Сейчас почти всем покупателям легковушек интересно еще и то, насколько высоко днище машины висит над дорогой. В автосалонах к колесам выставочных машин даже подкатывают какие-то штуковины, имитирующие высокий бордюр, чтобы показать, что бампер окажется выше и не разлетится от удара при неосторожной парковке.
Ниже плинтуса
В Европе как было: чем больше машин продавалось, тем лучше становились дороги. И новинки рассчитывали уже под хороший асфальт. Делали их ниже, подвешивали для красоты снизу пластик, окрашивали его в цвет кузова. Конфетку в такой обертке было проще продать. Инженерам низкую машину легче настроить, чтобы она лучше слушалась руля, а не рыскала туда-сюда по дороге.
А наши мужики недоумевали: зачем вся эта красота там, где из-под колес летит песок и щебень, где грязь и бордюрные камни? Чем хвалятся какие-нибудь японцы или корейцы, показывая очередной паркетник, если в грязи он встанет там, где легко проползет дедовский «Москвич»? А хвалятся японцы тем, что продают иллюзию проходимой машины людям, которым не хватает внешней крутизны. Большие колеса сделаны такими в основном для красоты, а система полного привода со всей ее электроникой — для стабилизации движения на скользкой дороге, не более. Хотя продавцы машин будут убеждать в том, что это сделано для тверских болот и сибирских снегов.
Пять признаков проходимости
Проходимость машины легко видно на глазок, и дело не в блестящих железных дугах, фонарях на крыше или дурацких наклейках про умение проехать везде. Есть вполне конкретные признаки.
1. Автомобиль высокий
Чтобы не ползать брюхом, автомобиль должен стоять высоко над поверхностью. 17 — 18 см — детский лепет, надо не меньше 20 см. Только не доверяйте данным автопроизводителей, могут слукавить. Например, не учесть разницу от нависающей снизу защиты двигателя, которая запросто украдет пару-тройку сантиметров.
2. Узкий
Не вспоминайте широкий «Хаммер»: машины для всяческих бурь в пустыне в перелесках средней полосы беспомощны. Чем уже колея (ширина между колесами), тем легче маневрировать. Полтора метра — вполне нормально. Посмотрите на японские пикапы или на ту же «Ниву» спереди — эти машины узкие. Проблемой становится устойчивость на скорости, но внедорожник не для гонок.
3. Короткие свесы
Вперед от передней оси и назад от задней оси много железа или пластика торчать не должно. Чем дальше выступает вперед бампер, тем хуже способность взобраться на крутую горку. Есть даже специальные определения — «угол въезда» и «угол съезда» (см. схему).
4. Большие колеса
Только не широкие, а высокие. И узкие вдобавок. Широкая шина нужна для асфальта, в грязь и снег нечего на ней соваться. Нужна узкая «зубастая» шина с обозначение M&S.
5. Полноприводный
В особенности систем 4х4 не углубляемся, но четыре гребущих колеса на бездорожье всегда лучше двух.
Мощность мотора, прочие особенности могут и не играть большой роли. Хорошо бы еще такой машине быть легкой, но этого трудно добиться, если автомобиль огромный. Напоследок семь примеров машин, которые безоговорочно подходят под определение «внедорожник»: LADA 4×4, Suzuki Jimny, Toyota Fortuner, Mitsubishi Pajero Sport, Jeep Wrangler, «УАЗ Патриот», Hower H3.