Начнем с тех показаний, которые наш собеседник в 1959 году давал следствию.Итак, допрос Владислава Карелина от 15 апреля 1959 года. Допросил прокурор следственного отдела прокуратуры Свердловской области Романов:
…В связи с гибелью группы Дятлова следует рассказать о необычном небесном явлении, которое мы наблюдали в своем походе 17 февраля 1959 года.
Около 7.30 утра меня разбудил крик дежурных, готовивших завтрак: «Ребята! Смотрите, смотрите! Какое странное явление!» Я выскочил из спального мешка и из палатки без ботинок в одних шерстяных носках и увидел большое светлое пятно. Оно разрасталось. В центре него появилась маленькая звезда, которая также начала увеличиваться. Все это пятно двигалось с северо-востока на юго-запад и падало на землю. Затем оно скрылось за лесом, оставив на небосклоне светлую полосу.
Это явление произвело на разных людей различное впечатление. Атманаки утверждал, что ему показалось, что сейчас земля взорвется от столкновения с какой-то планетой. Шавкунову это явление показалось «не так уж страшным». На меня оно не произвело особенного впечатления - падение крупного метеорита и ничего больше. Все это происходило в течение чуть больше минуты».
— Мы, очевидцы шара, тогда и выдвинули мысль - нечто подобное могло пролететь и над палаткой дятловцев. Какое-то техническое, а не природное, явление, которое могло погубить ребят.
Вы проводили собственные расследования по трагедии на перевале. Расскажите о том.— Конечно. Я много общался со специалистами в космической отрасли. Один из них - московский полковник в отставке - сначала заявил, что не было никаких запусков в то время, потом думал - а впрочем, дайте я посмотрю в своих дневниках. И вот на другой день он мне рассказал - да, 2-го февраля был запуск с Капустина Яра. Этот же пуск указан и в книге «Задачи особой государственной важности». Он был аварийным. Я думаю, что эта авария могла иметь какое-то отношение к трагедии с дятловцами.
Мы обратились к историку ракетной отрасли Игорю Маринину с просьбой помочь в поиске информации по пуску от 2 февраля 1959 года. И вот что он ответил:
«По нашим данным, 2 февраля 1959 года ракета Р-5М пускалась из Капустина Яра в Астраханской области на расстояние 1167,2 км, при этом из-за преждевременного выключения двигателя и ненормальной работы наземной системы радиоуправления полетом случился недолет 280,7 км и боковое отклонение 24,3 км
Таким образом эта Р-5М не могла попасть на Урал и по дальности, и по направлению. В другие дни часть пусков Р-5М, указанных в документах как пуски с Капустина Яра, были произведены с полигона Челкар возле поселка Макат (более 770 км от Капустина Яра, северо-восточная прибрежная зона Каспия. - Ред.) по программе ПРО.
Но, опять-таки, все они были в направлении Аральска или Балхаша и ни один из них в сторону Урала. В конце 1957 года один пуск в сторону Балхаша был произведен с будущего Байконура. Из других мест (расположенных ближе к перевалу Дятлова) никакие ракеты в 1959 г. не запускались».
Недавно мы писали, что недалеко от места трагедии современные туристы находили обломки, похожие на части ракетных деталей. Мы сделали анализ одного из таких обломков в Институте металлургии и материаловедения имени Байкова и выяснили, что это алюминиево-марганцевый сплав с титановым покрытием, широко применяемый в авиационном и ракетном производстве.
Отправили фото обломка и результаты его анализа опять же экспертам. К письму приложили фотографии других находок. В частности, детали, похожей на самовар, которую обнаружила рядом с местом трагедии экспедиция фонда памяти группы Дятлова в 2013 году. На «самоваре» есть серийный номер - «15д9 -1-020 N109 21115д96 24-010 N109 211». А также фото детали, найденной в 2011 году охотником манси Олегом Самбиндаловым в болотистой тайге неподалеку от озера Турват. На странном обломке сохранилась надпись «заземление».
Ответ не заставил себя долго ждать.
«...Это фото обломков от МБР УР-100, которые запускались с Байконура в 1970-х годах.
«15Д96» - это двигательная установка РД-0234 первой ступени МБР 15А35 (УР-100Н УТТХ, другие названия SS-19 mod.3, «Стилет», по договору ОСВ-1 РС-18Б) разработки НПО машиностроения (главный конструктор В. Н. Челомей). Состоит из четырех двигателей 15Д95. Ракета начала испытываться в 1973 году с Байконура.
Серийно производилась с 1974 года на заводе им. Хруничева (тогда филиал НПО машиностроения), а двигатель производился в Воронеже и в Перми. На боевом дежурстве с 1975 года. Ресурс продлен до 30 лет. В настоящее время снимается с вооружения».
Еще одна версия, связанная с аварией ракеты или сбросом ступени, предполагает, что дятловцы могли отравиться парами гептильного топлива. Известно, что гептил - высокотоксичное вещество и весьма опасно для человека.
Мы поговорили об этом с доктором биологических наук, профессором-биохимиком Львом Ягужинским, автором монографии по токсичности гептила.
Гептил действительно опасное топливо, - сказал он. - Но я никогда не слышал, чтобы он убивал человека наповал или влиял на помутнение сознания. Наши исследования показали, что действие гептила накопительное. При частом контакте он может привести к онкологическим заболеваниям.
Мы изучали здоровье сотен людей, работавших на производстве гептила. Они вдыхали пары этого топлива, но не задыхались, не впадали в панику, не теряли рассудка.