Что такое бизнес-анализ
Бизнес-анализ — это дисциплина распознавания потребностей бизнеса и решения его задач.
— Проще говоря, это набор задач и методов, которые работают как связующее звено между заинтересованными сторонами. Они помогают им понять структуру, политику и деятельность организации. Они также могут рекомендовать решения, которые помогут бизнесу достичь его целей, — объясняет IT-эксперт компании Equipment7.com Борис Кисов.
Вы можете провести бизнес-анализ, чтобы получить общее представление о текущем состоянии компании. Или использовать его для определения потребностей бизнеса. Чаще всего анализ проводится для того, чтобы констатировать и подтвердить решения, которые соответствуют бизнес-потребностям или целям.
Объясним бизнес-анализ на примере. На условном заводе увеличилось время производства продукта и склад начал переполняться материалами.
— Бизнес-аналитик проводит измерение времени на каждом этапе производства и выясняет, что один из станков регулярно ломается. Определяются альтернативы: заменить детали или купить новый станок. Стоимостной анализ показывает, что покупка нового дешевле. Его закупают, после чего скорость производства приходит в норму. Это типичный пример выполнения бизнес-анализа, который позволил определить потребность и решение, применение которого принесло пользу заводу, — делится руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений Sharesoft Константин Замков.
Применять бизнес-анализ можно не только на предприятиях, которые выпускают материальный продукт. В сфере услуг он также работает. Представим, что у вас есть посадочная страница продукта, на которую идет интернет-трафик. Замечаете, что продажи мизерны.
— Выясняется, что люди заполняют форму контактов: указывают номер телефона, почту, а кнопку «купить» не нажимают. В итоге 300 контактов людей и ни одной продажи. Приходит время бизнес-анализа. Собираете рабочую группу, из IT-специалиста, верстальщика, провайдера банка. Понимаете, что кнопка «купить» не работает только с устройств Samsung или на определенном браузере. Начинаете переверстывать посадочную страницу, чтобы она была подстроена под все устройства, — объясняет директор института бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.
После устранения ошибок снова собираете рабочую группу и смотрите на выполнение KPI. Бизнес-анализ помогает, как в устранении ошибок, так и выбора курса. Например, продукт может быть хуже, чем у конкурентов, а стоит столько же. Тогда надо менять ценовую политику.
Бизнес-анализ предприятия — сложный и одновременно проектный процесс вынесение диагноза и назначение лечения.
— Он чем-то напоминает аудиторскую работу по выявлению слабых и сильных сторон организации с дальнейшей оценкой рисков неизбежности процесса постоянных изменений. Например, передо мной стояла задача предложить стратегическое видение дальнейшего развития бренда в условиях неопределенности и высокой конкуренции. Этого нельзя сделать без полного бизнес-анализ компании и ее подрядчиков, — рассказывает специалист в области бизнес-консалтинга, коуч Олег Гераськин
Главное
- Бизнес-анализ предприятия — анализ всех сфер его деятельности, чтобы выявить отклонения фактических показателей от плановых, либо от среднеотраслевых.
- Проводится путем исследования различных показателей бизнеса. На основе полученных данных принимаются управленческие решения для повышения эффективности деятельности фирмы.
- С помощью бизнес-анализа можно выявить недостатки финансово-хозяйственной деятельности, найти резервы улучшения финансового состояния организации, планировать финансовые результаты.
- Включает в себя анализ ресурсов, финансовый анализ, инвестиционный анализ, маркетинговый анализ, маржинальный анализ, анализ персонала.
Методы бизнес-анализа
Методов бизнес-анализа очень много. Самым известным считается SWOT-анализ.
- Strengths (сильные стороны);
- Weaknesses (слабые стороны);
- Opportunities (возможности);
- Threats (угрозы).
— Есть такой метод анализа маркетинга, как матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG). Товары фирмы делят на четыре группы в зависимости от темпов роста доли рынка и продаж. Группа с высоким темпом роста доли рынка и низким темпом роста продаж называется «трудные дети» .
Она требует большего вложения средств, так как это — наиболее перспективный товар. Товары с низкими темпами роста продаж и доли рынка называется «собаки». Их нужно постепенно снимать с производства, — рассказывает бизнес-тренер, специалист по антикризисному анализу, владелец онлайн-школы антикризисного анализа Capitalis Лилия Саетгалиева.
Чтобы сократить производственные расходы, применяют ABC-метод.
А — ресурсы, от использования которых компания получает наибольший доход (80%)
B — ресурсы, которые приносят средний доход 15%
С — наименьший доход 5%.
MOST или «Миссии, Цели, Стратегии» — позволяет аналитикам провести тщательный внутренний анализ того, что является целью организации и выяснить, как решать такие вопросы.
PESTLE — «политический, экономический, социологический, технологический, правовой и экологический». Модель помогает -аналитикам оценить все внешние факторы, которые могут повлиять на их организацию, и определить способы устранения.
MoSCoW — расстановка приоритетов, применяемых в управлении, бизнес-анализе, управлении проектами и разработке программного обеспечения для достижения общего понимания важности, которую они придают выполнению каждого требования.
5 Whys или «Пять почему» — техника является основой для методов бизнес-анализа. Она состоит из ведущих вопросов, которые позволяют аналитикам выделить первопричину проблемы, задав вопрос, почему такая ситуация возникает.
Среди более узконаправленных методов бизнес-анализа Олег Гераськин выделяет:
- мозговой штурм;
- анализ бизнес-данных;
- моделирование потоков данных;
- анализ и алгоритмы принятия решений;
- анализ корпоративных документов;
- интервью с сотрудниками;
- метрики ключевых показателей;
- моделирование процессов принятия решений;
- проектная работа над задачей.
Задачи бизнес-анализа
По просьбе «КП» бизнес-тренер Лилия Саетгалиева представила совокупность задач, которые приходится решать бизнес-аналитику.
- оценивать эффективность использования ресурсов;
- определять перспективы развития предприятия;
- рассчитывать возможные риски и предлагать варианты их страхования;
- составление бизнес-плана предприятия на основе анализа прошлых периодов;
- изучать, насколько были выполнены показатели плана и находить причины отклонений фактических показателей от нормативных;
- оценка конечных финансовых результатов;
- поиск резервов увеличения производства и продаж.
Управление бизнес-процессами предприятия
Вместе с экспертами простым языком объясняем про BPM, его структуру, цели, методы и принципы
Подробнее
— Основной задачей бизнес-анализа считаю получение правдивой информации для принятия эффективных управленческих решений при должном уровне текущей эффективности и при грамотной оценке потребностей бизнеса. Стратегия определение путей достижения результата не может быть правильной без оценки и контроля рисков дальнейшего развития в целом и анализа работы всех подразделений организации, — отмечает Олег Гераськин.
По мнению Константина Замкова, задачи бизнес-анализа можно условно разделить на следующие группы:
- Анализ стратегии. Составление перечня возможных стратегий и выбор из них подходящих.
- Планирование и мониторинг. Определение порядка проведения анализа существующих процессов и контроля результатов.
- Выявление и совместная работа. Выявление требований к изменениям процесса или системы с привлечением заинтересованных сторон.
- Анализ требований и проектирование. Оценка требований к изменениям процесса или системы и проектирование решений.
- Управление жизненным циклом требований.
- Оценка решений. Определение наиболее оптимальных решений.
Основы бизнес-анализа
О принципах основ бизнес-анализа говорит бизнес-тренер Лилия Саетгалиева.
- изучение любого предприятия, как системы;
- оценка процессов на предприятии в целом;
- выбор надежных методов и процедур;
- анализ должен осуществляться с определенной периодичностью, которую каждое предприятие выбирает само;
- выводы должны быть определены количественно;
- возможность доказать выводы анализа;
- определение воздействия выявленных фактов на результаты функционирования предприятия;
- анализ за разные периоды можно сопоставить;
- затраты на проведение анализа должны быть сопоставимы с эффектом, который он дает;
- повышается ответственность работников за результаты анализа.
Борис Кисов рассказывает, что все проекты бизнес-анализа проходят базовый цикл. Проект — это набор шагов, которые чего-то достигают. Несмотря на то, что каждый проект отличается, задачи бизнес-анализа всегда следуют порядку:
- Планирование. Создайте рабочий план и продумайте подход к проведению анализа.
- Охват проекта. Определите и задокументируйте границы проекта и проанализируйте бизнес-задачу без принятия решения. Четкое определить возможности или проблемы, которые необходимо решить компании.
- Выявление и анализ требований. Важнейшая задача, которую профессионалы в области бизнес-анализа делают на уровне проекта. Понять реальные потребности бизнеса и найти первопричину бизнес-проблем, а также донести требования до целевой аудитории.
- Разработка решения. Бизнес-аналитики оказывают поддержку команде по разработке решения.
- Постройте решения. Бизнес и проектная команда принимают решение, основываясь на результатах деятельности прошлых шагов. Нужно обеспечить соответствие решения бизнес-потребностям, указанным в целях проекта и бизнес-требованиях.
- Тестирование решения. По мере проектирования и создания решения, требуется сотрудничество с командой тестировщиков, чтобы убедиться, что решение соответствует бизнес-потребностям.
- Внедрение решения. Убедитесь, что бизнес использует решение. Активная работа с заинтересованными сторонами проекта по мере развертывания решения. Можете работать в качестве агента изменений, отстаивая необходимость изменений, а также обучать новых пользователей системе.
- Проведение анализа после внедрения. После того, когда решение будет внедрено, вы должны убедиться, что оно соответствует целям, изложенным в проекте. Если нет, то это несоответствие может привести к появлению еще одного проекта, направленного на устранение этого пробела.
Главное
- В основе бизнес-анализа готовность всех заинтересованных сторон к изменениям. В процессе формируются этапы, цели и состав участников наиболее лояльных к получению результата.
- Проводится аудит деятельности предприятия в области оперативного управления, организационной структуры, мотивации персонала и т.д.
- В результате формируется адекватное понимание состояние компании. Проектируется желаемая модель развития компании с позиции собственника бизнеса.
- Сформированная команда структурных руководителей подключается к работе для выработки наиболее оптимальных и эффективных путей достижения поставленных задач. Определяется персональная ответственность и временные рамки выполнения задачи для каждого сотрудника компании за внедрения согласованных этапов структурных изменений.
- Воздействуя направлено на раскрытие глубинного управленческого потенциала, грамотный бизнес-анализ эффективно повышает осознанность и результативность видения постановки целей в формате конечного результата.
Результаты бизнес-анализа
В результате правильно выполненного бизнес-анализа организации могут создавать более хорошие продукты, принимать правильные решения и получать дополнительную выгоду от своей деятельности.
— Итогом работы бизнес-аналитика становится документ с оценкой одного или нескольких бизнес-процессов, подтвержденными или опровергнутыми гипотезами и рекомендациями по реорганизации, — говорит генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова.
Основным результатом анализа является оценка текущего состояния предприятия. В результате бизнес-анализа определяются причины роста или падения продаж или расходов.
— Изменение этих показателей влияет на конечный результат — прибыль. Полная диагностика предприятия дает возможность детально определить «узкие места» бизнеса. Знание ситуации позволяет принимать выверенные управленческие решения. Это должно приводить к увеличению конечного финансового результата и повышению эффективности использования ресурсов предприятия, — говорит Лилия Саетгалиева.
Популярные вопросы и ответы
Для чего нужен бизнес-анализ?
— Бизнес-анализ — анализ финансовых, управленческих и других показателей компании с целью поиска вариантов оптимизации деятельности и поиска решений имеющихся проблем, улучшения существующих процессов. Конечно, любому предпринимателю сложно говорить плохо о своем «ребенке», искать недостатки. Проще сказать, «у меня все прекрасно». Но это не поможет бизнесу расти. Поэтому чаще всего для бизнес-анализа привлекают людей со стороны: таких же предпринимателей, финансистов, экономистов, аналитиков, консалтинговые компании, — отвечает генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова.
В чем плюсы и минусы бизнес-анализа?
+ Процесс принятия решений становится обоснованным
+ Бизнес-аналитики выступают как источники информации, так как смотрят на функционирование бизнеса сразу в нескольких измерениях и могут найти инсайты.
+ Согласно исследованию McKinsey, компании, внедрившие инструменты бизнес-анализа, имеют ежегодный прирост в выручке 6%.
+ Диагностирование и отладка бизнес-процессов повышает операционную эффективность компании.
— Издержки на внедрение могут оказаться существенным — закупка ПО, поиск специалистов.
— Нанимать консультантов также дорого.
Бизнес-анализ следует проводить самостоятельно или привлекать специалистов со стороны?
— Большим компаниям приоритетнее заказывать бизнес-аналитику у профессионалов, передав им выстраивание бизнес-процессов. Стартаперам провести самому: тут приоритетнее вливать в бизнес максимальное количество средств и экономить их для собственной жизнеспособности, — считает директор института бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих.
— Задача бизнес-аналитиков в анализе и синтезе информации, предоставляемой огромной группой людей, которые взаимодействуют с фирмой. Клиенты, руководители, сотрудники и IT-профессионалы посылают эту информацию. Аналитики не только сосредотачиваются на выраженных просьбах, но и выявляют реальные потребности заинтересованных сторон. Иногда аналитик облегчает коммуникацию между организационными подразделениями. Корпоративный бизнес-аналитик идеально подходит для понимания потребностей организации, помогает ей оставаться конкурентоспособной, находить креативные решения сложных бизнес-задач, вносить инновации и постоянно увеличивать ценность для клиента и получать прибыль в итоге, — говорит IT-эксперт компания Equipment7.com Борис Кисов.
С чего начать погружение в бизнес-анализ?
— Для начала я рекомендую изучать UML (Unified Modeling Language) – это язык моделирования, который позволяет разложить предметную область на составляющие элементы, посмотреть на нее с разных сторон и составить визуальные схемы аспектов этой предметной области таких как, изменений состояний, обмен сообщениями между элементами, последовательности выполнения действий, варианты использования и других, — отвечает руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений, Sharesoft Константин Замков.
Какие учебники, пособия и работы по бизнес-анализу почитать новичкам, чтобы лучше вникнуть в суть процесса?
Этот вопрос мы задавали всем нашим экспертам. В результате получилась масштабная подборка книг, которые помогут лучше разобраться в бизнес-анализе.
• «Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса». 2-е изд. / Р. Абрамс
• «Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок» / Е.Р. Орлова
• «Азбука бизнес-планирования» / А.М. Сатаев.
• «Бизнес-анализ» / Дебра Пол, Джеймс Кадл, Дональд Йейтс.
• «Методы бизнес-анализа» / Пол Тернер, Джеймс Кадл, Дебра Пол.
• «Бизнес-аналитик: Карьера в бизнес-анализе» / Эдриан Рид.
• «Оптимизация бизнес-процессов» / Д. Харрингтон. Это инструкция с советами, техниками, инструментами и методиками для увеличения производительности, эффективности и рационализации. В книге описан моральный износ, бессмысленные двойные усилия, бюрократия, узкие места и как от этого всего избавиться.
• «Построение бизнес-моделей». / А. Остервальдер, И. Пинье. Настольная книга стратега и новатора. Рписаны подходы к анализу и бизнес-моделям, которые используются в Google и IBM, рассмотрены факторы, влияющие на процветание бизнеса: потребители, их сегменты, сбыт, ключевые партнеры, отношения с клиентами, доходы и т.д.
• «Голая статистика» / Ч. Уилан. С помощью книги можно научиться ориентироваться в статистических показателях и анализировать данные. В каждой главе есть приложение с формулами и графиками, а в конце книги — обзор приложений для работы со статистическими данными, который пригодится всем практикам.
• «Бизнес-анализ деятельности организаций» /учебник под редакцией профессора Л.Н.Усенко,
• «Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер» / Бернард Марр.
• «Управление финансами предприятия» / Савчук В.П.
• «Финансовый анализ» / Л.С. Васильева, М.В. Петровская
• «Финансовый анализ. Управление финансами» / Н.Н.Соловьева, А.Ф.Ионова