Кырлан Марчел, доцент Финуниверситета, управляющий партнер исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» и Вадим Кашкин, руководитель отдела коммерческой недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости».
Кырлан Марчел:
«Данные организации контролируются Росздравнадзором на присутствие минимального ассортимента, необходимого для оказания медицинской помощи. Отсутствие хотя бы одного препарата из установленного перечня может грозить юридическому лицу крупным штрафом (до 200 тыс. рублей) или приостановкой деятельности аптеки до трех месяцев.
Мониторить данный перечень необходимо на постоянной основе, а не только при непосредственном открытии аптеки, так как в него периодически вносятся правки. Самостоятельно указать цены на жизненно необходимые и самые важные лекарственные препараты также не выйдет, их «потолок» регулируются государством.
Поэтому, для увеличения постоянного дохода, аптеки попутно занимаются продажей сопутствующих товаров для здоровья и красоты: приборы для самостоятельного измерения жизненно важных показателей, ортопедические подушки, ароматические масла, гигиенические помады и так далее».
Вадим Кашкин рассказал про требования к помещению аптеки.
«Как правило, минимальная площадь для помещения аптеки может составлять 30-40 кв.м. Если она больше 150 кв.м, то для размещения требуются специальные условия, предусмотренные СанПином (разрузочно-погрузочная площадка, площадка для сбора мусора). Наличие аптечного пункта в жилом проекте является одним из необходимых условий при проектировании ЖК.
Аптека должна располагаться в хорошо проходимых местах: в жилых районах или центре города. В целом это довольно популярный запрос для коммерческих помещений на первых этажах жилых домов. Важно, чтобы вход в аптеку был доступен как для пешеходов, так и для людей с ограниченными возможностями. Необходимо предусмотреть зону для хранения медикаментов, рабочее место для фармацевтов и консультационный кабинет, если планируется консультационная деятельность.
Стоимость аренды может значительно варьироваться в зависимости от региона, города и точного расположения. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) арендные ставки могут колебаться от 1,5 до 5 тыс. рублей за кв. м в месяц. В небольших городах стоимость может быть ниже, в диапазоне 0,4-1,2 тыс. рублей за кв. м.».
Кырлан Марчел помог ответить на вопросы про открытие аптеки с нуля.
Источники